Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие эстетических способностей детей средствами изобразительногоискусства



2018-07-06 283 Обсуждений (0)
Развитие эстетических способностей детей средствами изобразительногоискусства 0.00 из 5.00 0 оценок




Следует отметить, что просветительская и формирующая деятельность преподавателей сталкивается с такими трудностями, как невысокий уровень интереса детей к изобразительному искусству. Самым с ложным, оказалось восприятие учащимися нравственного аспекта произведений; живописи. Интерес к человеку, к миру его поступков и чувств соседствует с нечеткостью моральных критериев учащихся.

Восприятие живописи учащимися свидетельствует о том, что сюжетно-ролевая сторона произведения наиболее им понятна, на второе место можно поставить cпoсобность воспринимать художественные средства выражения в картине. Нравственно-волевой аспект восприятия, возникновение сопереживания - это самый сложный аспект для аудитории.

Развитие сопереживания требует систематической работы, начиная с раннего возраста.

Следует рассмотреть влияние искусства на социально значимые показатели жизненной позиции учащихся на основании данных анкетирования, проведенного с учащимися 9-10-х классов, проведённое О.П.Котиковай.

Для оценки соотношения приобщенности учащихся искусству и выраженности социально значимых показателей их жизненной позиции было отобрано четыре частных параметра (понимая под этим процессы и результаты реальных деятельностных контактов учащегося с искусством, его включение в культурную жизнь общества):

1) интенсивность потребления художественных ценностей (частота посещений театров, концертов, художественных музеев и выставок, просмотр кинофильмов); -

2) информированность в области искусства (знание ребятами современных известных художников, режиссёров, композиторов, их произведений);

3) качество предпочтений произведений искусств! (идейно-художественный уровень тех произведений, которые школьники при опросах называют наиболее понравившимися);

4) участие в самодеятельной творческой или исполнительской деятельности (занятия музыкой, изобрази тельным искусством, посещение кружков и т. п.).

При выявлении социально значимых показателе» жизненной позиции личности учащихся, которые могут формироваться и изменяться в процессе общения с искусством, мы исходили из представлений о том, что все социальное бытие личности может быть понято как решение стоящих перед ней задач и как направленность целям более или менее отдаленного будущего. У юноше и девушек, находящихся на подходе к новой возрастное стадии, цели деятельности лежат главным образом в буду щей взрослой жизни. Между тем средства достижений этих целей они должны находить в своей нынешней социокультурной среде и в самих себе.

Социально-значимыми показателями личности считались потребности

- в познании;

- в духовном совершенствовании;

- в трудовых достижениях;

- в оказании помощи окружающим;

-в эмоциональной близости (дружбе).

Для некоторых составляющих жизненную позиции!. и поведение старшеклассников определены следующие! показатели, доступные педагогическому контролю и управлению.

1. Суждение, о нравственной стороне жизненной позиции учащегося связывалось с выраженностью признаков "духовного дефицита" в его поведении. "Духовный' дефицит" - это совокупность признаков, присущих учащимся, чье культурное поведение не способствует формированию высоких нравственных качеств (слабая успеваемость, полное отсутствие интереса ко всем видам искусства, восприятие которых предполагает необходимый внутренний духовный труд; предпочтение только развлекательного и приключенческого жанров в кино; отсутствие какого-либо увлечения).

2. Подверженность стереотипам культурного поведения. Этот показатель характеризует склонность учащегося в основном из-за отсутствия собственной позиции целиком следовать молодежной моде в сфере культуры и ^отдавать предпочтение низкопробному кино в ущерб художественным ценностям.

3. Творческий характер учебно-практической деятельности. Значение этого показателя определяется тем, что склонность к творчеству как качество человеческой деятельности, будучи сформирована в одних сферах деятельности, переносится на другие.

Изучив соотношение между приобщенностью учащихся к искусству и выраженностью социально значимых показателей их жизненной позиции, остановимся на выявленных закономерностях и взаимосвязях, наиболее важных для теории и практики эстетического воспитания как средства формирования личности учащихся. По мере знакомства с прекрасным неуклонно снижается доля учащихся - носителей полного набора признаков "духовного дефицита. С повышением сопричастности к искусству происходит интенсивное обогащение круга учебных интересов, существенно возрастает доля школьников, успевающих по всем предметам, возрастает их потребность в трудовых достижениях. Чем теснее приобщены учащиеся к искусству, тем менее подвержены они стереотипам культурного поведения. Можно сделать вывод, что учащиеся, характеризующиеся более развитыми художественными интересами, обнаруживают значительно большую общечеловеческую активность.

Прекрасное в отношениях, и окружающей среде, привнесенное туда через искусство, поможет сформировать у школьников чувство сострадания и милосердия, которых у них так не хватает. Эстетическое самосовершенствование личности, выдвигается в ряд специфических и основных видов деятельности, которые развиваю универсальную творческую человеческую способность. Это позволяет рассматривать искусство как действенное средство общекультурного развития человека, личности.

Говоря об особенностях эстетического воспитания нош ростков и юношества нельзя обойти вниманием огромней формирующее значение природы в этом процессе.

Педагогика всегда обращала внимание на особые возможности воздействия природы на чувства и поведению человека. В.А. Сухомлинский приводил школьников» поле и рощу, и они учились понимать окружающий мир видеть, переживать его красоту.

Важно формировать у учащихся эстетическую зоркость и заинтересованность, учить понимать красота живого мира.

Непосредственное восприятие природы и опосредованное эстетическое отношение к ней с помощью искусства :на протяжении всей истории развития общества формировало у людей чувство прекрасного, потребность в красоте и созидательном художественном творчестве.

Для старшего подростка, юношей и девушек существенны размышления над вопросом "кто я?". Потребность самоопределения поддерживает в юношеском возрасте интерес к существующим традициям, к окружающему миру. Актуальность вопроса "мое отношение к природе и природы ко мне?", является важным фактором эстетического воспитания учащихся в этот возрастной период.

Вместе с тем, что у многих подростков и ребят старшего школьного возраста эстетическая восприимчивость развита недостаточно по отно ению к миру животных, растений, эмоциональная отзывчивость примитивна. Они с большей готовностью могут любоваться репродукцией или открыткой с изображением цветов или пейзажа, нежели получать радость от красоты родного города или села, например, в лучах заходящего солнца.

Сильный воспитательный эффект мы можем наблюдать, если котенок живет в семье и является другом ребенка, с каждым днем становясь все более неповторимым и дорогим для своего юного хозяина. Вырастив живое существо собственноручно, человек не способен обидеть животное и испытывает потребность любоваться любым проявлением живой при-роды и заботиться о нем.

Эколого-эстетического сознание воспитывается через активизацию эстетико-культурных представлений и знании об эстетике природной и предметной среды, эстетического восприятия любого явления и объекта природы окружающего мира как ценностей для человека, эстетических оценок и действий творческого характера по от ношению к этим явлениям и объектам.

Чтобы правильно разобраться в красоте природы, на различать три ее разновидности:

1) красоту конструктивную, связанную со своеобразием строения живого организма, его размерами, пропорциями;

2) красоту динамическую, выступающую в движении? изменении, присущих данному природному явлению или живому организму;

3) красоту декоративную, проявляющуюся во внешних формах, окраске объектов и существ.

Искусство учит вглядываться в окружающий мир, оно создает его образы, но эти уроки учащийся не всегда может извлечь сам. Надежный путь помочь ему увидеть и понять красоту и выразительность природы, отражен ной в искусстве - это упражнения, тренировка в эстетическом восприятии, освоении эстетических закономерностей мира.

Российский исследователь проблем культуры молодежи Л.П.Печко предлагает основные ориентиры и цели эколого-эстетического воспитания юношества,, положенные в основу и творчески разработанные автором.

1. Выявить эстетическую ценность всего многообразия объектов и явлений природной и предметной сферы эстетическую неповторимость и выразительность любого объекта, процесса и состояния предмета, на которое о ращено наше восприятие.

2. .Активизировать в восприятии и эстетической оценке природы -объективные, материальные признаки как устойчивые критерии чувственно-эстетической оцени неповторимого, выразительного облика творения природы, несущего на себе отпечаток его бытия и взаимодействия с различными объектами и человеком.

3. Раскрыть для юношей и девушек сущность их эстетического отношения к чувственной выразительно природы и предметов жизни и труда, отражающего иэстетические способности: а) непосредственно постигать объекты на основе своей эстетической восприимчивости ах объективные материальные признаки (цвет, форма, пропорции, ритмы, размеры, симметрии, динамика, звучание и т.п.); б) способность вживаться в его образ; в) способность откликаться эмоционально и деятельно на встречу с объектом природы.

Эти идеи эколого-эстетического воспитания могут быть полной мере реализованы в работе с 14-17-летнимй. Однако только искусство даст ответы на мучающие юношества вопросы о смысле жизни, отношений общества и личности к окружающей среде, пробудит способность понимать природу. А кроме того, искусство помогает проникнуться экологичностью образного мышления, зафиксированного в художественном материале, научиться зоркому образному видению жизни всего живого на земле.

Важной базой эстетического воспитания подростков, юношества, синтезом природы и искусства является изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Истинно говорится, что в пейзаже - душа народа. Юношество должно вдохновляться родным пейзажем и через волнующий образ Отечества формировать свое национальное самосознание. Эти образы активизируют патриотическое 1увство и память, связывают в красоте прошлое, настоящее и будущее.

На протяжении всей истории белорусского искусства художники создавали произведения пейзажной живописи. Имена Ф.Рущица, братьев А. и И.Горавских, В.Бялыницкого-Бирули, В.Цвирко, В.Кудревича, Д.Алейника, В.Громыко, А.Кищенко и других стали заметным явлением в художественной культуре Беларуси. Пейзажи, созданные ими, играют большую роль в духовной жизни людей, воспитывают у молодых чувство любви к своей Родине, развивают способность глубоко чувствовать, понимать красоту родной земли.

Белорусский пейзаж всегда был тесно связан с род-гой землей и природой, историей народа, его творческим рудом. Значительное место занимает в нем изображение родного края, его полей, лесов, рек и озер. Скромный, сдержанный, но глубоко содержательный колорит, необыкновенная чувственность и эмоциональность образного строя, своеобразный лиризм, глубокое проникновение в природу, стремление "услышать ее голоса (В.Белыницкий-Бируля), - отличительные черты пейзажей Ф.Рущица и братьев А. и И.Горавских, В.Бялыницкого-Бирули, В.Цвирко, И.Карасева, В.Версоцкого, Е.Тихоновича, В.Кудревича, М.Дучица, Д.Алейника, Л.Щемелева, А.Гугеля и др. Каждый художник вносил что-то свое в изображение родного края. Их произведения - это не только фиксация внешних перемен, происходящих на просторах нашей Беларуси. Прежде всего они являются выражением чувств и переживаний, размышлений художника, выраженных в обобщенном художественном образе. В пейзажной живописи особенно отражена естественная любовь человека к природе в ее первозданной прелести, когда он ощущает себя ее частью и, оставаясь наедине с ней, постигает самые сокровенные тайны, становясь нравственно чище и богаче.

Все это художественное богатство призвано являться» действенным фактором эстетического воспитания юношей и девушек через формирование любви и поникания своей принадлежности к родному краю, ответственности! за сохранение красоты и неповторимости живого на земле.

Особое внимание при изучении отечественной художественной культуры необходимо обратить на народные традиции как главную опору социальной и кулътурной информации. Культурные традиции - важный механизм! воспитательного воздействия. Понимание красоты и неповторимости мира природы, человека через познание национального характера, эмоционального и эстетического опыта своего народа - наиболее эффективный путь!: осознания глубокой преемственности культурного развития всего общества.

Культурное наследие прошлого Беларуси активно участвует в формировании взглядов и чувств юношества. Памятники архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства являются не только документами прошлых эпох, к. которым возникает интерес исторического плана, но и произведениями, способными

облагораживать мысли и чувства молодежи. Многие из них, выдержав испытания столетиями, являются примером прекрасного в искусстве.

В декоративно-прикладном творчестве природа находила своеобразное (стилизованное и натуральное) художественное отражение в коврах, вышивках, аппликациях игрушках и текстильных узорах, мозаичных панно, вит ражах, поделках из стекла, дерева, соломки. Достаточно вспомнить особенности белорусского тератологического орнамента. Интерес к традиционным народным узорам в изделиях декоративно-прикладного искусства Беларуси постоянно повышается. Поэтому привлечение подрост ков к народному искусству имеет свои воспитательные возможности. Главным психолого-педагогическим условием развития у учащихся эстетического отношения к окружающей действительности и созидательных способностей является привлечение их на доступном уровне к решению творческих задач.

Природа находит разнообразное отражение в архитек туре. Например, так называемое "зеленое строительство" представляет собой продуманную композицию из различных по цвету листвы, формы деревьев и кустарников, а также других элементов природы: воды, газонов, рельефа местности и т.д. Эти живописные группировки и сочетания подчинены архитектурным сооружениям так, чтобы последние органично вписывались в окружающую среду и, гармонично продолжая, сочетались с ней. Подобным образом создавались на Беларуси природно-архитектурные комплексы старинных усадьб, храмов и монастырей. Так же как и естественная при рода, искусственно созданная предметная среда окружает каждого человека с детства. Поэтому ее эстетическое воздействие является хотя и менее заметным, чем впечатление от какого-то яркого и самобытного произведения искусства, но зато постоянным и непреходящим. Мир вокруг нас формирует эстетические вкусы и другие элементы эстетического сознания исподволь, но непрерывно. Например, ряд исследователей утверждает, что градостроительное искусство влияет на жизненный ритм, эмоциональный мир личности. Несмотря на всеобщую доступность городского пространства, окружающая среда обычно менее всего освоена молодежью как явление эстетическое.

На вопрос, все ли вас устраивает во внешнем оформлении тех мест города, где вы чаще всего бываете, большинство старшеклассников ответили, что на внешнее оформление не обращают внимания (59 %), некоторых (36 %, из них большинство девушек) смущает грязь и беспорядок на улицах, отсутствие зеленых насаждений, на привлекательность архитектурных построек обрати- { ли внимание лишь 13 % учащихся.

Следует отметить и тот факт, что и прикладное искусство, и архитектура, и даже эстетическое восприятие природы всегда были связаны с проблемами художественного вкуса, на который в большой степени накладывает отпечаток мода, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Мода имеет определенный спектр воздействия на весь образ жизни, на идеологические, моральные, эстетические взгляды людей. Но наиболее ярко и ощутимо она проявляется в предпочтении внешнего вида человека, в выборе одежды. По понятию учащихся следование моде - в основном явление лишь внешнее, а значит где-то прикрывающее внутреннюю пустоту личности, вместе с тем школьникам! важно дать понять, что в моде есть как внешнее, так и внутреннее:

- внутренний фактор - меняющееся восприятие людей;

- внешний фактор - желание приобщиться к определенному кругу лиц при помощи перенесения на себя их внешней формы.

Сформированность у большинства старшеклассников отношения к моде как внешнему явлению подтверждает! эксперимент, проведенный с учащимися 10-х классов. Юношам и девушкам было предложено выбрать из различно оформленных бытовых предметов одного прикладного назначения наиболее им понравившийся и обосновать свой выбор на основе понимания единства декоративного и функционального в предмете. В данном эксперименте! таким предметом служила авторучка. Значительная часть учащихся (48 %) выбрало авторучку со знаком "Мерседес", объяснив свой выбор популярностью этой фирмы и подчеркнув престижность пользования ею в деловых предпринимательских кругах. И хотя участвующие в эксперименте к этим кругам не относились, желание владеть этим атрибутом представителей популярного сегодня рода деятельности определило их выбор.

Молодежь всегда стремится следовать моде, и здесь на первое место выступает эстетическая воспитанность. В том случае, когда эстетическое чувство достаточно развито, любое следование моде будет приемлемым, ибо не будет нарушена гармония, наоборот, будут подчерк нуты достоинства индивидуальности. Преподавателю следует формировать у учащихся представление о том, что мода - это и неотъемлемая часть архитектурного пейзажа, понятого широко, и того природного целого, кото рое необычайно важно в понимании средств воздействия окружающего мира. Вместе с тем воспитывая молодежь, преподаватель должен обладать художественным чуть ем, хорошим вкусом, а это не всегда тождественно эрудиции, знаниям.

