ГЛАВА 2. ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Оздоровительная гимнастика после дневного сна Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. [19] Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света - открыть форточку, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду. Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость различного рода заболеваниям. Наиболее эффективным средством закаливания, в существенной мере стимулирующим защитные реакции организма, является действие холодной воды. Это связано с тем, что вода обладает большой теплопроводностью (способностью проводить тепло). Наименее эффективным средством является действие солнечных лучей. Солнечные лучи оказывают закаливающее действие на организм, в основном по механизму повышения тонуса центральной нервной системы и стимуляции синтеза некоторых химических веществ (например, витаминов группы D). [20]
Варианты гимнастических упражнений для проведения гимнастики после сна Комплекс гимнастики после сна состоит из нескольких частей: 1. Гимнастика в постели; 2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия; 3. Дыхательная гимнастика; 4. Индивидуальные задания; 5. Водные процедуры. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию, облегчит пробуждение и возвращение детей к рабочему ритму дня. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнении начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Для получения хороших результатов важно соблюдать такие правила: 1. Нужно чтобы ребёнок проснулся самостоятельно. Специально для зарядки заставлять малыша покидать постель нельзя; 2. Сначала должна быть легка пальчиковая разминка, простые упражнения, выполняемые в кровати; 3. Занятия должны проводить в хорошо проветренной комнате; 4. Дети не должны уставать во время выполнения. Цель зарядки — привести в хорошее настроение. Но заниматься стоит не меньше четверти часа. Комплекс в кроватках. «Потягушечки»Потягунушки, потягунушки!Поперек толстунушкиА в ножки ходунушкиА в ручки хватанушкиА в роток говорокА в голову разумок. «Кулачки- ладошки»(упражнение на сжимание и разжимание пальчиков рук) В прятки пальчики играли И головки убирали Так, так и вот так И головки убирали. Возле кроваток Ножками потопали Ручками похлопали Качаем головой. Комплекс гимнастики в постели после сна представила в своем конспекте занятия представил автор - воспитатель Т.А.Лысенко. [21]
После гимнастики полезны закалывающие процедуры. Достаточно умывания прохладной водой. (Приложение 1) Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Для профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. В группе организуется «Тропа здоровья» на которой гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно - связочного аппарата голеностопного сустава и стопы применяются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам. При прохождении практики в детском саду «Светлячок» я наблюдала тропы здоровья ребристые, массажные коврики. Полезное воздействие тропы выражается в комплексе эффектов. Стопа при этом рефлекторно «подбирается»: - происходит активное формирование сводов; - восстанавливается рессорная функция стопы; - повышается общий тонус организма; - укрепляется мышцы ног; - тренируется координация движений; - формируется правильная и красивая походка. Для предотвращения и исправления отклонений в формировании правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия, была разработана система игр и упражнений. Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, включаются во все части физкультурного занятия, в комплексы утренней гимнастики. Воспитатели используют эти упражнения и игры при выполнении гимнастики после сна, проведении физкультминуток, с закаливающими процедурами, на прогулке. (Приложение 3)
Ходьба по дорожке «Здоровья» (резиновые коврики….) Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия представила в своей методичке автор - воспитатель Децик Наталья Валерьевна. [22]
Дыхательная гимнастика - это, прежде всего, укрепление их здоровья, помогает ребенку проснуться и пробудить его организм. Задачи: - создавать у детей мотивации и потребности в укреплении своего здоровья посредством дыхательной гимнастики; - продолжать развивать правильное носовое дыхание, активизировать детей на совместную деятельность с использованием игровых приёмов; - создавать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься дыхательной гимнастикой. (Приложение 2) «Качели»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:Качели вверх (вдох),Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись. Комплекс упражнений для дыхательной гимнастики представила в своей методичке автор – воспитатель Макарова Анна Алексеевна «Маленькие птички». [23]
Водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело. ( Приложение 4) Для получения хороших результатов важно соблюдать такие правила: 1.Влажному обтиранию обычно предшествует воздействие на тело сухой рукавичкой. Через две недели можно переходить к влажным растираниям; 2. Обливание ног – голень, стопа ребенка, начинают с теплой воды. Каждые 4 дня воду делают прохладней на 1°, продолжительность процедуры до 3 минут. Другой способ – это обустройство специальных дорожек. Схема упражнений следующая; 3. Для тактильных ощущений дорожки выстилают разным материалом, например, простыня и мешковина. Первую дорожку смачивают соляным раствором, вторую обычной водой, третья остается сухой. Дети несколько минут ходят по дорожкам. Контраст поверхностей способствует закаливанию и профилактике плоскостопия; 4. Душ и общие обливания являются сильным возбуждающим средством. Они более показаны вялым и заторможенным детям. Хорошо стимулируют иммунную систему занятия в бассейне. Все же купания противопоказаны детям с больным сердцем, почками или перенесшим воспаление легких.Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты) Комплекс ОРУ «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!» Чистые ладошки» И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и.п. То же другой рукой (повторить по 3 раза). Стряхнем водичку» И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью – «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное (повторить 4-5 раз). 3. «Мы – молодцы!» И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8-10 подпрыгиваний и 8-10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное.
Комплекс упражнений для водных процедур представила в своем разработанном занятии автор – воспитатель Алямовская В.Г. [24]
Заключение В курсовой работе рассматривается проблема формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Таким образом, здоровый образ жизни взаимосвязан и оказывает в значительной степени положительное влияние на здоровье детей.Во второй главе мы рассматривали дневную физическую активность ребенка особенно момент его пробуждения.Гимнастика после сна в ДОУ или дома важный момент перехода сна в бодрствование. Поэтому именно этот момент определяет качества всех видов деятельности ребенка в период бодрствования.Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, необходимо освоить гимнастику после сна. Я рассмотрела и нашла в интернете и в других источниках примерные комплексы гимнастики после сна.Задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута.Курсовая работа будет полезна мне как будущему воспитателю в детском саду. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. ФГОС ДО «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 - 4с. 2. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998-133 с. 3. https://infourok.ru/formirovanie-cennostnogo-otnoshenie-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-1496588.html 4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. - 28 с. 5. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998-146 с. 6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. - 29 с. 7. Главный редактор А.М.Прохоров.: Издание 2-е «Большая Российская Энциклопедия» 1998. -1005 с. 8. Главный редактор А.М.Прохоров Издание 3-е «Большая Российская Энциклопедия» 1975. - 577 с. 9. Стивен Голдман, Майкен Недергард Промывка мозгов // В мире науки. — 2016. — № 5-6. — С. 58-64. 10. Марков.В.В, Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с. 11. https://ru.wikipedia.org/wiki 12. https://studfiles.net/preview/5191857/page:4/ 13. http://pandia.ru/text/79/115/16159.php 14. http://raguda.ru/vs/gigienicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo.html 15. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/11/27/gigienicheskie-protsedury 16. http://pandia.ru/text/79/115/16159.php 17. https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/ 18. http://kladraz.ru/blogs/elena-georgievna-povarnicyna/-fizicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 19. Воронцов И.М. «Закономерности физического развития детей и методы его оценки». http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/98-hls-education/9643 20. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 25-29. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/ (дата обращения: 25.04.2018). 21. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/10/26/kompleksy-bodryashchey-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna 22. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-profilaktike-narusheniya-osanki-i-ploskostopiya-v-dou-1344059.html 23. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/05/02/psikhologicheskiy-podkhod-pedagoga-k-realizatsii-zadach 24. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/18/zakalivayushchie-protsedury-posle-dnevnogo-sna-v
Приложение 1
Рис.1 Гимнастика в постели Приложение 2 Рис.2 Дыхательная гимнастика
Приложение 3 Рис. 3 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Приложение 4
Рис.4 Водные процедуры Приложение 5
Рис. 5 Приложение 6
Рис. 6
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |