Особенности периодизации тренировочного процесса в годичном цикле.
Периодизация тренировочного процесса это долгосрочное планирование физических нагрузок, при котором тренировки строятся по определенной системе, состоящей из конкретных фаз различной длительности, назначения и регулярности. При этом для достижения желаемых результатов переменные (подходы, повторы, нагрузка, количество упражнений, периоды отдыха и так далее) планируются именно таким образом, чтобы добиться запуска конкретных адаптационных механизмов. Фазы могут длиться от нескольких дней до нескольких лет[13,15,18]. Оптимальное развитие физических качеств спортсмена во многом зависит от рационального построения тренировочного процесса с учетом особенностей развития требуемых физических качеств. Академическая гребля предъявляет высокие требования к организму спортсменов в связи с тем, что в гребной локомоции задействованы около 95% мышц всего тела [1,20]. В гребле активно участвуют мышцы ног и спины, для удержания равновесия в лодке требуется постоянное статическое напряжение позныхмышц. Во время соревновательной работы интенсивно используются как аэробные, так и анаэробные режимы. На современном этапе, подготовка спортсменов происходит на протяжении всего годичного тренировочного цикла. В связи с тем, что гребля является сезонным видом спорта, эта особенность предопределяет структуру и специфику в планировании и содержании тренировочного процесса [20]. При планировании тренировочного процесса в основном применяется однопиковый годичный цикл, который включает в себя три последовательных периода подготовки: подготовительный, соревновательный и восстановительный [8].В каждом тренировочном периоде решаются свои педагогические и задачи, в соответствии со средствами и методами тренировок. Так в переходном периоде (сентябрь – октябрь) интенсивность и объем тренировочных нагрузок резко снижается. В этом периоде доминируют тренировки малой интенсивности. Главной задачей является восстановление перенапряжения различных систем организма и дальнейшая подготовка к восприятию интенсивных физических нагрузок [18]. Подготовительный период (октябрь-апрель) проводится основная базовая работа, планируются нагрузки аэробного и аэробно-анаэробного характера. В этом периоде решаются задачи по расширению функциональных возможностей организма, увеличению аэробных возможностей и развитию силовых способностей. Основной задачей периода является формирование устойчивых адаптационных возможностей организма выполнять околопредельные объемы тренировочных нагрузок[9]. Соревновательный период (май-август) главной целью это периода является показ максимального спортивного результата, достижение высшей спортивной формы и ее реализация. В этом периоде увеличивается интенсивность и специфичность тренировочных воздействий с преобладанием нагрузок анаэробной гликолитической и креатинфосфатнойнаправленности. Верлин С.В. предлагает распределение годового объема тренировочных нагрузок в академической гребле при следующих соотношениях: · восстановительный период – 50% выполненной работы в первой зоне, 15 % вторая зона, 25% третья зона, 20 % третья зона, 1 % пятая зона интенсивности. · подготовительный период – 50% первая зона, 47% во второй, 3% в пятой зоне интенсивности. · соревновательный период – 55% первая зона, 35% третья зона, 8 % четвертая, 2% пятая зона интенсивности[19]. Каждый период в годичном тренировочном цикле принято делить на ряд мезоциклов (от 2 до 6 в каждом периоде). Это нужно для того, чтобы систематизировать направленность и содержание тренировочного процесса в соответствии с главной задачей периода. Длительность зависит от периода подготовки и длится от 3 до 6 недель.Мезоцикл представляет собой законченный этап формирования двигательного качества спортсмена. В свою очередь мезоциклы, делятся на микроциклы. Длительность микроциклов в гребле обычно составляет шесть тренировочных дней с одним днем отдыха. Микроцикл это упорядоченное средство тренировочных воздействий направленное для более избирательного воздействия на организм спортсмена или требуемого физического качества. Считается, что в каждом микроцикле должны включаться ударные тренировочные нагрузки (не более трех), способствующие определенным адаптационным перестройкам [3,5]. Большинство авторов, рассматривая одноцикловое построение годичной тренировки, указывает на волнообразное изменение тренировочной нагрузки от подготовительного к соревновательному периоду с последующим спадом в переходном периоде. В начале годичного цикла происходит преимущественное увеличение объема нагрузок, интенсивность в это время растет менее значительными темпами. В соревновательном периоде после некоторой стабилизации во второй половине подготовительного периода объем начинает сокращаться, интенсивность же возрастает до высшего на данном этапе уровня. Завершающим моментом этой волны является разгрузочный спад в переходном периоде и объема, и интенсивности. Такое общепринятое одноцикловое планирование применяется в гребле на протяжении многих лет подготовки, как у юных, так и у высококвалифицированных гребцов. По мнению Л.П. Матвеева в тех случаях, когда необходимо обеспечить долговременные адаптационные изменения, вызвать более значительные перестройки не только функционального, но и структурного характера, растет, в первую очередь, объем нагрузок. Когда же требуется непосредственно реализовать приобретенные возможности и обеспечить крутой подъем спортивной работоспособности, ведущую роль приобретает интенсивность тренировки[10]. Конкретное построение микроцикла зависит от годичного периода подготовки, расположения в мезоцикле, квалификации и уровня подготовленности спортсмена. В плане совершенствования построения годового цикла подготовки гребцов была предложена иная основа мезоциклового планирования и построения годового цикла, разработанная авторами Кавериным В.Ф. и Иссуриным В.Б. [3]. Исходной операцией при составлении плана является четкая постановка цели подготовки. Цель должна быть конкретной (выполнение определенного временного норматива, завоевание звания чемпиона клуба, города и т.п.), труднодостижимой, но реальной. Важным условием достижения цели является ее конкретизация в модельных характеристиках соревновательной деятельности, показателей тренировочных нагрузок, которые должны быть выполнены, и параметров состояния спортсмена, которое должно быть достигнуто в результате всей подготовки (гоночный вес, ЧСС в покое, скоростно-силовые возможности и т.п.). Следующей (второй) операцией является определение условий подготовки, в которых составляемый план будет реализован. Это предполагает уточнение возможностей участия в учебно-тренировочных сборах, наличие материальных ресурсов, оборудования и т.п. Очевидно, что, не располагая этими сведениями, трудно составить обоснованный план, тем более трудно побудить спортсменов к его выполнению. Третья операция - определение главных отборочных и проверочных соревнований. Чаще всего эти сведения поступают "сверху", исходя из утвержденного календаря соревнований и установки руководства. Далее следует определить или уточнить состав исполнителей, участвующих в реализации плана (начальник команды, методист, врач, массажист и т.п.). Выделение периодов и этапов годового цикла; постановка частных целей в каждом из них: • определение конкретного содержания каждого этапа (основные средства, методы, методические приемы, объемы нагрузок, временные затраты в неделю и в месяц, в некоторых случаях поурочный план); • определение мероприятий контроля и проверки эффективности хода подготовки на каждом этапе (выбор тестов и контрольных нормативов, согласование содержания и сроков медицинских и биохимических обследований и т.п.). На этом этапе составление перспективного годового плана завершается, его сущность разъясняется спортсменам и начинается его реализация. В ходе ее осуществляется текущее планирование подготовки в мезо- и микро- циклах, которое основывается на отправных позициях годового цикла, но учитывает реальное состояние спортсменов, данные этапного и текущего контроля, изменения условий подготовки. Необходимо отметить, что текущая корректировка плана и условие его реализации не должны уводить тренера и спортсмена от выбранной методической направленности. Напротив, текущие коррекции нужны как раз для того, чтобы выполнить главные целевые установки плана[3,7]. Сущность блокового построения и его мезоструктуры заключается в периодичности и сменности преимущественной направленности тренировки. Эта сменность достигается за счет чередования трех видов мезоцикловых блоков: накопительного, трансформирующего и реализационного. Накопительный мезоцикловой блок посвящен развитию основных способностей (таких, как аэробная выносливость, мышечная сила и общая схема техники движений); трансформирующий направлен на развитие более специфических способностей (типа аэробно-анаэробной или анаэробной выносливости, специальной мышечной выносливости и должной техники в гребле); и реализационный предназначен для предсоревновательной подготовки и фокусируется, главным образом, на имитации соревновательных упражнений, достижения максимальной скорости и восстановления перед предстоящим соревнованием[7]. Длительность мезоцикла устанавливалась в соответствии с физиологическими и биохимическими предпосылками, которые обычно позволяли затратить по четыре недели на накопительный и трансформирующий мезоциклы и две недели - на реализационный. Три мезоцикловых блока сменной направленности образуют этап годового цикла, в свою очередь, этапы объединяются в периоды[3]. Модифицированная схема планирования тренировочного процесса позволила сократить годичные тренировочные объемы в среднем на 10-15%. Для реализации альтернативного подхода к спортивной подготовке используется явление остаточный тренировочный эффект. Остаточный эффект - относительно новый и малоизвестный термин. Остаточный тренировочный эффект имеет отношение к сохранению изменений, вызванных систематическими тренировочными нагрузками, в течение некоторого времени после прекращения тренировочного воздействия. Действительно, если вы развиваете одну способность и в то же время теряете другую, вы должны принимать во внимание продолжительность позитивного эффекта от какого-либо типа тренировочного воздействия после его прекращения и скорость утраты этой способности после прекращения тренировки. Другими словами, вы должны знать, каков остаточный эффект каждого типа тренировочного воздействия. Данные исследований представляют итоговые характеристики длительности остаточного тренировочного эффекта по отношению к различным двигательным способностям (табл.1). Скорость потери тренировочного эффекта и соответствующего остаточного уровня тренированности широко варьирует для различных двигательных качеств. Аэробные способности, поддерживаемые выраженными морфологическими и биохимическими изменениями, сохраняются в течение многих недель на почти пиковом уровне, в то время как анаэробные способности, особенно в зоне алактатных нагрузок, сохраняются на пиковом уровне в течение значительно более коротких периодов. Достижение максимального уровня развития силы у высококвалифицированных спортсменов определяется четкими морфологическими, биохимическими и нервными изменениями, такими, как увеличение поперечного сечения мышечных волокон, их количества (гиперплазия); вовлечение ранее неактивных двигательных единиц и синхронизация их деятельности; а также увеличенная частота импульсациимотонейронов. Все эти существенные адаптационные процессы формируют относительно долгий остаточный тренировочный эффект[3,7]. Остаточный тренировочный эффект при развитии силовой выносливости зависит от продолжительности работы и степени мобилизации анаэробных ресурсов; остаточный тренировочный эффект при развитии силовой выносливости, проявляемой в длительной работе, сохраняется относительно дольше благодаря явной аэробной адаптации. Максимальные скоростные качества базируются на очень тонких и очень точных нервно-мышечных взаимодействиях, которые являются относительно нестабильными и не могут поддерживаться на самом высоком уровне без специально организованного тренировочного процесса. Таблица 1. Продолжительность и физиологический фон остаточных тренировочных эффектов для различных двигательных качеств после прекращенияразвивающей программы (по В.Б. Иссурину и Lustig, 2004)
Планирование тренировочного процесса по принципу "маятника" успешно применяется в разных видах спорта. Разработанная Д.А. Аросьевым система формирования спецготовности также эффективно используется в подготовке высококвалифицированных гребцов[1]. Она отличается от других известных систем тренировки не только названием, но и по существу. В традиционных системах основной упор делается на планирование физических сторон подготовки, объема и интенсивности нагрузок, на внешний контроль за подготовкой[1]. В системе формирования спецподготовки впервые охвачены точным планированием и такие трудноуловимые психологические человеческие факторы, как "технико-тактическая, мобилизационная и организационная стороны подготовки и самоконтроля, значение которых в формировании готовности ничуть не ниже, чем значение нагрузок. Таким образом, знания основных принципов и закономерностей адаптации организма спортсмена к специализированным физическим нагрузкам являются необходимым элементом в построении и корректировки тренировочного процесса. Поэтому рассмотрение особенностей периодизация годичного цикла у гребцов является главной задачей нашей работы [3,7,8,9,18].
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1986)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |