Экономический район Кюсю
Район включает в себя весь остров Кюсю и почти полторы тысячи прилегающих к нему островов (Цусима, Гото, Хирадо и др.). Поверхность острова гористая, горы невысокие, покрыты лесом (они занимают 2/3 территории). В район входит семь префектур, образующих два подрайона — Северный Кюсю (преф. Фукуока, Сага, Нагасаки, Кумамото, Оита) и Южный Кюсю (преф. Миядзаки, Кагосима). Север острова в экономическом отношении более развит, чем Юг. Выделяется префектура Фукуока с индустриальной зоной Китакюсю. ВРП-2009: 8,75% ВВП (44,201 трлн иен); население-2009: 13,222 млн чел. (10,4% населения страны). Большая часть национального дохода, создаваемая в районе Кюсю, приходится на север острова. Преобладающую долю этого дохода дает обрабатывающая промышленность, за которой следуют строительство, транспорт и связь. Району принадлежит первое место среди других районов Японии по доле отраслей добывающей промышленности в национальном доходе, хотя сама по себе эта доля ничтожно мала (менее 1%). Население размещено весьма неравномерно — более 3/4 сосредоточено на севере. Городами-миллионерами являются Китакюсю (1 млн чел.) и Фукуока (1302 тыс. чел.) По размерам ВРП и численности занятого населения район занимает четвертое место после Канто, Кинки и Токай. Добывающая промышленность района представлена добычей угля (около 40% национального производства), олова (около 20%), свинцово-цинковых руд, а также золота (почти 30%) и серебра (10%). В районе развито электроэнергетическое хозяйство (несколько крупных ТЭС и более сотни небольших ГЭС), на него приходится около 7% суммарных электроэнергетических мощностей Японии. Почти все крупные ТЭС находятся на севере, а ГЭС в префектурах Кумамото и Миядзаки. Район выделяется развитым агропромышленным комплексом. По объему сельскохозяйственного производства он стоит на втором месте после Канто. В районе производится значительное количество риса (сев. Кюсю), пшеницы, ячменя, овощей и фруктов. В префектурах Кагосима, Миядзаки, Кумамото имеются большие стада крупного рогатого скота. Район производит около 20% мяса и яиц и примерно десятую часть молока. Еще более важные позиции район занимает в сфере рыболовства. Кюсю полностью обеспечивает себя продовольствием, а часть его идет в другие районы. Среди отраслей обрабатывающей промышленности на первом месте стоит машиностроение, на которое приходится свыше 1/5 продукции по стоимости. Главенствующее положение в ней занимают станки, средства транспорта и промышленное оборудование. Большинство выпускающих эту продукцию заводов находится в префектуре Фукуока, которая дает до 40% ее общего объема. Заводов-производителей насчитывается почти две тысячи, на них работают около 60 тыс. человек. В структуре транспортного машиностроения господствует судостроение. Половину судов производит префектура Нагасаки (верфи городов Нагасаки и Сасэбо). Удельный вес судостроения в машиностроении — примерно 1/3. Важное место в промышленной структуре района занимают предприятия химической и металлургической промышленности, а также металлообработка. Район Кюсю подразделяется на несколько территориально-производственных образований, самым крупным из которых является промышленная зона Китакюсю (префектуры Фукуока, Сага, Оита). Выделяют также и несколько промышленных узлов, в т.ч. Оита — Усуки — Сайки (префектура Оита); Кумамото — Уто — Яцусиро (префектура Кумамото); Нагасаки — Исахая — Омура (префектура Нагасаки); Нобэока — Хюга (префектура Миядзаки); Сасэбо — Имахари (префектуры Нагасаки и Сага); Омута — Арао (префектуры Фукуока и Кумамото). Основу специализации всех узлов, кроме узла Омута — Арао, образуют отрасли машиностроения. В узле же Омута — Арао доминируют цветная металлургия и химическая промышленность. Район располагает развитой транспортной системой. Острова Кюси и Хонсю соединены подводным тоннелем для автомобильного и железнодорожного сообщения «Каммон». В марте 2011 г. полностью заработала линия Кюсю-Синкансэн, связывающая станции Хаката и Кагосима-Тюо. В марте 2004 г. она частично действовала между станциями Син-Яцусиро и Кагосима-Тюо, но для того, чтобы пересечь остров, требовалось более двух часов, теперь – 1 ч. 19 мин., а чтобы из Кагосима добраться в Осака – 3 ч. 45 мин. вместо 5 часов. Фукуока. Экономика имеет индустрильно-аграрный характер. Здесь находится один из крупнейших территориально-производственных комплексов страны — промышленная зона Китакюсю, где сосредоточено 40% экономики Кюсю. На долю столицы г.Фукуока приходится более 50% ВРП префектуры. 22,4% – доля муниципального образования – г.Китакюсю, образовавшегося в 1963 г. путем слияния семи городов на берегах пролива Каммон, включая знаменитый своими сталелитейными заводами г.Явата и город судостроения – Модзи. Исторически – центр угледобычи (полностью прекращена) и черной металлургии (заводы групп «Хитати», «Сумитомо»). В настоящее время развиты автомобилестроение, производство полупроводников, стали и сплавов, металлообработка и машиностроение. Фукуока – «родина» корпораций «Bridgestone» (в г. Курумэ ныне много предприятий резиновой промышленности других компаний) и сети потребительской электроники «Best Denki». Город Омута группа «Мицуи» «сделала» центром химической промышленности, где в последние годы активно развивается экологически-ориентированное производство – вторичная переработка промышленных отходов. В 2011 г. городу Фукуока был присвоен титул "Город социального бизнеса", подразумевающий, что социальное предпринимательство города должно быть направлено в основном на помощь пострадавшим от землетрясения и ликвидацию последствий этого разрушительного стихийного бедствия. Традиционными изделиями префектуры являются местные ткани из шёлка "хаката ори", которые производятся уже 750 лет, и игрушки из глины "хаката нингё". Эти шёлковые ткани изготавливаются по специальной китайской технологии, монопольное право их производить принадлежало клану Курода. Глиняные игрушки производят с 1601 года, сделали они из той же глины, из которой делали кирпичи для стен замка Курода. Эти фигурки изображают участников театра Кабуки и местного праздника Хаката донтаку. Кумамото. Довольно развитое сельское хозяйство (№1 в Японии по выращиванию томатов, листового табака; №2 – по производству арбузов, баклажан; №3 – дынь и клубники). Промышленный узел Кумамото – Уто – Яцусиро специализируется на электротехнической и радиоэлектронной промышленности, промышленном машиностроении, станкостроении, а также химической промышленности. В префектуре расположен автомобильный завод «Хонда», а также с 2007 г. – завод солнечных батарей «Honda Soltec». Из туристических достопримечательностей, кроме замка Кумамото и парка Суйдзэндзи, особого упоминания заслуживает каменный акведук. Кагосима. По объемам сельхозпроизводства – четвертая префектура Японии (и №1 на Кюсю). Абсолютные бренды – «сацума имо» (батат, происходящий от первого картофеля, завезенного голландцами в Японию именно через провинцию Сацума – ныне преф. Кагосима) и носящий имя префектуры зеленый чай. Не менее известны местные сётю (крепкое низкосортное сакэ), а 80% токийцев при упоминании Кагосимы ассоциируют префектуру со свиноводством – здесь насчитывается до 1,4 млн голов (без учета декоративных мини-свинок). Добывается угорь (№1 в Японии), полосатый тунец. Для экономики региона традиционно важнейшую роль имел торговый капитал. Мощный вклад в развитие электронной промышленности в префектуре внесло размещение в маленьких городках Кирисима, Кокубу и др., ныне образующих технополис Кокубу, предприятий, принадлежащих корпорации «Кёсэра», «Сони сэмикондакта» и др. Дело не только в низкой стоимости земли, налоговых льготах и наличии рабочей силы: производителей интегральных схем на кремниевой основе привлекла особенно чистая вода, процеженная через лаву вулкана Сакурадзима. В последнее время получил особое развитие научно-производственный комплекс космических исследований и технологий: Японское аэрокосмическое агентство (JAXA) разместило здесь свои учреждения, включая