Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



2018-07-06 1297 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Оздоровительная гимнастика после дневного сна

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. [19]
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:
- звуковые сигналы (например, музыка);
- зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный);
- импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света - открыть форточку, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.
Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:
- устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
- увеличить тонус нервной системы;
- усилить работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.
В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроении самочувствие ребёнка.
Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды), поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма.

Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость различного рода заболеваниям. Наиболее эффективным средством закаливания, в существенной мере стимулирующим защитные реакции организма, является действие холодной воды. Это связано с тем, что вода обладает большой теплопроводностью (способностью проводить тепло). Наименее эффективным средством является действие солнечных лучей. Солнечные лучи оказывают закаливающее действие на организм, в основном по механизму повышения тонуса центральной нервной системы и стимуляции синтеза некоторых химических веществ (например, витаминов группы D). [20]

 

Варианты гимнастических упражнений для проведения гимнастики после сна

Комплекс гимнастики после сна состоит из нескольких частей:

1. Гимнастика в постели;

2. Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

3. Дыхательная гимнастика;

4. Индивидуальные задания;

5. Водные процедуры.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию, облегчит пробуждение и возвращение детей к рабочему ритму дня. Педагог начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное поднимание рук и ног, комплекс упражнении начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Для получения хороших результатов важно соблюдать такие правила:

1. Нужно чтобы ребёнок проснулся самостоятельно. Специально для зарядки заставлять малыша покидать постель нельзя;

2. Сначала должна быть легка пальчиковая разминка, простые упражнения, выполняемые в кровати;

3. Занятия должны проводить в хорошо проветренной комнате;

4. Дети не должны уставать во время выполнения. Цель зарядки — привести в хорошее настроение. Но заниматься стоит не меньше четверти часа.

Комплекс в кроватках.

«Потягушечки»Потягунушки, потягунушки!Поперек толстунушкиА в ножки ходунушкиА в ручки хватанушкиА в роток говорокА в голову разумок.

«Кулачки- ладошки»(упражнение на сжимание и разжимание пальчиков рук)

В прятки пальчики играли И головки убирали Так, так и вот так И головки убирали. Возле кроваток Ножками потопали Ручками похлопали Качаем головой.

Комплекс гимнастики в постели после сна представила в своем конспекте занятия представил автор - воспитатель Т.А.Лысенко. [21]

Название Упражнение
«Мы проснулись» и. п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед; и. п. – выдох (4-6 раз)
«Поймай комарика» и. п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой, вернуться в и. п. (4-6 раз)
«Велосипед» и. п. - лёжа на спине (10 –12 секунд) Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот, задом наперед.
«Музыканты» Мы играем на гармошке, Громко хлопаем в ладошки. Наши ножки: топ, топ. Наши ручки: хлоп, хлоп! Вниз ладошки опускаем, Отдыхаем, отдыхаем.

 

После гимнастики полезны закалывающие процедуры. Достаточно умывания прохладной водой. (Приложение 1)

Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Для профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. В группе организуется «Тропа здоровья» на которой гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно - связочного аппарата голеностопного сустава и стопы применяются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам. При прохождении практики в детском саду «Светлячок» я наблюдала тропы здоровья ребристые, массажные коврики. Полезное воздействие тропы выражается в комплексе эффектов. Стопа при этом рефлекторно «подбирается»: - происходит активное формирование сводов; - восстанавливается рессорная функция стопы; - повышается общий тонус организма; - укрепляется мышцы ног; - тренируется координация движений; - формируется правильная и красивая походка. Для предотвращения и исправления отклонений в формировании правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия, была разработана система игр и упражнений. Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, включаются во все части физкультурного занятия, в комплексы утренней гимнастики. Воспитатели используют эти упражнения и игры при выполнении гимнастики после сна, проведении физкультминуток, с закаливающими процедурами, на прогулке. (Приложение 3)

 

Ходьба по дорожке «Здоровья» (резиновые коврики….)

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия представила в своей методичке автор - воспитатель Децик Наталья Валерьевна. [22]

Название Упражнение
«Нарисуй ногами» И. п. – сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. «Рисовать» то правым, то левым носком небольшие картинки в воздухе. Нарисуем мы ногами, Как художники – руками. Это высший класс! Получается у нас!
«Буратино» 1. И. п.- основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками. 2. Поднять руки через стороны вверх – вернуться в и. п. (5 - 6 раз). Поднять ногу, согнутую в колене. Затем вытянуть ее вперед - вернуться в и. п.; то же - другой ногой (5 - 6 раз). 3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны - вернуться в и. п. (5 - 6 раз). 4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же – в другую сторону (5 - 6 раз). 5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди – вернуться в и. п.; то же – с другой ногой (5 - 6 раз). 6. Поднять правую ногу, согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова – вернуться в и. п.; то же – левой ногой (5 - 6 раз). 7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки - на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону – вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3 - 4 раза).
«Ель, елка, елочка» Воспитатель по физкультуре предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу. «В лесу стоят высокие ели. «Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки - «ветви» слегка в стороны, ладонями вперед. «Пойдем дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за воспитателем. Он останавливается: «Вот и сестрички ели - елки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Воспитатель предлагает детям встать, как елки, - принять правильную осанку, но в полу приседе. «Пойдемте, дети, поищем еще сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Воспитатель предлагает детям присесть, разводя колени в сторону, спина выпрямлена, кисти направлены вперед, пальцы разведены в стороны (иголки). Игра выполняется несколько раз. Воспитатель поощряет детей, выполнивших задание правильно. [23]

Дыхательная гимнастика - это, прежде всего, укрепление их здоровья, помогает ребенку проснуться и пробудить его организм. Задачи: - создавать у детей мотивации и потребности в укреплении своего здоровья посредством дыхательной гимнастики; - продолжать развивать правильное носовое дыхание, активизировать детей на совместную деятельность с использованием игровых приёмов; - создавать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься дыхательной гимнастикой. (Приложение 2)

«Качели»Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:Качели вверх (вдох),Качели вниз (выдох),Крепче ты, дружок, держись.

Комплекс упражнений для дыхательной гимнастики представила в своей методичке автор – воспитатель Макарова Анна Алексеевна «Маленькие птички». [23]

Название Упражнение
«Лошадка» Цокаем языком. - Убыстряем темп.- Замедляем темп. - Повторяем чередование темпов несколько раз
«Порадуемся птичкам» Произнести: «Ах!» — вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «А-а-а-х». Повторить 2 раза.
«Птички машут крыльями» Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спину. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину. Повторить 5 раз. Темп умеренный. Указание: «Сохранять устойчивое положение тела».
«Птички зовут своих друзей» Исходная позиция: стоя, ноги врозь, руки на поясе. Поворот вправо, назад; произнести: «Чирик, чирик». Вернуться в исходную позицию. Поворот влево, назад; произнести: «Чирик, чирик». Повторить 4 раза. Темп умеренный.
«Птички клюют зернышки» Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, постучать пальчиками рук по полу. Вернуться в исходную позицию. Повторить 4 раза. Темп умеренный. Указание: «Хорошо выпрямиться после приседания».
«Птички веселятся» Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 8—10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза. Ходьба врассыпную в медленном темпе (15 секунд).
«Дуем на крылышки» На счет 1,2— вдох. На счет 1, 2, 3, 4 — выдох. Повторить 2 раза. [24]

Водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело. ( Приложение 4) Для получения хороших результатов важно соблюдать такие правила:

1.Влажному обтиранию обычно предшествует воздействие на тело сухой рукавичкой. Через две недели можно переходить к влажным растираниям;

2. Обливание ног – голень, стопа ребенка, начинают с теплой воды. Каждые 4 дня воду делают прохладней на 1°, продолжительность процедуры до 3 минут. Другой способ – это обустройство специальных дорожек. Схема упражнений следующая;

3. Для тактильных ощущений дорожки выстилают разным материалом, например, простыня и мешковина. Первую дорожку смачивают соляным раствором, вторую обычной водой, третья остается сухой. Дети несколько минут ходят по дорожкам. Контраст поверхностей способствует закаливанию и профилактике плоскостопия;

4. Душ и общие обливания являются сильным возбуждающим средством. Они более показаны вялым и заторможенным детям. Хорошо стимулируют иммунную систему занятия в бассейне. Все же купания противопоказаны детям с больным сердцем, почками или перенесшим воспаление легких.Водные процедуры (в умывальной комнате, 3 минуты)

Комплекс ОРУ «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»

Чистые ладошки»

И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и.п. То же другой рукой (повторить по 3 раза).

Стряхнем водичку»

И.п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью – «стряхивают водичку»; руки на пояс. Дыхание произвольное (повторить 4-5 раз).

3. «Мы – молодцы!»

И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8-10 подпрыгиваний и 8-10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное.

 

Комплекс упражнений для водных процедур представила в своем разработанном занятии автор – воспитатель Алямовская В.Г. [24]

Название Упражнение
«Льется чистая водица» Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Моем шею, моем уши. Затем вытремся мы все суше.
«Водичка, водичка» Водичка, водичка, Умой моё личико. Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок

 

 

Заключение

В курсовой работе рассматривается проблема формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения. Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Таким образом, здоровый образ жизни взаимосвязан и оказывает в значительной степени положительное влияние на здоровье детей.Во второй главе мы рассматривали дневную физическую активность ребенка особенно момент его пробуждения.Гимнастика после сна в ДОУ или дома важный момент перехода сна в бодрствование. Поэтому именно этот момент определяет качества всех видов деятельности ребенка в период бодрствования.Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, необходимо освоить гимнастику после сна. Я рассмотрела и нашла в интернете и в других источниках примерные комплексы гимнастики после сна.Задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута.Курсовая работа будет полезна мне как будущему воспитателю в детском саду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФГОС ДО «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 - 4с.

2. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998-133 с.

3. https://infourok.ru/formirovanie-cennostnogo-otnoshenie-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-1496588.html

4. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. - 28 с.

5. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб.пособие для студ. дошк. отд-ий и фак. сред.пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998-146 с.

6. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. - 29 с.

7. Главный редактор А.М.Прохоров.: Издание 2-е «Большая Российская Энциклопедия» 1998. -1005 с.

8. Главный редактор А.М.Прохоров Издание 3-е «Большая Российская Энциклопедия» 1975. - 577 с.

9. Стивен Голдман, Майкен Недергард Промывка мозгов // В мире науки. — 2016. — № 5-6. — С. 58-64.

10. Марков.В.В, Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320 с.

11. https://ru.wikipedia.org/wiki

12. https://studfiles.net/preview/5191857/page:4/

13. http://pandia.ru/text/79/115/16159.php

14. http://raguda.ru/vs/gigienicheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo.html

15. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/11/27/gigienicheskie-protsedury

16. http://pandia.ru/text/79/115/16159.php

17. https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/

18. http://kladraz.ru/blogs/elena-georgievna-povarnicyna/-fizicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

19. Воронцов И.М. «Закономерности физического развития детей и методы его оценки». http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/98-hls-education/9643

20. Николаева Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 25-29. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/ (дата обращения: 25.04.2018).

21. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/10/26/kompleksy-bodryashchey-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna

22. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-profilaktike-narusheniya-osanki-i-ploskostopiya-v-dou-1344059.html

23. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/05/02/psikhologicheskiy-podkhod-pedagoga-k-realizatsii-zadach

24. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/18/zakalivayushchie-protsedury-posle-dnevnogo-sna-v

 

Приложение 1

Рис.1 Гимнастика в постели

Приложение 2

Рис.2 Дыхательная гимнастика

 

 

Приложение 3

Рис. 3 Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

 

 

Приложение 4

Рис.4 Водные процедуры

Приложение 5

Рис. 5

Приложение 6

Рис. 6

 



2018-07-06 1297 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)