Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовно-нравственное воспитание младших школьников на современном этапе



2018-07-06 745 Обсуждений (0)
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




«Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой…»

С. Соловейчик

В понимании человека, само слово «воспитывать» носит неоднозначный характер. Педагогическая наука разделила воспитание на несколько составляющих: интеллектуальное (приобщение к научному знанию), физическое (укрепление тела, совершенствование его форм), эстетическое (стремление к гармонии с миром и собой), нравственное, экологическое, духовное, которое неотделимо от нравственного. [1] Но в любом его понимании воспитание – это всегда целенаправленное воздействие на человека с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, и нравственных ценностей.[2] В духовной области это формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба своих сил в гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности. Некоторые педагоги-ученые русской дореволюционной педагогики уравнивают между собой понятия «воспитание» и «питание», говоря о том, что «воспитание» — это пища для души, которая должна привести душевные силы человека в гармонию. [Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование / Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 151 с.]

Нравственное воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание человека, его чувства и поведение. Результатом такого воздействия является формирование моральных качеств, чувств и убеждений. Нравственное воспитание напрямую связано с духовной составляющей личности.

В. Никонов. «Стратегия России». Издание Фонда «Единство во имя России». // Духовно-нравственное воспитание в российской школе. № 3, Март 2015.

Духовно-нравственное воспитание – процесс расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, способность сознательно выстраивать отношения с другими людьми, обществом, государством на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

В. Никонов. «Стратегия России». Издание Фонда «Единство во имя России». // Духовно-нравственное воспитание в российской школе. № 3, Март 2015.

Оно формирует ядро личности, а потом благотворно влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Предлагаем рассмотреть антропологический подход К.Д. Ушинского к понятию «духовно-нравственное воспитание». Автор считает, что в основе данной теории лежат триединство души, тела и духа. Из этого положения вытекает единство духовного, физического и психического развития.

 

 

Их формирование начинается с самого детства и продолжается в течение жизни.

Наиболее чувствительным к принятию ценностей, в том числе и духовно-нравственных, является младший школьный возраст. Это зависит от возрастных и психологических особенностей развития. О ребенке в данном возрасте можно говорить уже как о личности, поскольку он осознает себя и свое поведение, способен сравнивать себя с другими. Усиливается осознание себя, своего Я. Ребенок стремится к новым открытиям, начинает понимать, как много неизвестного во взрослой жизни, которую он начинает постепенно познавать. Ребенок более «социального плана» быстрее учится управлять своим поведением и уже способен понимать, «что такое – хорошо и что такое – плохо», хотя еще не умеет сдерживать свои порывы.

Психика детей в этом возрасте быстро развивается. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более явным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – напоминал учителям К.Д. Ушинский.

[Иван Павлович Подласый. Педагогика начальной школы: учебник]

Доверчивость и подчинение авторитету, повышенная восприимчивость. В поведении появляется послушание, конформизм и подражательность. Конкретный характер познавательных процессов, волевая регуляция поведения, способность к сопереживанию, рефлексии.

[Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. – №14. – С 243-244. Электронный ресурс. Дата обращения 30.08.17].Младшие школьники податливы, внушаемы, склонны к подражанию.

Д.И Фельдштейн утверждает, что в младшем школьном возрасте ярко выражена социализация эмоциональной сферы. К третьему, четвертому классу у детей появляется положительное отношение к персонажам произведений, выдающимся личностям. Именно в этот период начинает формироваться чувство гордости и любви к Родине. Становление личности школьника происходит под влиянием отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за свои поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). [Иван Павлович Подласый. Педагогика начальной школы: учебник]

Особенности нравственного формирования детей младшего школьного возраста связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, умение давать собственную оценку поступкам, соотнося их с плохими или хорошими поступками. Далее дети начинают оперировать пассивными понятиями, например, хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем учатся раскрывать понятия через указание на поступок «Таня правильно всегда рассудит, она справедливая».

Для младших школьников соотношение поведения и осознания нравственной стороны явлений жизни характеризуется следующими особенностями: сначала это поведение, основанное на эмоциональных обобщениях. Постепенно увеличивается объем ситуаций и поступков, соответствующих нравственной норме, которую ребенок уже сможет сформулировать.

