Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция №7 Бисоциация. Методики оценки идеи.



2018-07-06 391 Обсуждений (0)
Лекция №7 Бисоциация. Методики оценки идеи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Посмотри на проблему с иной плоскости – БИСОЦИАЦИЯ. Автор методики Артур Кёстлер. Принцип использовал Иоанн Гуттенберг (официальная версия). Он рассмотрел виноградный пресс, и штамп для чеканки монет, а потом придумал печатный станок. Применяя ТРИЗ, т.е. стандартные методы решения задачи мы можем рассмотреть проблему не просто с иного угла, а с определённой точки зрения.

 

Итак, методика «Бисоциация»

1.вначале мы определяем проблему, ставим чёткую задачу.

2.ищем иную плоскость - на что похоже то, что мы хотим достичь. В какой области работает то, что у нас не работает.

3.Распознование аналогий. В иной, далёкой от нас области есть аналогичная проблема. Посмотрите вокруг, природа, домашний быт и тд. Уайт придумал паровую машину когда смотрел на кипящий чайник и наоборот китайцы изобрели порох и ракеты но не додумались сделать пушку (может быть она им была не нужна)

4.Перенос аналогии. А теперь мы переносим удачное решение природы (другой отрасли) На нашу задачу (должно получиться интересно).

 

Как видим методика бисоциации похожа на синектику, но гораздо проще.

Фриц Цвикли (астрофизик из Швейцарии) придумал технику морфологического ящика.

А.Определим категорию

Для работы с задачей нужно найти подходящую категорию. Они должны быть – существенны, изменяемы нами, и покрывать весь спектр наших возможностей. Категории должны быть независимы друг от друга, и их не должно быть слишком много. Например: нужен монитор категории - размер, цена, разрешающая способность

Б.Составим список свойств - к каждой категории список свойств –

Размер – большой, средний, маленький, Цена - средняя, низкая, высокая.

В.Разработать матрицу

категория свойства свойства свойства
размер большой средний маленький
цена средняя низкая высокая
Разр.способность средняя низкая высокая

 

Г.Определить комбинации

Комбинация по матрице выявляет наличие самых оптимальных свойств.

Д.Выбрать решение

Методика оценка идеи по эффективности или соответствии заданным показателям будет рассмотрена ниже, приведенный же морфологический ящик позволяет выбрать оптимальную идею из нескольких имеющихся.

Аудиторное занятие – разбор ящика Цвикли,
СРС: Оценить предложенную и развитую на предыдущих занятиях идею любым другим способом, предложенным студентом.

 

Лекция №8 Доминанта Ухтомского.

 

В предыдущих лекциях было освещены различные методики развития воображения для решения творческой задачи. Но существуют и другие методики инженерного, биохевиористического подхода, основанные на исследованиях высшей нервной деятельности отечественных ученых Павлова, Бехтерева, Ухтомского и развитыми, в настоящее время Альтушуллером, Викентьевым и рядом других.

Доминанта Ухтомского

Путем многочисленных экспериментов Ухтомский доказал, что при некоем сильном воздействии на сознание, в головном мозгу образуется очаг, влияющий на поведение человека в сходных ситуациях. Это явление получило название «доминанта».

Доминанта образуется при однократном воздействии, усиливаясь при повторении воздействия. К доминантам можно отнести «табу», то есть свод безусловных запретов в некоторых патриархальных культурах. Описаны множество случаев, когда нарушение «табу» приводило к физическим расстройствам и даже смерти, нарушившего «табу» человека. С точки зрения теории «доминанты» такие случаи объясняются воздействием сформировавшегося очага головного мозга на человеческий организм.

В современном мире психика человека содержит также множественные доминанты, приводящие к рефлекторным поступкам.

Внедрение доминанты в сознание человека.

1.Сильное однократное воздействие.

Например, взрыв ядерной бомбы в Хиросиме и Нагасаке, а также информация об испытаниях ядерного оружия привели к тому, что солдаты испытывали сильнейший стресс (вплоть до обмороков) при одном объявлении, о ядерном взрыве на учениях.

2. Сильное воздействие с многократным повторением.

Все воспитание малолетних детей, тренировки спортсменов и муштра солдат построены на создании доминанты. При этом первое воздействие забывается, доминанта остается.

3.Многократное воздействие.

Постоянный контроль, за выполнением правил дорожного движения, приводит к доминанте выполнения ПДД водителями.

 

В зависимости от культурных особенностей доминанты могут быть как положительными, так и отрицательными.

Аудиторное задание: студентам предлагается выписать положительные и отрицательные доминанты, и лектор сравнивает списки у разных студентов. Цель выявить сходство и различие, а также приоритеты у разных групп студентов.

Способы усиления положительной доминанты.

1. Многократное повторение.

2. Сильное информационное воздействие

3. Создание культурного фона поддержки положительной доминанты.

 

Способы ослабление отрицательной доминанты.

1. Торможение «в лоб» - прямой запрет

2. Выработка положительной доминанты, как приз за преодоление отрицательной

3. Превращение отрицательной доминанты в положительную (при смене культуры) и/или замена отрицательной доминанты положительной.



2018-07-06 391 Обсуждений (0)
Лекция №7 Бисоциация. Методики оценки идеи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция №7 Бисоциация. Методики оценки идеи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)