Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Серии асинхронных двигателей и их обозначения



2018-07-06 2306 Обсуждений (0)
Серии асинхронных двигателей и их обозначения 5.00 из 5.00 4 оценки




 

Асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным роторами начиная с 1950 г. разрабатывались и выпуска­лись в СССР в виде единых серий: А-АО (1949-1951 гг.), А2-А02 мощностью 0,6...100 кВт (1958-1960 гг.); А-АК мощностью 100...1000 кВт (1952-1956 гг.); А2-АК2 мощ­ностью 100...1000 кВт (1964-1965 гг.); АЗ-АОЗ мощностью 132...500 кВт, 4А и АИ (АИР) мощностью 0,06...400 кВт (до настоящего времени).

К числу новых относятся серии асинхронных двигателей серий RA (0,37... 100 кВт), 5А (5АН) (0,37...400 кВт) и 6А. Разработка 4А, АИ, RA, 5А и 6А базировалась, кроме отече­ственных стандартов, на рекомендациях МЭК (Международной электротехнической комиссии).

Как и другие электрические машины, асинхронные двига­тели различаются по степени защиты (например, IP23, IP44), способу охлаждения (например, IС01, IС0141), способу монта­жа (например IM1001).

IP означает International Protection, 23 — защищенное, 44 — закрытое исполнение.

IС — International Cooling, 01 — машина с самовентиляци­ей, IС0141 — машина, обдуваемая наружным вентилятором, расположенным на ее валу.

IM — International Mounting; IM1001 — машина на лапах, с двумя подшипниковыми щитами, с горизонтальным располо­жением вала, с цилиндрическим концом (см. гл.1).

Машины подразделяются по климатическим условиям эксп­луатации.

Используются следующие обозначения климатического исполнения машин, эксплуатируемых на суше, реках, озерах для климатических районов: с умеренным климатом — У; с холодным климатом — ХЛ; с влажным тропическим ТВ; с сухим тропическим — ТС; с сухим влажным — Т; общекли­матическое исполнение — О.

Примеры обозначения асинхронных двигателей:

5А250М-4 — асинхронный двигатель 5 серии; 250 — выcота оси вращения, мм; М — длина средняя корпуса по установочным размерам; 4 — число полюсов (1500 об/мин).

RA100M4 — российский асинхронный двигатель; 100 — высота оси вращения, мм; М — длина средняя корпуса по установочным размерам; 4 — число полюсов (1500 об/мин).

4А20014УЗ, 4AH200L4Y3 — асинхронный двигатель 4 серии; закрытый обдуваемый, Н — защищенного исполнения; 200 — высота оси вращения, L — большая длина корпуса по установочным размерам, 4 — число полюсов (1500 об/мин). У — для районов с умеренным климатом, 3 — категория размещения.

MTKF-311-6, МТКН-311-6 — асинхронный двигатель краново-металлургический, работающий при повышенных температурах; F, Н — классы нагревостойкости, 3 — габарит; 1 — первая серия; 1 — первая длина; 6 — число полюсов (1000 об/мин).

Некоторые серии и типы асинхронных трехфазных двигате­лей общепромышленного применения, приведены в табл. 3.1.

 

Таблица 3.1

 

Некоторые серии трехфазных асинхронных двигателей

 

Серия, тип, высоты оси вращения Pн, кВт n (синхр.), об/мин Uн, В Исполнение, область применения
Двигатели с короткозамкнутым ротором общего применения
  RA (71...280 мм) 0,37...100 750; 1000; 1500; 3000 220/380 Защищенные и закрытые, обдуваемые, широкого применения
6А (315 мм) 90...200 750; 1000; 1500; 3000 220/380; 380/660 Закрытые, обдуваемые, широкого применения
5А (5AH) (71...335 мм) 0,37...400 750; 1000; 1500; 3000 220/380; 380/660 Защищенные и закрытые, обдуваемые, широкого применения
АИР (50...355 мм) 0,19...315 750; 1000; 1500; 3000 220: 380; 380/660; 220; 380; Открытое, защищенное, закрытое, обдуваемое, продуваемое, широкого применения
4А (56...355 мм) 0,06...400 500; 600; 750; 1000; 1500; 3000 220/380; 380/660; 220,380 Защищенные и закрытые, обдуваемые, широкого применения
4АР 15...45 750; 1000; 1500 380/660; 220/380 Закрытые, обдуваемые, с повышенным пусковым моментом
4АС 0,3...63 при ПВ = 40% 750; 1000; 1500; 3000 220; 380; 220/380; 380/660 Закрытые, обдуваемые, с повышенным скольже­нием
Серия, тип, высоты оси вращения Pн, кВт n (синхр.), об/мин Uн, В Исполнение, область применения
АН-2 (15-17-й габариты) 500...2000 370; 500; 600; 750; Защищенные, для привода механизмов, не требующих регулирования частоты вращения
АТД2 500...5000 С замкнутым или разомк­нутым циклом вентиляции, для привода быстроходных механизмов
  Краново-металлургические двигатели
MTKF 1,4...22 при ПВ = 40% 750; 1000 380/220; 500 Характеризуются большими пусковыми моментами, изоляция класса F, для привода крановых меха­низмов
МТКН 3...37 при ПВ = 40% 750; 1000 380/220; 500 То же, изоляция класса Н, для приводов металлурги­ческого производства
  Двигатели с фазным ротором
4АНК, 4АК 15...400 750; 1000; 1500 220/380; 380/660 Защищенные (4АНК) или закрытые (4АК), общего назначения
5АНК 45...400 600; 750; 1000; 1500 220/380; 380/660 Защищенные или закры­тые, общего назначения
АКН2 (15-19-й габариты) 315...2000 250; 300; 375; 500; 600; 750; Для приводов с частыми или тяжелыми условиями пуска
MTF,МТН 1,4...30; 3...118 600; 750; 1000 220/380; 240/415; 400; 500 Защищенные, с независи­мой вентиляцией, для при­вода крановых механизмов (MTF) и механизмов метал­лургического производства (МТН)