космодром Танэгасима и космический центр Утиноура. Оита. Сельское хозяйство префектуры знаменито выращиванием цитрусовых разновидности кабосу, сушеных грибов сиитакэ, производством 80% японского шафрана посевного (по многим параметрам признанного лучшим в мире), национальным лидерством в производстве культивируемого бамбука разновидности мадакэ. Префектура – самое горячее место Японии (по мощности геотермальных источников) и второе в мире (после Йеллоустоунского парка в США). Также Оита – префектура №1 в Японии по добыче известняка. В структуре ВРП префектуры необычно для современной Японии высока доля вторичного сектора (почти 37% в начале 2000-х гг.). В период высоких темпов экономического роста сложился промышленный узел Оита ринкай, кроме столицы охватывающий гг. Усуки, Саики и др. В начале 1980-х гг. в структуре промышленного производства узла доминировали черная металлургия, нефте- и углепереработка и судостроение. В настоящее время наиболее быстрыми темпами развивается электротехническое и транспортное машиностроение, благодаря размещению здесь заводов таких корпораций как «Кэнон», NEC и др. В 2004 г. своё производство в г. Накацу разместила автомобилестроительная компания «Дайхацу», дополнив сложившийся в соседней преф. Фукуока автостроительный кластер (г. Канда). Совместное предприятие корпораций «Сони» и «Тосиба» – «Ти Эс сэмикондакта» в г. Оита задействовано в выпуске знаменитых игровых приставок «PS3». У префектуры самый высокий в Японии уровень энергетической самообеспеченности (порядка 25%) – во многом за счет геотермальной энергии. Важный вклад в развитие экономики префектуры внесла инициатива ее многолетнего губернатора Хирамацу Морихико, чьими стараниями возникло и получило не только всеяпонское, но и международное признание движение «иссон – иппин» («одна деревня – один продукт»), позволившее префектуре Оита заключить разнообразные внешнеэкономические связи. Нагасаки. Так как на территории префектуры преобладает сильно расчленённый горно-холмистый рельеф, а береговая линия интенсивно изрезана, площадь обрабатываемых земель крайне ограничена; главным образом на прибрежных низменных участках возделываются рис, ячмень, пшеница, овощи; на террасированных склонах — чайный куст и тутовые насаждения. Главные сельскохозяйственные культуры — картофель и батат. На островах Хирадосима и Гото разводят скот. Ведутся добыча и обработка жемчуга и морских водорослей. Промышленность сосредоточена преимущественно в гг. Нагасаки и Сасэбо (второй после Нагасаки город-порт Сасэбо – прежде всего, военно-морская база и Сил самообороны Японии, и ВМС США). Когда на долгий период времени (начиная с 1600-х годов, до середины 19 в.) Япония была закрыта для других стран, Нагасаки был единственным городом, где разрешалась внешняя торговля, и который являлся для японцев «окном в Европу» – именно через островок Дэдзима в черте акватории Нагасаки в архипелаг попадали западные ноу-хау, а также разнообразные заморские диковинки из Китая, Юго-Восточной Азии, Индии и арабских стран. Сегодня Нагасаки активно участвует в международной торговле, которая началась с момента появления основной отрасли префектуры – судостроения. В префектуре сконцентрировано большое количество компаний малого и среднего бизнеса, которые осуществляют поддержку судостроительной отрасли. Многие из этих компаний разработали технологии для обслуживания судостроения и получили мировое признание в таких областях, как промышленное оборудование для производства и обработки металлов. Основные отрасли (кроме судостроения, остающегося основой транспортного машиностроения префектуры) – металлургия, стекольно-керамическая, пищевая (рыбоконсервная и др.) промышленность. Перспективными направлениями промышленного развития префектуры считаются технологии по переработке отходов, системы очистки воды, генерация энергии ветра. Биотехнический сектор главным образом сосредоточен на исследованиях по охране окружающей среды. Нагасаки обещает стать регионом с высокоразвитой ветровой энергетикой, этому способствует выгодное географическое положение префектуры – большая протяженность береговой линии и многочисленные острова. У префектуры Нагасаки очень выгодное расположение, она свободно контактирует с рынками Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии. Действуют регулярные прямые рейсы в Шанхай и Сеул, морские пути позволяют осуществлять перевозки между Нагасаки и Пусаном. Начиная с 1970-х гг. происходит стремительное сокращение населения префектуры, к 2000-м годам приведшее, в частности, к таким последствиям, как фактическая экономическая «передислокация» о-вов Цусима и Ики в орбиту притяжения преф. Фукуока. Туристические объекты весьма разнообразны – это, прежде всего, Парк мира (мемориал атомной бомбардировки 09.08.1945 г.), музей«Голландская фактория Дэдзима», образцы европейской архитектуры, замок в Симабара и др. Миядзаки. Префектура гордится продукцией животноводства, овощными парниковыми хозяйствами (уступая преф. Гумма первенство в сборах огурцов в годовом исчислении, преф. Миядзаки – №1 в Японии в зимне-весенний период). Осенние урожаи дайкона – крупнейшие в Японии (при том, что по засеянным этой культурой площадям префектура находится лишь на третьем месте в стране). Промышленный узел Нобэока – Хюга на северо-восточном побережье префектуры долго имел ярко выраженную производственную специализацию – химическая промышленность, в основном представленную крупными заводами компании «Асахи касэй» (в 1980-е гг. их число доходило до 8), но с тех пор как почти все производственные мощности этой компании были переведены за рубеж, объемы производства химической промышленности в регионе существенно упал. Другое перспективное направление промышленного развития – полупроводники, солнечные батареи, фармацевтическая продукция, для которых оказались важны такие факторы как близость к аэропорту и наличие чистой воды. Туристический бум 1960-х (тогда префектура была самым популярным местом проведения молодоженами «медового месяца») был прерван в начале 1970-х гг. когда нишу «южного очарования» заняла Окинава (благодаря специальной государственной политике налогового и субсидиарного стимулирования этой префектуры, ценовая конкурентоспособность туристических услуг других префектур существенно понизилась). Компенсировать потерю рынка преф. Миядзаки пытается за счет туризма спортивного – здесь создана инфраструктура для профессионального бейсбола и серфинга. Сага. Префектура Сага более двадцати лет удерживает национальное первенство по интенсивности земледелия: при том, что для нужд растениеводства используется лишь 24% территории префектуры, коэффициент использования пахотных земель здесь составляет 133% – самый высокий в Японии показатель (за счет распространенности снятия двух урожаев в год). В 1930-60-е гг. префектура демонстрировала также рекордные в масштабах Японии уровни эффективности производства риса (первыми его электрифицировали и механизировали). В последние десятилетия «рисовая специализация» уступила место новым продуктам – теперь это животноводство, овощеводство и выращивание фруктов (прежде всего, знамениты местные говядина (черные бычки «Сага уси», лук, клубника, парниковые мандарины). Осталось национальное первенство по производству мотигомэ – клейкого риса для изготовления моти. Будучи четвертым в стане производителем бобовых, префектура первенствует в производстве ёкан – «японского мармелада» (традиционной сладости из вареной и протертой фасоли). Среди знаменитых продуктов префектуры – парча «Сага нисики», но пожалуй, самый брендовый продукт – керамика. С конца 16 – начала 17 в., когда из Кореи насильно были привезены целые деревни гончаров, в районе гг. Карацу, Арита, Имари сформировался центр производства фарфора и керамики знаменитых стилей («арита-яки», «карацу-яки»), издавна являвшихся предметами экспорта (особенно «имари-яки»). Современная керамическая промышленность также высокоразвита. Г. Имари входит в один промышленный узел с г.