Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации начинающему учителю музыки.



2018-07-06 1286 Обсуждений (0)
Рекомендации начинающему учителю музыки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Когда вы встречаетесь с новой группой, с которой вам предстоит работать, то начинаете всегда с определённых шагов. Какого бы возраста ни была группа – первые шаги всегда будут похожими. Это знакомство – каждомунадо как-то представитьсебя другим детям, завязать контакты. И в первое время этаустановка будет доминировать над всем другим, здесь собственно мало учебы-воспитания, главное – выращивание атмосферы, которая потом будет на вас работать. В первом классе у меня на это уходило до полугода. Только в январе-феврале я заметила, что дети уже наигрались в контактные игры и готовы к следующим шагам. В каждой начальной стадии рождения сообщества будут свои особенности, но в начале работы время знакомства, создания контактов, приятия друг друга всегда стоит в центре внимания педагога.

В это время хорошо идут танцы «Здравствуйте, до свидания», «Танец встречи» и т.п. Игры «Ниточка», «Летающее имя», «Игры с именами»,инсценированное пение, пение с хороводами – «Пошла коза по лесу» – контакт и подчинение. Привлечение внимания к себе, проблемы выбора – «По-за городу гуляет», «Уж во городе царёвна», «Сидит Дрёма», «Вдоль по улице молодчик идёт» и т.д.

За время эпохи знакомства учителю надо постепенно приучать группу к концентрации внимания и к вниманию к своей особе, так как пока группа не научится реагировать на ведущее группу лицо – развитие будет идти с затруднением. Здесь хорошо идут игры-хороводы: «Зеркало»– пример смены роли: лидер-исполнитель[1]; «Веду автомобиль» – контактная игра, где есть ведущий и ведомый; «Сидит Дрема», «По-за городу гуляет» – кроме проблемы выбора, здесь важен контакт с группой: чтобы понравиться всем, надо выглядеть красиво, «красоваться», держать себя достойно, привлекательно – тут,очень уместно поговорить о манере поведения. Девочки очень эмоционально реагируют на весть о том, что на них всегда смотрит царевич – эта мысль способна помочь на достаточно долгое время стараться «держать себя».

В результате таких педагогических действий у вас с группой появляется общий язык, общие представления о поведении на занятиях, доверительные отношения с каждым участником группы. Формируется произвольное внимание –при помощи игр на вслушивание. В этот же периоднадо начинать вводить звуковые ритуалы: приветствие и прощание как границы урока, помещение себя в заранее условленное время и место (например, кабинет музыки). Звук колокольчика или треугольника – призыв к тишине. Ритуалом должно стать и домашнее задание, очень простое, например – услышать дома (или по дороге домой…) самый тихий звук и рассказать всем об этом звуке. Или заметить, какую песню напевала дома мама, брат, бабушка. Или самый необычный, незамечаемый раньше звук. Или сделать шумящий инструмент из любой ёмкости, наполнив её крупой, камешками, монетками и попросить одноклассников угадать по звуку, что там лежит – предмет из дерева, из металла, из пластмассы?Если там крупа – можно угадать, какие именно зёрна там находится. Такие задания очень нравятся детям.(См. раздел программы «Звук и слух. Игры на вслушивание»).

 

За время знакомства необходимо установить тёплую, доверительную атмосферу в группе, вырастить и укрепить авторитет учителя.В результате у детей естественно протекает познавательный процесс: развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения, речи, регуляции поведения и деятельности.

То, что цвело в этом году (первый класс), должно стать удобрением для жизни второго класса; тогда взрастут новые цветы, которые в своё время будут удобрять почву для третьего класса.

Темпы уроков и, шире, темпы прохождения этапов зависят от состава вашей группы, или от «темперамента» вашей группы, они бывают разными всегда.

Откажитесь от заранее приготовленных поурочных планов! Они усыпляют мысль и живую реакцию на происходящее на уроке, заставляют забыть об истинном ходе научения и искусственно тянут к цели, которая на деле может оказаться неверной или недостижимой, или вовсе ненужной! Каждый следующий урок готовьте сразу после только что проведенного урока… Но это не значит, что учитель не должен знать свой план (предмет), свои цели– напротив, он должен знать все это в гораздо большем объёме, чем поурочный план или даже учебный план на год. Хорошо, когда учитель умеет предвидеть все возможные ходы и выходы в пространстве своего предмета. Малообразованный учитель в наше время, в XXI веке, просто не сможет существовать, для него нет места работы – возможности образования через компьютер выглядят настолько симпатичнее, что общество будет обращаться только туда. Но кое-чего компьютер все-таки не может – живое общение, тёплое и умное, направленное именно на тебя, возможно только с живым, тёплым и умным учителем. А это уже другой стиль преподавания, другие педагогические навыки, другие умения и представления. И другие результаты.

Учитель,учись! Работать на будущее – значит работать в настоящем.Придётся вырабатывать свой язык, стиль голоса, выразительность.

 

Рекомендации по организации работы в группе:

Оптимальная наполняемость группы 10-15 человек.

Работа по программе не требует учебника для учащихся. Более того, работа с музыкальным материалом, со звуками исключает видовой ряд! Только так сильнее начинает работать воображение, интуиция, представления, т.е. то, что мы именно хотим воспитать в ребёнке. Визуальная (внешняя) работа ставит слуховую (внутреннюю) работу на второе место, отвлекая от главной задачи, подменяя ее вглядыванием, а не вслушиванием и наблюдением за своими эмоциями. Связывать визуальный ряд с музыкой возможно только при достаточном накоплении музыкальных впечатлений.

Кроме того, современная массовая культура сплошь визуальна, а нам надо раскрывать слуховые каналы, напрямик ведущие нас во внутренний мир.

 

Вообще, слышать в картине музыку – это такие тонкие вещи! Наверное, тоньше, чем в музыке слышать (находить) свои чувства. Но если эти ощущения навязывать, подсказывать, то ничего, кроме клише, стандартных, мало что выражающих ответов, мы не услышим. А в старшем возрасте, увы, это может принимать формы яростного протеста против любой классической музыки. Так подростки защищают свой эмоциональный мир. Возможно, поэтому их музыка так отличается от «любой классической».

 

Итак, работая над внутренним, нам не надо видеть глазами, лучше всего их закрыть Посмотритена скульптуру Коненкова, изображающую Баха (см. В пособии «Звук и слух»): лежащая голова с закрытыми глазами, полностью вслушивающаяся.

 

В процессе работы, однако, возникают вещи, которые хочется, надо записать. Это можно делать в рабочей тетради, после предварительного обсуждения, выявления музыкального в том, что мы сейчас делаем. Таким образом, учебник рождается в руках учащегося. Это очень хороший способ научитьребёнка любить учебную книгу.

 

Поурочные планы каждый учитель должен составлять САМ! Это его творчество, это его внимание к состоянию класса, это его выбор музыкального материала. Не случайно работу учителя сравнивают с режиссурой, учитель сам пишет сценарий и сам режиссирует ход урока.

 

Учитель, работающий по программе «Каждый ребенок – музыкант», должен прилагать больше усилий, чем при прежних способах работы, так как всё, что должны делать дети, он должен уметь делать сам. Причём, делать это высококлассно, без ошибок, красиво и уверенно, увлекая своей деятельностью детей. Учитель должен чувствовать себя свободным творцом, впрочем, целиком и полностью отвечающим за последствия своих экспериментов над детьми…

 

Учитель должен убедить своей деятельностью администрацию и родителей в правильности выбранного пути. Это будет очевидно, когда у детей повысится мотивация к занятиям музыкой.

 

В таком случае, роль методического пособия, совершенно очевидно, вырастает во много раз: это учебная книга для учителя. Работа над собой – главная цель учителя.

 

 

Рабочая тетрадь – минимальных размеров – готовится к изданию. Она существенно отличается от ныне изданных рабочих тетрадей, т.к. тоже направлена на «звучание». Например, если лист будет чистым, и вы предлагаете вспомнить свою любимую (на сегодня) песенку, то ребёнок может просто нарисовать то движение, которое вы делали под эту песенку. Сведения о музыке, о песнях, которые дети узнали, запомнили, полюбили, заносятся в тетрадь своими словами, без подсказок, тестов, кроссвордов и т.д. В первом классе писать – очень трудное дело, поэтому можно свои впечатления, или «памятки», зарисовывать в виде маленьких картинок-напоминалок. Можно (но не обязательно!) записывать детские выступления на видео, раз в четверть и просматривать с детьми, обсуждать.



2018-07-06 1286 Обсуждений (0)
Рекомендации начинающему учителю музыки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации начинающему учителю музыки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)