Исходя из рассмотренных выше некоторых особенностей осуществления эстетического воспитания школьников можно сделать следующий вывод. Основными моментами психолого-педагогического механизма эстетического воспитания старшеклассников средствами являются: изобразительного искусства.

Заключение

Организация эстетического воспитания должна строиться с учетом основных понятий теории эстетического воспитания, возрастных психологических особенностей старших подростков и учащихся раннего юношеского возраста, результатов -диагностики уровней эстетической воспитанности, формируемых компонентов эстетического со знания, т.е. психологической готовности учащихся к восприятию того или иного художественного материала, готовности к определенному роду художественной деятельности.

Эстетическое воспитание дети - сложный и длительный процесс. Он содержит в себе два аспекта. В объективный аспект включены требования и критерии, которые выдвигает общество к духовной культуре своих граждан на современном этапе. Субъективный аспект связан непосредственно с личностью, желанием и стремлением индивида к саморазвитию, самосовершенствованию в эстетическом направлении.

Учитывая психологические особенности ребёнка, педагог должен в процессе эстетического воспитания не навязывать школьнику "штампы от искусства", а оказывать ему педагогическую поддержку в самоопределении его отношения к искусству, в его эстетическом саморазвитии, самоутверждении через творческую самореализацию.

Решение задач формирования личности определяется эффективностью эстетического воспитания. В связи с этим возрастают требования к профессиональному мастерству педагога, его умению ориентироваться в огромном мире искусства, его знанию психологии и педагогических основ воспитательного процесса, осознанию им необходимости своего дела.

Эстетическое воспитание включается в общую систему духовного формирования личности и является ее важной частью. Основными задачами по формированию личности в процессе эстетического воспитания являются: направленность педагогических действий на формирование у учащихся основных компонентов эстетического сознания; развитие у учащихся способности постижения действительности и искусства как условия духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий; развитие у школьников образного мышления как способа художественного освоения искусства и действительности; формирование искусствоведческих и худож ственных знаний как необходимой базы для полноценного восприятия искусства и выработки определенных критериев для осмысления окружающего мира, активизация способности художественного обобщения как основы для целостного восприятия многогранности искусства; осуществление художественного осознания мира учащимися через их собственную творческую деятельность; эстетизация образа жизни школьного коллектива.

Решение данных задач возможно при обеспечении следующих условий:

1) учет психологических, возрастных и социально обусловленных особенностей старшеклассников;

2) ориентация на полифункциональную природу искусства в педагогической деятельности;

3) разнообразие и динамика форм воспитательной деятельности, которые способствуют творческому характеру процесса воспитания, формированию эмоциональной сферы личности учащегося, формированию у них искусствоведческих и художественных знаний;

4) актуальность и высокие художественные качества произведений искусства, составляющие арсенал средств;

5) применение разнообразных педагогических приемов стимулирования школьников к творческой деятельности, учёт и формирование мотивов вовлечения их в клуб, кружок и другие художественно-самодеятельные струк туры;

6) создание в учебно-воспитательном процессе атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих художественные открытия я состояния вдохновения;

7) эстетизация учебно-воспитательного процесса. При этом важнейшее - гуманистическая ориентация в формировании нашего современника.

Об искусстве можно говорить как о центральном направлении в гуманизации школы. По словам Б.М,Неменского "гуманизация - это очеловечивание, а искусство - это и есть человековедение, "настройка души". Но замыкание гуманизации школы на сотрудничестве учителя и ученика, по его мнению, не решит задачу в целом. Нужна опора на опыт человечества, прежде всего отраженный в искусстве.

Литература

1. Н.Л.Аришина. Уроки прекрасного М., 1983.

2. Выгадский Л.С. Психология искусства М.; 1986.

3. Голубова М.Н. Роль взоимодействия творческий союзов и педагогов искусства в духовно-нравственном воспитании школьников.\\ Мастацкая адукация и культура. - 2005 - №1 с. 13-20

4. Громов. Начала эстетических знаний. М.; 1989.

5. Искусство и школа: Кн для учителя. А.К.Василевский. - М.; 1981.

6. Каган М.С. Мир общения. - М.; 1988.-С. 308-309.

7. Котикова О.П. Этетическое воспитание старшеклассников.; Мн., 1999.

8. Лукашенко А.Г. Государство и творческая личность. Фрагменты лекции… в академии искусств\\ Мастацкая адукация и культура. - 2003 - №4. - с. 4-11.

9. Романенко Л.Е. Искусство - ядро культуры\\ Мастацкая адукауия и культура. - 2003. - №3. - с. 3-5.

10. Салеев В.А. Концепция эстетического воспитания детий и молодёжи Республики Беларусь. - 2000. - №4. с. 8-30.

11. Шварц Г.Э. Способы формирование эстетической потребности средствами современного искусства\\Асновы мастацтва . - 2001. - №2. с. 6-11

12. Экологическая и эстетическое воспитание школьников . Л.П.Почко.\М.; 1984.

13. Эстетическая культура и эстктичекое воспитание : Кн. Для учителя (Сост. Г.С. Лабковская. - М.; 1983.

14. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского. - Киев: Навук. думка, 1994. - С. 294.

15. Жук, АЛ. Проблемы научно-методического повышения квалификации педагоги ческих кадров // Науч.-методич. обеспечение содержания и технологий последиплом ного образования в условиях реформирова ния школы: матер, междунар. конфер. / МО РБ, АЛО. - Мн., 1999. - С. 3-15.

16. Каган, М.С. Мир общения. - М., 1988. - С. 308-309.

17. (Лукашенко, АГ. Государство и творческая личность. Фрагменты лекции... в Акаде мии искусств // Мастацкая адукацыя i куль тура. - 2003. - № 4. - С. 4-11.

18. Пешикова, Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. - М.: Владос, 2003. - 96 с.

19. Позняков, В.В. «...Искусство делает время и формирует человека» [Интервью с М.А. Савицким] // Мастацкая адукацыя i кулвдура. - 2002. - № 1. - С. 31-38:

20. (Романенко, Л.Е. Искусство - ядро культуры // Мастацкая адукацыя i куль тура^- 2003. - № 3. - С. 3-5.

21. Янчук, В А. Методолого-психологические основания развития психологической науки в культурно-научной традиции пост модернизма // Белорусский психологич. журнал. - 2004. - ,№ 1.

1. О.Д. Картавцева, С.И.Аникина «Технологии развития способностей учащихся к изобразительной деятельности»

2. Киященко Н.И. От «образованщины» к образованности // Искусство в школе. 1992. № 2. – С. 5–11.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

4. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.

5. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В. Н. Шацкая. — М.: Просвещение,2002.-290с.

6. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.

Список литературы. 1. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова,- М. : Просвещение, 2006г.- 176 с - (Библиотека учителя. Изо- бразительное искусство).- ISBN 5-09-01 1655-5.

2. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Кн. для учителя/Н.Н. Фонина, А.А. Дмитреева, Н.А Горяева и др. – М.; Просвещение 1995. – 272 с.

3. Обучение основам изобразительной грамоты: О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 132с.

4. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателя дет. сада. – М. ; Просвещение, 1985. – 192 с.

5. Спасённая красота: Рассказы о реставрации памятников искусства. Кн. для учащихся старших классов. – М.; Просвещение, 1986. – 192 с.

6. Живопись: Кн. для учащихся / Сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларинов. – М.; Просвещение, 1995. – 192 с.

7. М.В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

8. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

9. Таборидзе, А. К. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики. / А. К. Таборидзе. – М.: Профиздат, 1988. – 254 с. – ISBN 5-255-0023-X

10. Толстых, А. В. Воспитание школьников. / А. В. Толстых. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с. – ISBN 5-7155-0065-6

11. Божович, Ю. П. Личность и её формирование в детском возрасте. / Ю. П. Божович. – М.: Аргументы и факты, 1993–608 с. – ISBN 5-85272-006-2

12. «Стандарты второго поколения» примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 класс; Музыка 5-7 класс; Искусство 8-9 класс. – М,: Просвещение, 210. – 48 с. – ISBN 978-5-09-020559-

 

 



2018-07-06 283 Обсуждений (0)
Развитие эстетических способностей детей средствами изобразительногоискусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие эстетических способностей детей средствами изобразительногоискусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)