Сасэбо (преф. Нагасаки), специализируясь на судоремонте и судостроении, производстве полупроводников, пищевой промышленности. Значительная часть преф. Сага фактически входит в индустриальную зону Китакюсю, будучи интегрированной в производственные связи с предприятиями г. Курумэ (преф. Фукуока). Выводы по теме: 1. Кюсю — это быстроразвивающийся сегмент Тихоокеанского промышленного пояса, куда за последние десятилетия передислоцировались многие наукоемкие производства. 2. Исторические факторы играли заметную роль в развитии практически каждой префектуры района, обуславливая особенности их хозяйственной специализации. Окинава Рамки этого самого южного экономического района определяются территорией префектуры Окинава. В него входят три группы островов — Окинава, Яэяма, Мияко между непосредственно Японией и Тайванем. ВРП префектуры (2014): 4,1748 трлн иен (35-е место в стране); численность населения 1,421 млн чел. (25-е место в стране); доход на душу населения 2, 129 млн иен (последнее место среди 47 префектур). Острова этого района отделяются значительными расстояниями друг от друга и от ключевых экономических и политических центров Японии. До сих пор на Окинаве сохранились американские военные базы, занимающие в целом до 12% территории района, и в некоторых случаях мешающие эффективному использованию естественных ресурсов. Относительно слабое развитие экономики Окинава связано с длительной американской оккупацией после войны. До второй мировой войны окинавцы в основном жили сельским хозяйством и рыболовством. До 70 % рабочей силы было занято в выращивании, заготовке и переработке сахарного тростника. Судя по структуре национального дохода префектуры, наибольшее развитие здесь получила сфера услуг, в то время как строительство, транспорт, отрасли обрабатывающей промышленности и даже сельское хозяйство и морской промысел сильно отстают от соответствующих отраслей других районов страны. С экономикой, базирующейся на выращивании сахарного тростника, ананасов и на рыбном промысле, Окинава всегда была самой бедной префектурой страны, туризм же значительно помог ей. Крупные японские корпорации стали активно вкладывать средства в префектуру в конце 1970-х годов, превращая ананасовые плантации в поля для гольфа, возводя на пляжах железобетонные корпуса отелей. На Окинаве сосредоточены огромные емкости для хранения нефти, поступающей из стран Персидского залива. С Окинава сырая нефть транспортируется в различные точки собственно Японии. На базе привозной нефти на Окинава действуют несколько нефтеперерабатывающих комбинатов. Незначителен вклад Окинава в общенациональное производство продовольствия, несмотря на хорошие агроклиматические условия. Слабо развита и транспортная система как отражение общей слабости экономики. Удаленность на сотни, а иногда и на тысячи километров от главных японских островов обусловили первостепенное значение морского транспорта и авиации. Международный аэропорт Наха приобрел статус промежуточного пункта для пассажиропотока между Токио, Осака и странами Юго-Восточной Азии и Океании. Единственная взлётно-посадочная полоса длиной 3000 м обслуживает ежедневно 150 рейсов. Озвучивались планы строительства второй полосы, которая будет введена в эксплуатацию к 2015 году. Благодатный климат и богатые рыбой и прочей морской живностью воды, кораллы всех расцветок и редчайшие чёрные жемчужины, добываемые только здесь - вот, пожалуй, главное сокровище префектуры Окинава. Окинавский океанариум по величине и объему занимает второе место в мире среди объектов такого типа. Он был открыт в 2002 году, но уже к 2010 количество его посетителей насчитывало более 20 млн. человек. Экономическая отсталость района Окинава, обусловленная географической удаленностью и историей интеграции в экономику Японии, вынуждает правительство страны проводить специальную политику содействия развитию региона, ключевой отраслью которого является туризм.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1489)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |