Основные направления государственной социальной и кадровой политики
Окончание табл. 1.1
Под государственной кадровой политикой в широком смысле понимается сложное социальное явление, охватывающее стратегические направления деятельности субъекта социального управления по формированию, развитию и рациональному использованию трудового потенциала страны. В узком смысле – государственная кадровая политика выступает как стратегия, политический курс работы с кадрами, закрепленный в официальных документах, определяющих деятельность государственных структур по регулированию кадровых процессов. Государственная кадровая политика должна быть: • научно обоснованной, созидательной, учитывающей потребности государства в кадрах в переходный период, но в то же время определяющей последовательность и этапность решения стратегических задач. Государственная кадровая политика должна быть ориентирована на возрождение и устойчивое развитие страны, привлечение к государственной службе людей профессионально подготовленных, предприимчивых и с новаторскими идеями; • комплексной – базирующейся на единстве целей, принципов, форм и методов работы с кадрами, учитывающей различные аспекты кадровых вопросов (экономические, социальные, политические и др.); • единой для страны, но вместе с тем многоуровневой (федеральной, региональной, местной), охватывающей весь кадровый корпус; • перспективной, имеющей превентивный и опережающий характер, с учетом социально-экономического прогресса; • демократической по целям, механизму решения кадровых проблем; • духовно-нравственной – воспитывающей в государственных служащих честность, гражданскую ответственность; • правовой – осуществляемой в рамках закона. В центре внимания государственной кадровой политики должно быть обеспечение общества высокопрофессиональными специалистами, а также эффективное использование трудовых ресурсов страны. Государственную кадровую политику следует рассматривать: • как феномен общественной и государственной жизни, имеющий социальные и функциональные параметры и соответствующее содержание; • одну из граней политической формы общественного сознания, являющуюся отражением специфических отношений кадровой практики; • деятельность государства в области использования человеческих ресурсов для достижения стратегических целей проводимой государством политики. Как известно, возможности развития профессиональной сферы общества находятся в тесной зависимости от социальной и демографической политики государства. В какой же связи находятся кадровая политика и управление персоналом в структуре социальной политики? Они призваны создавать благоприятные предпосылки для того, чтобы общество располагало достаточным количеством трудоспособного населения для обеспечения потребностей расширенного общественного воспроизводства. В этом же ряду общественной регуляции стоит и задача управления трудовыми ресурсами общества. Обеспечение же задач социально-экономического, научно-технического и культурного развития общества всецело связано с потребностью придания трудовым ресурсам адекватного уровню и масштабам развития профессиональной сферы общества качественного состояния. Теоретическое обоснование и практическое решение этих задач уже находят воплощение в стратегии и тактике государственной кадровой политики. Ее следует рассматривать как область социального управления, которая связана с разработкой и реализацией системы целей, принципов и основных направлений деятельности, задающих единые правила для всех субъектов социального управления, независимо от форм собственности, по формированию и рациональному использованию способностей человека, как в его личных интересах, так и в интересах организации. По мнению специалиста в области государственной кадровой политики, доктора исторических наук, профессора В. А. Сулемова, "кадровая политика государства есть совокупность различных социальных функций; ... являясь эффективным инструментом государственного управления, важным фактором сохранения и укрепления целостности страны, социально-политической стабилизации общества, она одновременно выступает элементом саморегуляции жизнедеятельности населения, одним из средств самоуправления"[4]. Однако этим не исчерпывается последовательность практических и научных задач, которые детерминированы развитием профессиональной сферы общества. Декларированные цели, принципы и направления деятельности кадровой политики реализуются в практике управления персоналом, в управлении профессиональным опытом конкретных специалистов. Реализуются они в конкретных организациях, с использованием таких мероприятий, инструментов и направлений деятельности, которые и составляют систему профессионализации персонала, которая обеспечивает индивидуальную профессионализацию личности, ее профессиональное развитие, творческое использование ее профессиональных способностей. Такова логическая цепочка социальных процессов, явлений, которая обусловлена развитием профессиональной сферы общества и местом в ней кадровой политики государств, важнейших инструментов и процессов профессионализации. Данная взаимосвязь представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Место кадровой политики в социальной политике государства Практически не прерываясь, политические и социально-экономические реформы идут в России с 1985 г. Сегодня уже не требует специального обоснования тезис о том, что и количественные, и качественные характеристики преобразований находятся в прямой зависимости от эффективности системы государственного управления. В свою очередь очевиден и краеугольный вопрос эффективности государственного и муниципального управления – компетентные, адаптированные к вызовам современности кадры. Смена советской номенклатурной кадровой политики в сфере государственного и муниципального управления в 1990-е гг. имела множество последствий. На волне демократизации управленческие структуры заполнили чиновники новой формации. Именно тогда, в середине 1990-х гг., на пике либеральных реформ сформировались основы современной государственной кадровой политики с такими негативными характерными чертами, как непатизм, неотрайбализм, землячество, кумовство, профессиональная некомпетентность, дилетантизм, недостаток соответствующего образования и опыта и т.д. Несомненно, эти явления в той или иной степени присутствовали в истории российского государственного управления во все времена. Однако наиболее ярко они проявились при смене формационного вектора развития, в частности после развала СССР в 1991 г. Распад создававшейся десятилетиями системы подготовки кадров в числе других факторов существенно повлиял на рост коррумпированности государственной и муниципальной службы в России, что на современном этапе выступает наиболее значимым тормозом социально-экономического развития страны. Между тем исторический опыт свидетельствует о возможности эффективного применения отдельных элементов. Так, опыт древнеримского института cursushonorum (букв, "путь чести"), отражающий карьерный путь любого римского государственного деятеля, характеризующийся жесткой регламентированностью и последовательностью замещения ряда магистратур, т.е. чиновничьих должностей, а также государственная кадровая политика ЕС вошли в мировую сокровищницу государственного управления (см. приложение 2). Непродуктивная кадровая политика государства в конечном счете привела к увеличению сроков президентских и депутатских полномочий, отмене выборов губернаторов и мэров, недостаточному уровню профессиональной компетентности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, отсутствию подготовленного кадрового резерва, граничащему с абсурдом руководству парламентскими партиями одними и теми же лидерами на протяжении десятков лет, отсутствию общественного контроля за кадровыми назначениями и т.д. В настоящее время на федеральном, региональном и местном уровнях необходима выработка новой кадровой политики, которая могла бы активнее использовать проверенные на практике принципы для развития кадрового потенциала на государственной и муниципальной службе. Понятие "политика организации" включает систему правил, в соответствии с которыми организация функционирует. Кадровая политика, разрабатываемая и реализуемая организацией, затрагивает один из ключевых аспектов организационной деятельности – управление человеческими ресурсами. Кадровая политика организации – это целостная и объективно обусловленная конкурентоспособностью организации система работы с персоналом, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы и имеющая целью создание сплоченного, ответственного и высокопроизводительного коллектива, способного адекватно реагировать на постоянно меняющиеся требования внешней и внутренней среды. При этом важно учесть, что кадровая политика организации разрабатывается в зависимости от миссии и стратегии развития организации. Кадровую политику организации можно рассмотреть как в широком, так и узком смысле. В широком смысле кадровая политика рассматривается как система принципов, правил и норм, на основании которых основные направления деятельности по управлению персоналом заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации. Соответственно, все мероприятия по работе с кадрами: отбор, аттестация, развитие, продвижение и др., планируются в соответствии с общими целями и задачами организации. Кадровая политика – составная часть стратегически ориентированной политики организации, определяющая цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению, а также к своему персоналу. Она выступает как генеральное направление кадровой работы, представляя собой совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом. Схематично организационно-управленческий механизм кадровой политики организации представлен на рис. 1.3.
Рис. 1.3.Организационно-управленческий механизм кадровой политики организации Так, к примеру, кадровая политика компании "Лукойл" основана на миссии "стать одним из лидеров среди крупнейших энергетических компаний мира". Она исходит из положения бизнес-стратегии компании и способствует ее реализации, строится на основе корпоративной кадровой стратегии и использует единые принципы работы с персоналом с учетом местной специфики ("Мыслить – глобально, действовать – локально"). Таким образом кадровая политика компании поддерживает дальнейшее развитие ее ключевых конкурентных преимуществ и способствует проведению процесса трансформации компании в глобальную энергетическую компанию. В узком смысле кадровая политика представляет собой перечень правил, принципов и ограничений во взаимоотношениях организации и ее сотрудников. Кадровая политика включает: • обеспечение организации рабочей силой высокой квалификации путем планирования персонала, его отбора и найма, высвобождения и т.д.; • развитие профессионального уровня работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестаций и оценка уровня квалификации, организация продвижения по службе; • стимулирование труда, обеспечение техники безопасности, социальные выплаты; • заключение коллективных договоров, контроль трудовой дисциплины. При этом очень важно осознать место и роль кадровой политики в общей политике организации (рис. 1.4). Любая кадровая политика должна опираться на принципы справедливости, последовательности, соблюдения трудового законодательства, равенства и отсутствия дискриминации. Кадровая политика в целом предусматривает осуществление следующих основных мероприятий. 1. Регулярное предоставление информации работникам о стратегии и деятельности организации. 2. Количественное и качественное планирование персонала. 3. Структурирование и планирование расходов на персонал. 4. Сравнение существующих и перспективных требований к вакантным должностям и кадровому составу. 5. Введение в специальность вновь нанятых молодых специалистов. 6. Профессиональный и кадровый мониторинг в учебных заведениях. 7. Развитие персонала и повышение квалификации работников. 8. Гибкие структуры окладов и система начисления надбавок.
Рис. 1.4. Место и роль кадровой политики в политике организации Комплексное понимание кадровой политики организации рассматривается как интеграция следующих мер: 1) обеспечение всех участков производства персоналом, обладающим необходимым трудовым потенциалом, включая обеспечение рабочих мест, предоставление возможности для развития личности и создание условий труда, достойных человека с соответствующей квалификацией; 2) создание мотивации персонала на высокоэффективную трудовую деятельность. Кадровая политика должна быть направлена на определение четкого порядка в установлении стимулирующих выплат. Особенность кадровых решений в том, что они почти всегда отражаются на мотивации сотрудников и моральном климате в коллективе и либо размывают существующие в организации культурные ценности, либо способствуют их укреплению в организации; 3) направленность на приведение кадрового потенциала в соответствие целям и стратегии ее развития; 4) выбор определенного типа кадровой политики определяет уровень осознания и степень влияния на кадровую ситуацию в организации. Например, в зависимости от факторов внешней среды и корпоративной культуры можно использовать открытую или закрытую кадровую политику. Выдержать конкурентную борьбу и эффективно развиваться может только та организация, которая сформирует кадровую политику, построенную на демократических принципах, глубоком анализе внешней среды и отражающую ограничения и условия функционирования организации. Таким образом, можно сделать вывод, что кадровая политика является одной из составных частей общей политики организации, устанавливает принципы, методы и формы, организационный механизм по выработке целей задач в отношении персонала компании.
Библиографический список: 1. URL:fortrader.ru/articles_forex/kem-utolit-kadrovyj-golod-v-rossii.html 2. URL:hr-forum.ru 3. Кадровая политика Екатерины Великой // Персональный журнал руководителя. Библиотека генерального директора, 2009. № 3. С. 115. 4. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. М.: Изд-во РЛГС, 1996. С. 17.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |