Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт педагогов по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.



2018-07-06 842 Обсуждений (0)
Опыт педагогов по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок




В педагогической литературе достаточно остро освещается проблема нравственной воспитанности личности, духовности и бездуховности человека. Педагоги, учителя, учёные отечественной педагогики активно описывают собственный опыт по формированию гармонично развивающегося человека, который мог бы транслировать своим примером нужный вектор развития общества.

Каждым педагогом выбраны свои формы, методы, средства, приёмы для решения данной проблемы.

Традиционно основной формой воспитания в школах выступал урок, но основное его предназначение – решение познавательных задач и только опосредованно затрагиваются воспитательные. Так в своей выпускной работе, мы использовали урок окружающего мира, как средство формирования УУД (преобразование информации из текста в таблицу), но косвенно достигались и личностные результаты. Например: осознание себя как части общества, приобщение к культурным ценностям нашей страны, чувство гордости за свою Родину, народ и историю, вызывание у учащихся чувства восхищения и необходимости изучения истории своей страны, гордости за своих предков, которые оставили им такое наследие, как Золотое кольцо, формирование чувства сопричастности к истории своей страны.

С введением новых стандартов образования появляются особые формы, которые позволяют целенаправленно работать над воспитательной составляющей образования. К таким формам относятся внеурочная деятельность и внеклассная работа.

Если внеурочная деятельность заложена стандартом образования, то внеклассная работа выходит за рамки ФГОС НОО. Рассмотрим, в чем заключается особенность данной формы, и что она представляет.

И.П. Подласый дает следующее определение понятия «воспитательное дело». Это организация яркого, наполненного трудом, игрой, творчеством сотрудничества воспитателя, воспитанников и их родителей.

По главным целям выделяют: этические, социально-ориентированные, эстетические, спортивные, экологические, трудовые воспитательные дела и т.д. [с.268]

Во внеурочной деятельности чаще используются наиболее распространенные формы: классные часы, игры, кружки по интересам, беседы, встречи, практические занятия, конкурсы, викторины, интегрированные занятия, копилка вопросов и ответов, презентации, практикумы.

Интересен опыт Московского университета педагогики, который открыл музей народной игрушки для учащихся начальной школы. По их мнению, игра имеет существенное преимущество в нравственном воспитании и социальном развитии детей. Это доказывают и исследования А.М. Виноградова, Н.А. Ветлугиной, И.С. Дёминой.

Игрушка рассматривается как народное искусство, самобытная народная культура. В ее содержании, декоре нашли отражение представления народа о мире, добре, красоте.

[Журнал «Начальная школа плюс до и после» № 9, 2010 г., стр. 34]

Нельзя не обратиться к опыту своей коллеги Кустовой Е.Е, которая успешно реализует программу духовно-нравственного воспитания в рамках кружка по краеведению «Клуб путешественников».

Цели программы:

· создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта,

· формирование принимаемой обществом системы ценностей,

· развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Тематика занятий клуба:Россия. Традиции. Национальные игры. Республика Татарстан. Традиции. Национальные игры. Чувашия. Традиции. Национальные игры. Украина. Традиции. Национальные игры. Грузия. Традиции. Национальные игры. Белоруссия. Традиции. Национальные игры. Башкирия. Традиции. Национальные игры. Якутия. Традиции. Национальные игры. Турция. Традиции. Национальные игры. Монголия. Традиции. Национальные игры…

Добавила связки. То, что курсивом и жирным шрифтом.

Не только педагоги, непосредственно работающие в школах, занимаются разработкой инновационных технологий по формированию нравственности и духовности младших школьников. Студенты и аспиранты Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова также разрабатывают свои проекты в этом направлении.

А.А. Тутолмин провёл эксперимент и доказал, что нравственность младших школьников можно воспитывать посредствам компьютерных технологий. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников основана на применении комплекса компьютерных игр, включающих диагностические методики, игрысказки, анимационные игры с возможностью поиска нравственного выбора в проблемно конфликтных ситуациях, имитирующих современное образовательное и жизненное пространство. Включение детей в игровую компьютерную среду, представляющую собой серию мультфильмов о добрых поступках, вежливом отношении к окружающим, аккуратности и трудолюбии, правилах поведения и т.д. «Ребят и зверят», помогало формировать у младших школьников установку на ключевую ценность для данного возраста – природу, ориентируя на отношение к ней как общему дому. [Журнал «Начальная школа плюс до и после» № 11, 2007 г., стр. 1-4]

Да, технические средства обучения сегодня плотно вошли в нашу жизнь и порой педагогам сложно организовать образовательный и воспитательный процесс без их привлечения. Однако нельзя забывать и об огромном потенциале деятельности, а именно проектной, которая, по мнению Людмилы Ивановны Семёновой – учителя начальных классов МОУ «СОШ № 4» г. Полярные Зори, Мурманская области и Надежды Григорьевны Ивановой занимает особое место в формировании нравственности среди инновационных педагогических технологий. Реализовали проект «Милосердие». Деятельность учащихся сконцентрирована на личностно-ориентированном развитие ребенка. Проектный метод позволяет отойти от назидательности педагога его авторитарности. Личные интересы ученика и самостоятельная работа в сочетании с групповой деятельностью, позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (например, умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, учитывать разные точки зрения на одну проблему).

В начале учебного года педагоги провели анкетирование. Выяснилось, что большинство детей особо отметили те мероприятия, в основе которых лежали нравственные переживания, желание помочь, доставить радость другим людям. В ходе обсуждения итогов анкетирования возникли следующие вопросы: Что такое доброта? Какие поступки считать добрыми, а какие нет? Что надо сделать, чтобы быть добрым? Чего на Земле больше: добра или зла? Нужно ли помогать, а если нужно, то кому? Заинтересованность детей данной темой послужила толчком к подготовке и реализации проекта «Милосердие». Цель проекта: «Спешим бескорыстно делать людям добро и дарить им радость». В рамках проекта учащиеся приняли участие в шести акциях:

1. Акция «Поделись улыбкою своей». Ко Дню пожилого человека. К этому дню ребята оформили поздравительные открытки, подготовили концерт для людей, пребывающих в Комплексном центре социального обслуживания населения. Из воспоминаний и отзывов детей: «Мы рассказывали стихи, пели песни, а когда стали танцевать, то бабушки танцевали вместе с нами. Своими руками мы сделали памятные открытки, и, когда дарили их пожилым людям, они говорили нам слова благодарности. На глазах у многих из них выступали слёзы, значит, мы им понравились!» (Артём Семёнов).

2. Акция «Память, опалённая войной» посвящалась 65летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских захватчиков. Дети самостоятельно подготовили эскизы поздравительных открыток, а группа «Полевая почта» вручила их ветеранам. «Мне кажется, что ветераны остались довольны. Они улыбались, хлопали, а иногда даже плакали. А нам доставило удовольствие показать концерт людям, которые так много сделали для нашей Родины» (Паша Самусенко).

3. Акция «Дети детям» проходила в нескольких направлениях. Оказание материальной помощи детям-сиротам из Кандалакшского детского дома и детям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации. Были подготовлены разнообразные поделки для областного конкурса «Радость жизни», который проводился в рамках благотворительного проекта, направленного на помощь больным детям. Кроме того, ребята приняли участие в городском мероприятии «Мы выбираем спорт». Одним из направлений акции «Дети детям» является работа с будущими первоклассниками. Для них была организована экскурсия по школе, проведён урок с элементами театрализации «Школьные принадлежности», показан фильм «Эта школьная страна» (об истории и традициях школы). Дети, затаив дыхание, смотрели сказочные представления. Всем малышам на прощание мы подарили подарки, изготовленные своими руками на уроках труда.

4. Акция в День матери «От чистого сердца». «Хорошие и добрые стихи, поучительные сценки и зажигательные танцы показали наши дети. Презентовали открытки, сделанные своими руками. Спасибо детям и учителям за то тепло, радость и удовольствие, что нам подарили» (мама Димы Руденко).

5. Акция «Братья наши меньшие»,

6. Акция «Пусть царит на земле доброта».

[Журнал «Начальная школа плюс до и после» № 9, 2011 г., стр. 8]

Реализованный проект нашел огромный эмоциональный отклик в сердцах самих организаторов и их зрителей. Таким методом решила воспользоваться и Людмила Дмитриевна Панюшина – методист по начальным классам Красногвардейского района города Москвы. Она представила опыт ведения творческих дневников по формированию у обучающихся «благородных чувств».

«День за днем» дети записывали пережитые эмоции. Проверяя записи в дневниках, я видела, что ребят интересует, что они чувствуют и переживают: доброту или агрессию в отношении к окружающему миру, радость или тревогу. Загибая листок дневника треугольником, ребята писали секреты, они – мне, я – им: о своих неприятностях, о достойном или недостойном поведении, о капризах, о мечтах. Иногда к секретам подключались мамы, сообщая мне о достоинствах и недостатках своих детей.

[Журнал «Начальная школа плюс до и после» № 1, 2005 г., стр. 12]

Важно понимать, что ценным аспектом в данном методе – заинтересованность родителей, которые сопереживали своим детям, рассказывая о своих тревогах и о самих детях. Педагогу удалось грамотно выстроить взаимодействие с семьей.

Семья может стать прочным фундаментом для воспитания человека духовного, интеллектуального, гармонично-развивающегося. В основе чего семейные ценности и традиции.К такому выводу пришла Ирина Николаевна Захарян – заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 49, г. Орел.Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду культурных сокровищ народа, помогает курс «Народная культура». Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям. Курс факультативных занятий рассчитан на три года. В течение этого времени дети на живом фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и свое место в этом мире. Основой содержания данного курса стал факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение». Его материал отличает разнообразие, доступность, системность и преемственность в подаче, постепенное усложнение. Привлекает и то, что ребенок активно вовлекается в игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

[Журнал «Начальная школа плюс до и после» № 1, 2011 г., стр.7]

Вывод: Использование этих форм, методов, средств позволяет педагогам сегодня закладывать фундамент для дальнейшего формирования нравственных категорий у учащихся в начальной школе, которые будут формироваться в течение всей жизни.

 

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997- 17с.

2. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя / А.И. Шемшурина. -М.: ВЛАДОС, 1992. -110 с.

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося на ступени начального общего образования. Инновационная начальная школа.

5.Информационно-публицистический биллетень «Просвещение» / Духовно-нравственное воспитание и языковое образование, выпуск № 25, сентябрь 2009, 7с.

4. Иванова Е.В.

6. Электронный ресурс www/ grandars.ru, дата обращения: 21.08.17

[13, с.45] [13; 45]

[Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3127. Дата обращения: 10.09.17].


 

 

 

 



2018-07-06 842 Обсуждений (0)
Опыт педагогов по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт педагогов по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (842)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)