Управление экономической системой как процесс выработки и реализации управленческих решений
Управление – непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при минимальных затратах времени и ресурсов. Управление существовало с незапамятных времен. Тысячи лет назад в Китае существовала высокоразвитая система бюрократических организаций. В Римской империи было организовано управление государством и его составляющими. Церковь с древних времен управляла миссиями и другими видами религиозной деятельности во всех концах мира. Существовало довольно грамотное управление Османской империей. Однако, теория управления как наука возникла сравнительно недавно - в 1880 годах. Теория управления изучает закономерности организации управленческого процесса на макро – и микроуровне и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления. Функции управления – относительно обособленные виды управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие на экономическую систему. Они включают: - целеполагание; - прогнозирование и планирование; - организацию; - координацию; - контроль; - корректировку целей и оценку результатов. Функции управления взаимосвязаны, выполняются непрерывно и в определенной последовательности от постановки задачи до ее решения и образуют управленческий цикл. Управленческий цикл – реализация функций управления по спирали – окончание одного управленческого цикла служит началом другому управленческому циклу, но уже на более высоком и качественном уровне. Управленческое решение – центральный элемент управления социально – экономической системой, зафиксированный каким – либо способом (устно или письменно), волевой акт субъекта управления о необходимости или желательности проведения изменений для достижения поставленных целей. Содержание управленческого решения - модель предстоящих практических действий, которая дает ответы на вопросы: что делать? Как делать? Кому делать? В какие сроки? Какие материальные и финансовые средства необходимы для реализации этих действий? Управленческое решение – выбор альтернативы на основе определенных критериев, которые управляющая система получает в результате исследований. Оно находит выражение в планировании и прогнозировании развития экономической системы.
1.2.2. Основные инструменты управления: макроэкономическое планирование и прогнозирование
Макропланирование–это инструмент регулирования экономической системы на уровне национальной экономики, так как современная рыночная система требует вмешательства государства. (Социально – ориентированная рыночная экономика). Конечно, рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию на основе ценовых колебаний, соотношения спроса и предложения, конкуренции. Однако есть провалы рынка, когда саморегулирование не срабатывает: рынок не может обеспечить макроэкономическую устойчивость и способствует развитию различных диспропорций, в том числе, региональных, так как самостоятельно может перераспределять инвестиционные, финансовые и другие ресурсы в пользу отдельных субъектов, владеющих высоким производственным потенциалом. В настоящее время в мировой практике не существует стран, где – бы отсутствовало вмешательство государства. Масштабы госрегулирования, его конкретные формы и методы различаются по странам. Нет готовых рецептов управления экономическими системами. Поэтому необходим синтез государственного регулирования и рыночного саморегулирования для достижения краткосрочных и долгосрочных целей. Макропланирование - это научное предвидение и обоснование развития общественного воспроизводства на основе установленных закономерностей, тенденций социального и научно – технического развития, объективных зависимостей на уровне национальной экономики. Научная основа макропланирования - теория планирования, определяющая планирование как систему принятия решений о предстоящем социально – экономическом развитии и средствах реализации технической, экономической и социальной политики. Положительные стороны государственного планирования: 1.При помощи государственного плана возможно целенаправленное развитие социально – экономической системы посредством организации стабильных и прозрачных вертикальных связей отраслей, крупных предприятий и объединений, регионов с органами государственного управления. 2.Госплан позволяет увязать структурную, инновационную и инвестиционную политику государства с целями региональной, демографической, социальной, экологической, внешнеэкономической и военно – стратегической политики. 3.В результате госпланирования все мероприятия осуществляются системно и комплексно в рамках долгосрочной социально – экономической политики государства (стратегии развития). 4.При помощи госпланирования осуществляется координация развития производственных мощностей предприятий и мобилизационных планов (планов особого периода, например, план 1941 года по передислокации промышленных предприятий за Урал и в Сибирь). Основные факторы, определяющие необходимость макроэкономического планирования: 1.Увеличение доли ресурсов страны, которыми распоряжается государство. 2. Интеграция производства, рост уровня организации людей и предприятий в соответствии с социально – экономическими интересами. 3. Наличие теоретической базы и современных технических средств обработки больших массивов информации. 4. Усиление солидарности между группами и слоями населения, достижение социального согласия. 5. Непосредственная заинтересованность бизнеса в тесном сотрудничестве с государством в процессе реализации масштабных инвестиционных проектов модернизации промышленности, продвижении продукции на мировые рынки и т.д. В соответствии с Конституцией регулирование в социально – экономической сфере осуществляет Правительство Р.Ф. Содержание социально - экономического планирования заключается в обосновании конкретных достижимых целей и приоритетов развития, выявлении материальных, трудовых и финансовых возможностей реализации разрабатываемых мероприятий. Основная целевая функция макропланирования - это обеспечение долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики, которая обеспечит прочность и устойчивость позиции страны в общественной системе разделения и кооперации труда. Основные задачи, решаемые в процессе макропланирования: - Определение общественных потребностей. - Выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. - Обоснование рациональных направлений использования ресурсов. - Обеспечение сбалансированности развития между сферой материального и нематериального производства, отраслями и видами производств, экономическими районами страны. - Повышение эффективности использования всех видов ресурсов для достижения максимально возможных социальных результатов экономической деятельности. Объект макропланирования - расширенное воспроизводство в единстве всех его фаз или интегральный кругооборот совокупного продукта воспроизводства как неразрывного единства движения товарной и денежной массы. Субъект макропланирования - ассоциированный макроэкономический собственник. Стратегическая цель макропланирования - обеспечение динамичного экономического роста, согласованного с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики В макропланировании используются различные планы, поэтому в теории разработана их классификация и соответственно систематизация по типовым признакам. Данные разработки позволяют определить место каждого из них и обозначить их роль согласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позволяет лучше понять природу планирования. Планы классифицируются по следующим признакам: 1. По времени: - долгосрочные (10 – 25 лет); - среднесрочные (3 – 10 лет); - краткосрочные (1 – 3 года); - текущие (1 год). 2. По содержанию плановых решений:стратегические;тактические;оперативные Стратегическоепланирование − процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, предприятия и др.),как правило, на средний срок и длительную перспективу и формирования механизма по их реализации. Тактическое планирование является процессом создания предпосылок для реализации целей, поставленных в стратегическом плане. Тактические планы разрабатываютсяв основном на среднесрочный период и позволяют обосновывать иреализовывать резервы повышения эффективности общественногопроизводства. Оперативное планирование – завершающий этап системы планирования, который ориентирован на конкретизацию показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной работы объекта планирования. Оперативные планы носяткраткосрочный характер(до 1 года). 2. По объектам хозяйствования:государственные; региональные;областные;муниципальные; внутрифирменные. 3. По назначению: - директивные, обязательные для выполнения; - индикативные, т.е. рекомендательные для выполнения. В соответствии с вышеприведенной классификацией, в рыночной экономике макропланирование представлено следующими видами планов: - государсвенными социально – экономическими программами; - государственным бюджетом; - целевыми комплексными программами; - планами государственных заказов; - планами развития государственного сектора экономики. Следует отметить, что планы имеют политический характер и соответствуют политике правительства, т.е. в основе выбора пути развития социально – экономической системы не всегда присутствуют экономические критерии. Важнейшим рычагом государственного регулирования одновременно с планированием является прогнозирование социально – экономического развития. Научное прогнозирование опирается на познанные объективные закономерности, логику, качественную информацию, математические методы. Поэтому социально – экономическое прогнозирование является научным способом предвидения развития общественной системы. Поскольку прогнозирование в управленческом цикле всегдапредшествует планированию, то его зачастую рассматривают какподфункцию планирования. Результатом прогнозирования и планирования является принятие органом управления решений о том, чтодолжно быть сделано, где и каким образом. При реализации данныхфункций управления рассматриваются и оцениваются альтернативныеварианты будущих действий, из которых выбирается наилучший. Роль прогнозирования в современных условиях неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности. В управлении экономическим развитием прогнозирование являетсяпервоосновой, так как всякое управленческое решение имеет прогнозную или плановую направленность. Прогноз вскрывает неопределенности в системе, обосновывает факторы, при которых достигаютсяпоставленные цели. Социально-экономические прогнозы и планы выражают количественные и качественные изменения экономической системы, связанные с оценкой объемов производства, стоимостных макроэкономических показателей, спроса и предложения, трудовых отношений, структуры доходов и расходов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |