Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование потребностей в занятиях физической культурой у дошкольников



2018-07-06 1699 Обсуждений (0)
Формирование потребностей в занятиях физической культурой у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть.

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.

П.Ф. Лесгафт(1951) считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

"Маленькие дети играют, как птица поёт - отмечала Н.К. Крупская (1917) - Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания".

Формирование потребности в систематических занятиях физической культурой входит в содержание понятия "физическое воспитание" и является непременным условием для успешной работы в области воспитания двигательных навыков у детей дошкольного возраста.

Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, немаловажную роль играет двигательная активность. Это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает ряд негативных для растущего организма последствий: происходит нарушение функции и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.

Гипокинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии различных систем организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к обеспечению детей рациональным уровнем двигательной активности.

По данным ряда медико-педагогических исследований, которые приводит М.А. Рунова(2003), двигательная активность детей 5-7 лет за время пребывания их в детском саду составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении.

Возраст 6-7 лет в онтогенезе считается критическим периодом, так как ребенок переходит от одного социального статуса - дошкольник, к другому -младший школьник. Его адаптация к качественно новым условиям педагогического процесса в большой степени зависит от того, насколько хорошо был подготовлен ребенок к обучению в школе.

Прогрессивной педагогической технологией на современном этапе является личностно ориентированное воспитание и обучение, в том числе и физическое.

Многочисленные исследователи в области теории и практики физического воспитания и спорта уделяли большое внимание формированию мотивационной готовности к занятиям физической культурой и спортом у школьников и юных спортсменов. Особая роль отводилась путям решения данной задачи в рамках общеобразовательных школ, внешкольных учреждений, спортивных школах. Однако формированию мотивационной готовности к занятиям физической культурой и спортом у детей старшего дошкольного возраста отводится ничтожно малая роль.

Это обстоятельство, несомненно, нуждается в коррекции, так как, только поощряя и развивая физическую активность малыша, приучая его к необходимости активного образа жизни, занятиям физической культурой и спортом, мы формируем у него активную гражданскую позицию, готовим к взрослой жизни.

Анатомо-физиологические и психологические особенности старшего дошкольного возраста таковы, что обучение возможно лишь при наличии активного интереса со стороны ребёнка и основывается на его непосредственном желании выполнить задание. Физическая культура должна стать действенным средством адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности связанным с существенным обострением экологической обстановки, резким уменьшением двигательной активности как главного регулятора состояния и функций организма детей -говорил И.О. Тупицын (1985).

Ребёнку от природы свойственна потребность в двигательной активности, и основная задача педагогов - создать условия необходимые для её развития. Настоящее исследование посвящено поиску путей оптимизации двигательного режима в детском саду, увеличения двигательной активности детей и формирования у них потребности в систематических занятиях физической культурой.

Формирование у детей устойчивой потребности в занятиях физической культурой через воспитание мотивационной готовности в старшем дошкольном возрасте смогло бы оптимизировать процесс физического воспитания в условиях детского дошкольного учреждения. Не прибегая к увеличению объема обязательных занятий по физической культуре и не перегружая детей, можно было бы добиться роста физической подготовленности воспитанников за счет их осознанной самостоятельной двигательной активности.

Формирование потребности в занятиях физической культурой у детей старшего дошкольного возраста основывается на повседневном введении в распорядок дня дошкольников физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, формирующих мотивационную готовность к занятиям. Это дает возможность повышения уровня физической подготовленности детей за счет организации их двигательной активности в течение дня, не прибегая к увеличению общего объема часов обязательных физкультурных занятий. К таким мероприятиям относятся: спортивные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья и другие формы оздоровительно-развлекательной работы.

Успех проведения этих мероприятий напрямую зависит от повседневной работы педагогического коллектива. Уровень мотивационной готовности к занятиям физической культурой, участию в спортивных праздниках и соревнованиях в экспериментальной группе достоверно улучшился по сравнению с контрольной группой за время проведения работы.

Для формирования у старших дошкольников потребности в занятиях физической культурой возможно применение следующей формы организации физического воспитания и оздоровления.

1. Занятия по физической культуре во всех возрастных группах.

2 раза в неделю - в спортивном зале, 1 - на улице. Ответственные: воспитатель по физической культуре, медсестра, воспитатели.

2. Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения (после дневного сна).

Ответственные: воспитатели.

3. Дополнительные занятия по ритмопластике во всех возрастных группах. 2 раза в неделю во 2-ой половине дня. Ответственные: педагог дополнительного образования, воспитатель по физической культуре.

4. Спортивные праздники, развлечения, дни здоровья (в том числе с участием родителей) во всех возрастных группах. 1-2 раза в месяц ежемесячно.

Ответственные: воспитатель по физической культуре, педагог дополнительного образования, воспитатели.

5. Подвижные игры, индивидуальная работа во всех возрастных группах. Ежедневно.

Ответственные - воспитатели.

6. Закаливающие мероприятия, кислородные коктейли во всех возрастных группах по рекомендациям медперсонала. Ответственные: ст. медсестра, воспитатели.

2.3. Физическая культура как важный элемент образа жизни современного человека.

"Здоровый образ жизни", по формулировке авторов программною документа "К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний" Р.Г. Оганов, Р.А. Халатов, Г.С. Жуковский и др., (1994) - "поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья". Укрепление же здоровья - "мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия".

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненная емкость легких - наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболее глубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно - 62,3 и 52,8 кг.

Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Здоровый образ жизни - основа профилактики заболеваний Изуткин Д.А., (1982).Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений.

Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Здоровый образ жизни - это "типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия" Д.А. Изуткина (1981).

Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе.

В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

Гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.

Гимнастика имеет много разновидностей:

1. зарядка;

2. производственная гимнастика;

3. физкультурная пауза;

4. физкультминутки;

5. профессионально-прикладная гимнастика;

6. основная гимнастика;

7. спортивно-вспомогательная гимнастика; военно-прикладная гимнастика;

8. атлетическая гимнастика;

9. лечебная гимнастика;

10. утренняя гимнастика.

Большое значение в комплексе физической культуры имеет утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После побуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остается сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность.

Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.

Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.



2018-07-06 1699 Обсуждений (0)
Формирование потребностей в занятиях физической культурой у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование потребностей в занятиях физической культурой у дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)