Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II.2. Особенности применения методов музыкального образования на уроках музыки



2018-07-06 551 Обсуждений (0)
II.2. Особенности применения методов музыкального образования на уроках музыки 0.00 из 5.00 0 оценок




В данном параграфе мы рассмотрим особенности методов музыкального образования с точки зрения применения методов и приёмов активного слушания на уроке музыки в начальных классах.

Общее музыкальное образование школьников всегда было и остаётся неотъемлемой частью эстетического воспитания подрастающего поколения.

Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки, прежде всего, должен быть уроком искусства.

Процесс обучения на уроке музыки направлен на обогащение и пополнение музыкального опыта учащихся, а так же на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. В основу работы положена методика действия, т.е. активной музыкальной деятельности ученика в процессе слушания и исполнения музыки.

Методы и приёмы активного слушания

– Метод моделирования художественно–творческого процесса.

– Иллюстрирование музыкального произведения

– Метод «пластическое интонирование»

– Инструментальное музицирование

– Графическое изображение

Метод моделирования художественно – творческого процесса.

Школьник ставится в позицию творца – композитора, как бы заново создающего произведение.

Это прохождение и проживание пути рождения музыки, воссоздание её как бы «изнутри».

Представьте, что вы композиторы и вам надо сочинить музыку утра.

Данный метод направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства в противовес словесно–информативным методам, которые, к сожалению, главенствуют на музыкальных занятиях. Совсем отрицать эти методы бессмысленно, но, так как их мобильность заключается в возможности сокращения времени на передачу информации. Иногда очень важно за короткий отрезок времени (его так мало на уроке) именно самому учителю рассказать, показать, спеть, объяснить и т.д. В практической работе многие учителя отдают немало времени поиску таких вопросов, которые бы побуждали, направляли, заставляли задуматься учащихся. Для учителя необходимо знать, о чем и как спросить, поскольку в вопросе скрыта суть поставленной задачи.

Какой характер музыки? Какой темп? Это песня или танец? Народная музыка или композиторская? Какая форма? Поднимите руки те, кто со мной согласен. Покажите красные карточки, если услышите повторение темы. Закройте глаза и поднимите руку, когда услышите знакомую мелодию. Вспомните композитора... Эти традиционные вопросы и задания всегда требуют точного однозначного ответа или действия. И даже те вопросы, которые начинаются со слова «почему», обычно подразумевают нахождение ответа в привычном для детей музыкальном и житейском опыте и для детей сами собой разумеются, не требуют особой умственной работы. Естественно, что учащиеся охотно отвечают, и учитель доволен их активностью. Но парадокс заключается в том, что эти вопросы... не имеют никакого смысла, ибо современные дети, в том числе и дошкольники и даже дети с отклонениями и развитии, совершенно свободно различают и характер, и темп, жанровую основу музыки, потому что эта способность у них уже есть с рождения и развита их повседневным (эмпирическим) опытом.

Более сложные задания (например, назовите признаки, по которым можно определить разновидности марша; назовите характерные особенности того или иного музыкального явления и пр.), будучи сформулированными таким же образом, также сводят все размышления учащихся к нахождению общих признаков и различий, их классификации по уже известным образцам и т. д. В результате у школьников развивается мышление, которое В.В. Давыдов назвал «эмпирикоклассифицирующим». Оно заключается именно в нахождении у явления частных признаков, которые являются общими с другими явлениями, и в отнесении на этом основать данного явления к тому или иному классу, виду, роду и т.д. Все «мыслительное творчество» при этом протекает на уровне манипулирования уже известными музыкальными средствами, терминами, понятиями и никак не является творческим преобразованием музыкального материала. Потому что нет задачи в ее обучающее и развивающем смысле!

Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований учителя с учащимися. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый– четко сформулированная учителем задача; второй –постепенное, совместно сучащимися, решение этой задачи; третий– окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».

В то время, когда на уроках пения (именно пения) господствовал объяснительно–иллюстративный метод, это была новая, прогрессивная педагогическая технология. Сегодня это уже традиционное ведение урока. Однако проблемный метод на уроках музыки стал всего лишь воплощением одного из принципов общей дидактики (самостоятельное усвоение знаний), а по сути он совершен, но не затрагивал уровня мышления и качества самого знания, т. с. не стал развивающим.

Метод моделирования художественно творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу – это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.

Этот универсальный и общий для искусства метод требует: самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка), творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.), развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Иллюстрирование музыкального произведения
(перевод музыки на язык другого вида искусств)

После прослушивания и анализа музыки «перевести» его на язык красок и линий. Передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов.

Создаётся план рисунка, обсуждаются краски будущей картины.

1. «Нежный свет». Музыка тихая.

Один инструмент один цвет: мягкий, тёплый, не яркий, нежный.

2. «Пробуждение». Музыка становится громче, больше инструментов, больше тембров – цвета более яркие.

3. «Восход солнца». Музыка громкая, играет целый оркестр. Краски яркие, насыщенные.

4. «Утренняя песнь». Музыка становится тише. Краски становятся мягче.
На следующем уроке учащиеся рассматривают иллюстрации и обсуждают «созвучие» музыки и красок, их выразительность.
Каждая картина несёт в себе отпечаток личности, оригинальности ребёнка.

Метод «пластического интонирования» или экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния.

«Пластическое интонирование» – выражение музыки в жесте.

Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки.

– Восходящая и нисходящая мелодия поднимающиеся и опускающиеся руки;

– Завершение музыкального развития руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз; Кульминационные точки руки вытянуты над головой и т.д.

«Пластическое интонирование» – это один из способов, одна из возможностей «проживания»образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке, – это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки… Если бы мы с ранних лет развивали в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души, насколько осмысленнее, действеннее было бы освоение детьми музыки, прочувствованнее было бы ее исполнение!..

Пластическое интонирование – это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно (от «переизбытка» чувств), но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально–ритмического движения.

Движения могут быть различными – от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки («Веселый музыкант» А.Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни «Дружат дети всей земли» Д.Львова) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р. н. п. «Во поле береза стояла»).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно свобода творчества.

Жесты «пластического интонирования» помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Можно привести в пример дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Значит, есть в жесте дирижера что–то такое, что дает почувствовать интонационно образный смысл музыки. Движение – это зримая музыка, не случайно сейчас на сцене появились пластические трактовки многих инструментальных и вокальных произведений.

Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь». Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.

Творческое воображение в процессе моделирования образа танцевальной музыки «Вальса шутки» Д.Шостаковича, подсказывает характер движений. При помощи музыки и пластики дети совместно создают настоящую танцевальную миниатюру, в которой передают свое чувствование и видение танцевальной музыки.

Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С. Прокофьева «Золушка» («Вальс и Полночь») в первом классе через свободное дирижирование, поиск линий жеста, движения в передачи бездушного звучания часов, имитации однообразных ударов маятника.

Звучит «Арагонская хота» М.Глинки. Дети очень любят эту музыку. Но более эмоционально почувствовать атмосферу праздничного веселья поможет им и пластическое интонирование, поиск выразительных жестов, поз, движений, изобразительных моментов.

Человек многому учится через движение, соединенное с музыкой. Поэтому в школе можно и даже нужно вводить урок ритмики, на котором учащиеся обучались бы танцу («Сударушка», «Русский лирический», «Полька», и др.). Ведь танец дает возможность «ввести ребят во все эпохи, пережить любое время ведь это история, которая оживает в жесте, это настоящий театр…»

Музыка и движение в совокупности всегда заставляли обращаться к этой теме специалистов их разных областей искусства и педагогики, Б.В.Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки). Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела. Наивысшей точкой взаимодействия музыки и движения является балетный спектакль. Именно в балете содержание музыки, все средства музыкальной речи обретают тесную связь с пластическими образами, ритмом и рисунком танца.

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка – движение». Известный швейцарский педагог Э.ЖакДалькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги – Д.Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: «музыка – часть меня, я – часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству, и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки – это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются». Методика «Зеркала» это воплощение звучащей музыки в жесте.

В заключении хотелось бы напомнить, что все приемы и методы должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик – не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока. Благодаря новым приемам и методам, ученики думают, рассуждают, делятся своими мнениями.

 


Заключение

Изучение педагогической и методической литературы показало, что метод – совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования школьников основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к художественной музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней.

Наряду с этой воспитательной задачей большое значение имеют задачи образовательные. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастного становления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцов высокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно ее глубокое и тонкое освоение.

Для этого педагог должен использовать в работе методы которые делятся по разным классификациям делятся на общедидактические: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео метод, иллюстрация, объяснение, упражнение, приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, закрепление, проверка знаний, умений, навыков, объяснительно–иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный; проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, методы организации и осуществления учебной, познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной, деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно–познавательной деятельности. И специальные методы музыкального образования: метод наблюдения за музыкой, метод не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать, метод импровизации, метод сопереживания, методы музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии, метод развития сгилеразличения у подростков, метод музыкального собеседования, метод интонационно-стилевого постижения музыки и моделирования художественно-творческого процесса, метод сравнения, метод создания художественного контекста, метод создания композиций, метод эмоциональной драматургии, метод «забегания» вперёд и «возвращения» к уже пройденному материалу, метод размышления, рассуждения о музыке, метод музыкального обобщения.


Список используемой литературы

1.Абдулин Э.Б Николаева Е.В. Теория музыкального образования учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия» 2004 г. – с. 122-133.

2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю. Б. Алиев; Моск. психол.– соц. ин–т. – Воронеж : НПО "МОДЭК", 1998. – с.122–156

3. Антонова С.В.Статья «Современные музыкальные методы на уроке музыки в школе» [Электронный ресурс] // Pedportal.net: [Сайт]. [2015]. URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/statya-quot-urok-muzyki-v-zhizni-rebenka-quot-269193 (дата обращения 17.05.2018).

3. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Ред. и вступ. статья Е. М. Орловой. – 2-е изд. Ленинград: Музыка. Ленингр. отделение, – 1973. с. 142.

4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях» / учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. М.: Академия. –2002 г. с.145–192

5. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. 3– издание. с. 5–19. [Электронный ресурс] //

[Сайт]. [2006]. URL: http://lershkola-5.ucoz.ru/ped_kollektiv/anosova/Studmed.ru_kabalevskiy-db-ruk-programmy-obscheobra.pdf(дата обращения 21.05.2018).

6. Коломиец Е.Д. Статья: «Применение методов и приемов на уроках музыки» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования: [Сайт]. [2014]. URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/12/14/primenenie-metodov-i-priemov-na-urokakh-muzyki [дата обращения 29.04.2018].

7. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. Программы для общеобразовательных учреждений. 1–7 классы. – 3-е изд., доработанная – Москва, 2010. с. 64

8. Некрасова ЕВ. Методическая разработка на тему: «Применение новых методов и приемов обучения на уроке музыки, согласно реализации ФГОС» [Электронный ресурс] // kopilkaurokov.ru: [Сайт]. [2014]. URL: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokie-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos[дата обращения 25.05.2018].

9. РамзоваА.О. Статья «Урок музыки в жизни ребенка» [Электронный ресурс] // Pedportal.net: [Сайт]. [2015]. URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/statya-quot-urok-muzyki-v-zhizni-rebenka-quot-269193 (дата обращения 19.05.2018).

10. СафроноваН.Е. Статья:«Методы развития музыкального восприятия на уроках слушания музыки в ДШИ» [Электронный ресурс] //Академия педагогического мастерства: [Сайт]. [2014]. URL: https://www.pedacademy.ru/conference_notes/118 (дата обращения: 13.05.2018).

11. Хазеева Н.В. Статья: Методы и приемы обучения на уроках музыки по ФГОС [Электронный ресурс] // Мультиурок: [Сайт]. [2014]. URL: https://multiurok.ru/blog/mietody-i-priiemy-obuchieniia-na-urokakh-muzyki.html(дата обращения 18.05.2018).

12. Школяр Л.В., Красильникова М.С. Кридская Е.Д. Теория и методика музыкального образования детей: научно методическое пособие для студентов /– Москва, 1999. с. 145–178.

13.Штыркова С.Г.Статья «Урок музыки - урок искусства» [Электронный ресурс] // Pedportal.net: [Сайт]. [2015]. URL: https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/statya-quot-urok-muzyki-v-zhizni-rebenka-quot-269193 (дата обращения 18.05.2018).

 



2018-07-06 551 Обсуждений (0)
II.2. Особенности применения методов музыкального образования на уроках музыки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II.2. Особенности применения методов музыкального образования на уроках музыки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)