Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I.1. Общедидактические методы на уроках музыки



2018-07-06 1673 Обсуждений (0)
I.1. Общедидактические методы на уроках музыки 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность исследования. Германизация образования ставит проблему применения методов музыкального образования и воспитания на уроках музыки. На уроках музыки используются различные виды музыкальной деятельности, для их стимулирования и развития музыкальных способностей используются, применяются на практике педагогом методы музыкального образования. В связи с выше изложенным, была сформулирована тема курсовой работы: «Методы музыкального образования», которая представляется актуальной в силу дух обстоятельств: с одной стороны – проблема применения методов музыкального образования на уроке музыки, с другой стороны приобретает все большее практическое значение значение в музыкальном образовании в общеобразовательной школе.

Цель курсовой работы: выявить и раскрыть использование методов музыкального образования и применения из на уроке музыки.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

– рассмотреть сущность общедидактических методов;

– рассмотреть специальные методы музыкального образования;

– выделить и раскрыть особенности и с специфику методов музыкально образования.

В курсовой работе применён комплекс методов исследования: изучение литературы по теме исследования.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, и 4 разделов, заключения и приложения.

Во введении обоснованы цель, поставлены задачи и методы достижения цели, определена исследовательская и методическая основы данного исследования.

В первом разделе был дан разбор сущности общедидактических методов на уроке музыки. Во втором раздел посвящён рассмотрению специфик методов образования. В третьем разделе была рассмотрена классификация методов. В четвёртом разделе рассматривали особенности методов музыкального образования.

Результаты проведенного исследования сведены в заключении.

Список использованных источников из (?) работ содержит труды по музыкальной педагогике, методики музыкального образования, программ музыкального образования.


Глава 1. Общепедагогические и специальные методы музыкального образования

I.1. Общедидактические методы на уроках музыки

В педагогике музыкального образования, специфику которой определяет музыка как искусство, грань между воспитанием и обучением в значительной степени стирается. Как следствие этого стирается грань и между методами музыкального обучения и методами музыкального воспитания, каждый из которых, как правило, выполняет и обучающую, и воспитывающую функции.

Своего рода «метаметодом», относящимся к этой сфере образования, является метод сравненияво всех его разновидностях. Он широко применяется в музыкальном образовании, поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение (термин Б.В.Асафьева) за контрастными и тождественными элементами музыкальной ткани на всех ее уровнях.

Имеется в виду применение этого метода по отношению к таким первоэлементам музыкального материала, как, например, сильные и слабые доли такта, forte и piano, сопоставление различных темпов, тембров и т.д., которые рассматриваются как обширная область ритмических, динамических, тембровых контрастов.

Контрасты прослеживаются и в различных способах организации музыкальной ткани в инструментальной и вокальной музыке, в том числе вертикальное и горизонтальное письмо, гомофония и полифония, унисон и многоголосное построение, тема и окружающий ее фон и т.д.

По словам Б.В.Асафьева, «на основном драматическом противоположении двух тем или двух тематических отделов зиждется весь смысл развития». Развивая эту мысль, исследователь выделяет такие сопоставления в музыке, которые могут быть названы «архитектоническими», т.е. виды симметричных и асимметричных образований.

С педагогических позиций Б. В.Асафьев считает принципиально значимыми такие контрасты, как: сопоставление пьес разных жанров, различных приемов звукописи, прозы и стиха, импровизационного изложения со строго каноническим и т.д.

На музыкальных занятиях метод сравнениявыступает в самых различных модификациях:

1. метод выявления сходства и различия, который Д.Б. Кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании. По его мнению, этот метод может быть использован «начиная от восприятия и осознания малейших «строительных» элементов музыки вплоть до различения полной несхожести или, напротив, значительной близости творческих стилей разных композиторов»;

2. метод идентификации– отождествление предметов, объектов, явлений, процессов, их опознание (как, например, узнавание знакомого произведения среди других);

3. метод перекодирования– представление содержания в иной знаковой системе (к примеру, выражение музыкального образа средствами музыкально-пластического интонирования) и др.

Метод контраста и тождества– позволяет развить навыки анализа конкретного произведения искусства через контрастное сопоставление с другими произведениями, для того, чтобы ярче и полнее оттенить содержательную и структурную сторону первого. Сравнение через контраст подчеркивает наиболее существенные художественно-выразительные моменты данного произведения. Сравнение через тождество предполагает большую тонкость в восприятии произведении искусства, больше внимание к его художественным особенностям.

Эти методы могут применяться в той или иной мере при решении любой из задач музыкального образования. Каждый из них по-разному проявляется в том или ином виде музыкальной деятельности, находя свое специфическое воплощение. При этом проведение сравнения требует особой слуховой наблюдательности со стороны учащихся.

Метод сравненияможет применяться не только по отношению к самим музыкальным произведениям, но и к их различным исполнительским трактовкам. Особое значение он приобретает в исполнительской деятельности наглядно демонстрируя образцы правильного или неправильного владения исполнительскими навыками. Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций и др. в их взаимосвязи.

Характеризуя общедидактические методы, необходимо отметить, что при рассмотрении того или иного музыкального феномена (творчества композитора, средства музыкальной выразительности и др.), педагог–музыкант, как правило, идет от наглядных методов(слуховая, зрительная и двигательная наглядность) кметодам словесным, предполагающим описание явления в вербальной форме.

Рассмотрим с этих позиций методы наглядные и словесные методы.

Методы Слуховой наглядности (или наглядно–слухового показа) в слушательской деятельности получают свое выражение главным образом в демонстрации учащимся какого–либо музыкального произведения (средств выразительности, исполнительских интерпретаций и др.), реализуются посредством музыкальных иллюстраций (собственное исполнение), грамзаписей, вокального показа, литературного чтения, чтение стихов, пересказа произведения.

Те же методы в исполнительской деятельности могут быть представлены следующим образом: показ не только определенного музыкального произведения, но и необходимого качества певческого звучания, способов его достижения в живом исполнении и др. При накоплении опыта музыкально–творческой учебной деятельности методы наглядно–слухового показа применяются для демонстрации примера выполнения творческого задания учителем или учащимися, способов работы с предлагаемыми для композиции моделями и т.д.

Двигательная наглядность– реализуется посредством жестов, движения рук, мимических и пластических иллюстраций;

Зрительная наглядность–показ репродукций, иллюстраций, диафильмов, слайдов, плакатов и др.

Практическое музицирование, исполнительская музыкальная деятельность учащихся основаны на различных интерпретациях практических методов, в частности метода упражнения: пение, импровизация и сочинение музыки, звуковысотное и пластическое моделирование, пластическая импровизация и др.

Словесные методы (рассказ, лекция, беседа, диспут, драматизация, объяснение, разъяснение) при рассмотрении конкретного музыкального явления имеют двоякое предназначение. С одной стороны, они помогают учащимся осмыслить, осознать полученные музыкально-слуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С другой –оперировать в своих рассуждениях общепринятыми музыкальными терминами. При этом важнейшее значение имеет образная сторона словесного высказывания.

Рассказ – живое, образное, эмоциональное повествование о художественном или музыкальном явлении, рассматриваемом на уроке. Рассказ должен быть коротким, ярким, образным, содержательным и обязательно соответствовать возрасту аудитории. Важно не толькочтоговорит педагог, но икакон говорит.

Особая роль принадлежит методу беседы. Беседа является диалогической формой работы учителя с учениками. И обладает большими возможностями, поскольку помогает связать учебный материал с личным опытом учащихся, с имеющимися у них знаниями.

Д.Б. Кабалевский, придавая огромное значение этому методу различал два вида беседы:

– рассказ-беседу

– беседу-диалог.

В беседе-рассказе учитель сам подводит учащихся к верным суждениям, выводам. В диалогической беседе ведущую роль играют сами ученики, а учитель, подобно режиссеру только направляет беседу и подводит учащихся к верным ответам.

Виды беседы по Б.С.Рачинойщихся, с имеющимися у них знания

В ходе эвристической беседы активизируется самостоятельность мышления учащихся и на поставленный вопрос учителя следует обычно несколько ответов учащихся.

Герменевтическая беседа предполагает подробное рассмотрение, разъяснение изучаемого явления.

В ходе сократической беседы стимулируется способность мыслить неоднозначно, принимать различные точки зрения на обсуждаемое явление. В результате такого рода беседы часто не возникает однозначного вывода, что важно при обсуждении содержания и смысла произведения искусства.

Владение технологией проведения беседы важное профессиональное качество учителя музыки.

Рассмотрим основные требования к проведению беседы.

– ясная постановка цели, выстраивание логической последовательности вопросов, с соблюдением иерархии сложности;

– аргументированность ответов учащихся;

– включение в работу большей части класса, сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы (вопрос адресуется сначала классу, затем ученику);

– все вопросы учителя должны носить наводящий характер, учитель не должен подсказывать и предлагать очевидных, не предполагающих аргументации ответов;

– важно давать ученику достаточно времени на ответ, выслушивать каждый ответ, вникать в его содержание, включать учащихся в обсуждение содержания ответа, побуждать их к диалогу, спору, дискуссии.

Общедидактические методы в педагогике и методике преподования музыки обладают большой ролью в образовательном и воспитательном процессе, особая роль принадлежит методу беседы. Беседа является диалогической формой работы учителя с учениками.

На уроке музыки так же рассматривается рассказ как живое, образное, эмоциональное повествование о художественном или музыкальном явлении.

 

 


 



2018-07-06 1673 Обсуждений (0)
I.1. Общедидактические методы на уроках музыки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I.1. Общедидактические методы на уроках музыки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)