Младшие школьники могут отказаться от заманчивой цели, выполнять непривлекательные задачи, руководствуясь моральными соображениями.

Нравственный мир ребенка сложен, изменчив и находится в постоянном развитии, поэтому здесь очень большую роль играет семья и ее нравственный уровень воспитания, индивидуальные особенности самого ребенка, окружение, социальная среда. [Богданов, О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – 3-е изд., дораб. – М. Просвещение, 1986. – 192 с. – (Б-ка учитель нач. классов)].

Но ведущая роль в воспитании нового поколения отводится школе, которая обучая, образовывая личность, создаёт специальные условия для формирования таких качеств. На каждом этапе обучения превалирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся применять их в различных жизненных ситуациях. Шалютин С.М. Что такое общечеловеческие ценности / С. М. Шалютин // Человек, его ценности и жизненный путь. – Барнаул, 1997. – 84 с.

Именно учителю принадлежит главная роль в воспитании школьников, в подготовке к труду. Учитель является носителем нравственности и добросовестного отношения к нему. Харламов И.Ф. Педагогика: курс лекций / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 1990. – 270 с.

Но процесс воспитания нравственных качеств, продолжителен и непрерывен в течение жизни, поэтому нельзя сразу судить о результатах деятельности педагога. Тем более что на формирование этих качеств, влияет не только пример учителя, но и другие факторы, например, социальные или биологические.

Проблемы нравственного воспитания в обучении обусловлены тремя основными факторами: Каирова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе обучения.

1. Поступая в школу, ребёнок переходит от «бытового» восприятия окружающей действительности к научно доказанному.

2. В школе дети взаимодействуют с коллективом, вступают в отношения между участниками образовательных отношений. Учатся выстраивать конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Обучение в школе – это формирование нравственной личности. Учебная деятельность является фактором целостного развития личности обучающегося. Каирова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе обучения.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании российского общества, его сплочении перед внешними и внутренними проблемами, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, к обществу, к настоящему и будущему нашей страны. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Так в 2009 году была разработана Концепция о духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России. В ее основе лежит – формирование целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, где все социальные институты интегрированы для достижения общей цели – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России.

Концепция определяет:

· характер национального воспитательного идеала;

· цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

· систему базовых национальных ценностей;

· социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития.

Данный документ регламентирует достижения в сфере личностного развития, общественных и государственных отношений. До недавнего времени всё это было только теоретическими предпосылками к внедрению в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».ФГОС НОО

Он обязателен во всех образовательных организациях Российской Федерации и предложен к изучению в 4 классе. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим, направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, а также к диалогу с другими культурами и мировоззрениями. [3]

Изучение курса направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. [Из авторской программы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева].

Чтобы разобраться в сущности названия курса «ОРКСЭ», дадим определение каждому понятию. Начнем с понятия «Религия». 1. Одна из форм общественного сознания совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. 2. Одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство). 3. перен. Сложившиеся непоколебимые убеждения, безусловная преданность какой-нибудь идее, принципу, нравственному закону, ценности. [Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.].

«Культура». Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. [С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка]. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-13718.htm

«Светский».1. Отвечающий понятиям и требованиям света (во 2 знач.), принадлежащий к свету. 2. Светская жизнь. Светские манеры. 3. Не церковный, мирской, гражданский; противоположно духовный. Светское образование. Светская хроника - сообщения (в печати, по радио, телевидению) о событиях в личной жизни известных, популярных личностей. || сущ. светскость, -и, ж. (ко 2 знач.). [С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка]. http://www.lib.ru/DIC/OZHEGOW/ozhegow_s_q.txt_with-big-pictures.html.

«Этика».1. Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. ученого. || прил. этический, -ая, -ое. Этические нормы. [толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова ]. http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=%D0%AD%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90

Из всего вышеперечисленного получается, что данный учебный курс направлен на формирование духовного сознания человека, его представлений, убеждений на основе уже имеющегося опыта предков и личного, для принятия в общество, где все в большинстве своём придерживаются тех же ценностей и убеждений.



2018-07-06 745 Обсуждений (0)
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовно-нравственное воспитание младших школьников на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (745)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)