Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2018-06-29 445 Обсуждений (0)
СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Важное место в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста занимает воспитательная деятельность, осуществляемая через институт кураторства. Наряду с овладением теоретическим и практическим знаниям студент приобретает, в процессе обучения в вузе, опыт внутригруппового общения, взаимодействия с разными социальными институтами, организации совместной работы со студентами других курсов
Кураторство – незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение.
При организации кураторской работы выделим 3 взаимосвязанных и взаимозависимых плоскостей построения взаимоотношений в системе «куратор - группа - вуз». Первая плоскость - «Общественно-полезная деятельность» - комплекс мероприятий, выполняемых в индивидуальном и групповом порядке всеми студентами с целью преобразования социальной действительности на факультете, в вузе, районе, городе. Вторая плоскость - «Студенческое самоуправление» - распределение полномочий и ответственности между членами академической группы с целью сплочения группы и совершенствования профессиональных организаторских умений студента. И третья плоскость - «Культурно-досуговая деятельность» - область релаксационного значения для студенческой группы.
Общественно-полезная деятельность студентов состоит из следующих направлений:
1. Общественно-трудовая деятельность студентов (дежурство в аудитории, уборка территории вуза)
2. Общественно-организационная деятельность (дежурство студентов; помощь в организации и проведении семинаров, круглых столов, конференций на факультете; помощь в проведении традиционных мероприятий факультета и др.)
3. Общественно-спортивная деятельность (участие во внутривузовских, районных, городских спортивных мероприятиях и др.)
4. Общественно-благотворительная деятельность (самостоятельное проведение благотворительных акций, мероприятий в рамках сотрудничества кафедры с различными социальными учреждениями и др.)
5. Общественно-творческая деятельность (организация и проведение тематических мероприятий на факультете - «Посвящение в студенты», «День открытых дверей»; организация внутригруппового досуга и др.). Осуществление работы в данных направлениях позволяет студентам: раскрыть свои внутренние личностные ресурсы; обогатить опыт профессионального взаимодействия с социумом на микро-, макроуровне и выстроить свою профессиональную перспективу; определить в процессе рефлексии актуальные ресурсы и ограничения студенческой группы; занимать активную позицию в жизни факультета, института. Следующим важным направлением в кураторской работе является организация студенческого самоуправления в группе. В академической группе сферы деятельности и обязанности целесообразнее распределять не только между старостой, профоргом и организатором, но и дополнительно вводить «ответственные группы», как длительного функционирования, так и краткосрочного. «Ответственная группа» - это любая микрогруппа, которая формируется для выполнения (осуществления) какого-либо мероприятия и рассматриваемая как часть академической группы. Например, креативная группа с мобильным составом, группа «Жизнь в общежитии», группа «Благотворительные акции». В каждой микрогруппе в результате голосования определяется ответственный, осуществляющий координирующую и контролирующую функции в данной подгруппе. По желанию студенты могут быть членами нескольких ответственных групп. Таким образом, перераспределение обязанностей в студенческой группе позволяет мобилизовать ресурсы всей группы в целом и удовлетворить личные стремления каждого студента.
Культурно-досуговая деятельность в курируемой группе осуществляется через проведение следующих мероприятий:
1. межгрупповые встречи со студентами параллельных курсов факультета (проводятся два и более раза в семестр);
2. внутригрупповой досуг - празднование дней рождений (два раза в семестр); экскурсии («Обзорная» осуществляется по вузу и центру города, «По историческим местам Ставрополя» и др.);
3. летопись курса (составление фотоальбома; компьютерной и стендовой презентации о жизни группы; видео, CD записи и др.);
Осуществление данных мероприятий при работе с группой позволяет:
- сформировать атмосферу доверия и взаимопомощи в группе;
- создавать ситуации сотрудничества;
- способствовать сплочению группы;
- содействовать релаксации студента внутри группы;
- расширять и углублять межличностные отношения студентов.
Кураторская работа в академической группе осуществляется на индивидуальном и групповом уровне. Деятельность на индивидуальном уровне предполагает осуществление обязательных личных встреч с куратором, имеющих целью определить: трудности, возникающие у студента в учебном процессе, во взаимоотношениях в группе, в адаптации к условиям обучения в вузе, проживания в общежитии и т.п.; пути преодоления возникших затруднений; перспективу учебного и профессионального роста студента; конструирование новой более успешной модели поведения студента; отмечаются личные, академические, общественные достижения студента. В течение всего учебного года по запросу студента осуществляются ситуативные индивидуальные беседы. Работа на групповом уровне предполагает еженедельные встречи всей группы с куратором для решения внутригрупповых, организационных задач, обмена информацией, рефлексии деятельности группы.
В процессе осуществления кураторской работы приходиться сталкиваться с рядом трудностей: несвоевременное исполнение общественных поручений, пренебрежение возложенными обязанностями, отказ некоторых студентов от посещения внутригрупповых мероприятий. Для преодоления возникших проблем возможно использование следующих приемов работы:
- личные беседы куратора со студентом(ми) для выяснения причин и обстоятельств возникновения трудностей;
- предоставление возможности исправить ситуацию (доделать работу, новое поручение и т.п.);
- назначение одного или группы помощников;
- перераспределение обязанностей между членами группы;
- отстранение студента от выполнения возложенных ранее на него обязанностей;
- усиление рекламной деятельности внутри группы для привлечения неактивных студентов к мероприятиям.
Особое значение при работе со сложными ситуациями имеет игра «Моя ответственность» - все члены академической группы должны встать в круг и взяться за руки, у каждого студента появляется по соседу справа и слева, таким образом, определяется «Кто» и «За кого» несет ответственность за участие в предстоящем мероприятии. (Напр., фрагмент круга …Лена - Леша - Маша - Игорь… Следовательно: Леша отвечает за Лену и Машу, Маша за Лешу и Игоря). Каждый студент самостоятельно определяет меры позитивного воздействия на своего «соседа» для обеспечения его присутствия на мероприятии. Круг восстанавливается перед проведением мероприятия, и выясняются причины отсутствия некоторых студентов, происходит обмен рекомендациями по изменению тактики привлечения студентов к групповым акциям, осуществляется рефлексия достижений каждого студента в этом направлении.
Таким образом, кураторская работа направлена, прежде всего, на адаптацию студента к условиям вуза, создание поддерживающих, доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование через взаимодействие с академической группой.



2018-06-29 445 Обсуждений (0)
СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)