Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Межличностные и групповые конфликты.



2018-07-06 342 Обсуждений (0)
Тема 5. Межличностные и групповые конфликты. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание дисциплины

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Распределение учебного материала по темам

Раздел I. Методологические и теоретические основы конфликтологии.

Тема 1. Конфликтология: предмет, цели, значение в обществе

Определение понятия «конфликт», анализ условий его возникновения. Конфликт как объект и предмет конфликтологии. Конфликт как свойство социальных систем. Социальные противоречия и социальные конфликты. Конфликт как феномен общественной жизни Характеристика конфликтологии как научной дисциплины.

Основные понятия конфликтологии. История конфликтологии и эволюция отражения конфликта в науке, религии и искусстве. Становление конфликтологии как учебной дисциплины в России и за рубежом.

Тема 2. Общая теория конфликтов

Понятие структуры конфликта. Причинная обусловленность конфликта. Анализ причин конфликтов на основе характера социальных противоречий. Причины конфликта как совокупность факторов, обостряющих или стимулирующих противоречие.

Объективная обусловленность конфликтов. Естественно-объективные и организационно-управленческие причины конфликтов. Субъективная обусловленность конфликтов. Личностные и социально-психологические причины социальных конфликтов. Соотношение и взаимообусловленность объективных и субъективных причин конфликтов.

Этапы динамики конфликта. Возникновение и формирование конфликтной ситуации как этап зарождения и созревания конфликта. Основные стадии предконфликтного этапа и их особенности. Возникновение противоречий, спор или выяснение отношений, конфронтация. Место и роль инцидента в динамике конфликта. Сущность инцидента. Варианты поведения сторон при возникшем инциденте в условиях конфликтной ситуации.

Развитие конфликта как этап динамики конфликта. Стадии развития конфликта. Конфликтное взаимодействие и его содержание. Специфика конфликтного взаимодействия. Расширение и углубление конфликта. Понятие и особенности эскалации конфликта. Интенсификация враждебных действий сторон. Факторы, способствующие эскалации конфликта. Границы развития конфликта.

Апогей конфликта и «переоценка ценностей». Начало процесса деэскалации конфликта. Стадии и основные формы завершения конфликта. Компромисс и условия его достижения. Консенсус во взаимоотношениях конфликтующих сторон. Роль «третьей силы» в завершении конфликта.

Окончание конфликта. Основные фазы окончания конфликта. Частичная и полная нормализация отношений между оппонентами. Возможность возобновления конфликта. Отношения между сторонами после окончания конфликта.

Понятие конфликтной ситуации, возникновение и структура. Осознание ситуации как конфликтной ее участниками. Субъекты конфликта как элементы конфликтной ситуации. Типы и ранги субъектов конфликта. Влияние образов конфликтной ситуации на развитие конфликта. Динамика конфликтного взаимодействия. Стадии и фазовая динамика конфликта. Конфликт как процесс. Конфликтное взаимодействие и конфликтное поведение. Классификация типов поведения в конфликте по К. Томасу. Основные модели завершения конфликта.

 

Тема 3. Управление конфликтами

Понятие управления конфликтом. Содержание управления конфликтами. Понятие управления конфликтом. Управляемый и неуправляемый конфликты, факторы «управляемости» конфликта. Условия , которые делают конфликт управляемым. Завершение конфликта. Основные формы завершения конфликта. Стратегии разрешения конфликта (сотрудничество, соперничество, приспособление, уход и компромисс). Тактики завершения конфликта. Тактики воздействия (по Д. Кипниусу, С. Шмидту, И. Вилкинсону) (рациональное убеждение, давление ,апелляция к власти, санкции, дружелюбное обращение, заискивание, коалиционная, манипулятивная, неотменяемые обязательства, заключение сделок

.

Раздел II. Конфликты в различных сферах социального взаимодействия

Тема 4. Внутриличностные конфликты: специфика, формы проявления

Основные подходы к причинам и формам проявления внутриличностного конфликта (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, А. Адлер, А. Маслоу, К. Левин). Потребности, интересы, ценности и мотивы поведения личности. Внутренние и внешние противоречия личности и их взаимосвязь. Фрустрация, стрессы, конфликты и кризисы. Формы проявления внутриличностных конфликтов. Переживание как основа внутриличностного конфликта. Последствия и проявления внутриличностных конфликтов. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов. Психологическая защита на подсознательном и сознательном уровнях. Развитие стрессоустойчивости. Самоменеджмент как профилактика и технология регулирования внутриличностных конфликтов. Роль конфликта в формировании и развитии личности.

Тема 5. Межличностные и групповые конфликты.

Причины возникновения межличностных конфликтов. Конфликт как форма социального взаимодействия. Ролевые конфликты. Способы разрешения межличностных конфликтов. Способы урегулирования межличностных конфликтов. Малая социальная группа как первичный элемент социума. Семейные конфликты как разновидность групповых конфликтов. Групповая динамика, внутригрупповые структуры, проблемы лидерства в группе и конфликты. Групповые нормы, ценности, способы поведения и механизмы возникновения межгрупповых конфликтов. Функции межгруппового конфликта. Особенности возникновения, протекания и регулирования конфликтов в различных группах: организационно-производственных, учебно-педагогических, семейных. Социально-экономические, политические, национально-этнические процессы в современном обществе и конфликты между большими социальными группами. Возможности достижения консенсуса в обществе. Наиболее приемлемые стратегии конфликтного взаимодействия в профессиональной деятельности юристов



2018-07-06 342 Обсуждений (0)
Тема 5. Межличностные и групповые конфликты. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Межличностные и групповые конфликты.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)