Режимы работы асинхронной машины.

Магнитная цепь АМ.

Выше отмечалось, что трехфазная обмотка статора служит для намагничивания машины или создания так называемого вращающегося магнитного поля двигателя.

В основе принципа действия асинхронного двигателя ле­жит закон электромагнитной индукции. Вращающееся маг­нитное поле статора пересекает проводники короткозамкнутой обмотки ротора, отчего в последних наводится электродвижущая сила, вызывающая в обмотке ротора протекание переменного тока. Ток ротора создает собственное магнитное поле ротора, взаимодействие поля ротора с вращающимся магнитным полем статора приводит ко вращению ротора вслед за полями.

Наиболее наглядно идею рабо­ты АД иллюстрирует простой опыт, который ещё в XVIII в. демонстри­ровал французский академик Араго (рис. 3.6). Если подковообразный магнит вращать с постоянной скоро­стью вблизи металлического диска, свободно расположенного на оси, то диск начнет вращаться вслед за магнитом с некоторой скоростью, меньшей скорости вращения магнита.

 
 

Рис. 3.6. Опыт Араго, объясняющий принцип работы асинхронного

двигателя

 

Явление это объясняется на основе закона электромаг­нитной индукции. При движении полюсов магнита около по­верхности диска в контурах под полюсом наводится электро­движущая сила, в этих контурах появляются токи, которые создают магнитное поле диска.

Читатель, которому трудно представить проводящие кон­уры в сплошном диске, может представить диск в виде колеса со множеством проводящих ток спиц, соединенных ободом и втулкой. Две спицы и соединяющие их сегменты обода и «гулки и представляют собой элементарный контур. Поле дис­ка сцепляется с полем полюсов вращающегося постоянного магнита, и диск увлекается собственным магнитным полем. Очевидно, наибольшая электродвижущая сила будет наводит­ся в контурах диска тогда, когда диск неподвижен, и напротив, наименьшая, когда скорость вращения диска близка к скоро­сти вращения диска.

Перейдя к реальному асинхронному двигателю отметим, что короткозамкнутую обмотку ротора можно уподобить дис­ку, а обмотку статора с магнитопроводом — вращающемуся магниту. Однако вращение магнитного поля в неподвижном статоре АД осуществляется благодаря трехфазной системе токов, которые протекают в трехфазной обмотке с простран­ственным сдвигом фаз.

Рассмотрим получение вращающегося магнитного потока в асинхронном двигателе с тремя фазными обмотками статора, соединенными «звездой». От источника питания к обмоткам подводится трехфазная система напряжения, под действием которой по обмоткам протекает трехфазная система токов, сдвинутых друг по отношению к другу на 120°:

;

; (3.1)

.

 

 
 

Изобразим условно сечение АД, при этом представим, что каждая из фазных обмоток, по которым протекают токи iA, iB, iС представлена в виде одного витка (рис. 3.7).

 

Рис. 3.7. Диаграмма фазных токов (а),

сечение АД с указанием направлений фазных токов и картина магнитного поля АД при значении тока в фазе А, равном 1т (б)

 

Покажем стрелками условные положительные направле­ния токов в проводах и магнитных потоков фаз, которые изме­няются по синусоидальному закону:

;

; (3.2)

;

Если бы равные магнитные потоки, сдвинутые на 120°, оста­вались постоянными, то результирующий магнитный поток дви­гателя был бы равен нулю. Однако потоки вслед за вызыва­ющими их токами изменяются по синусоидальному закону (3.2), и по мере их изменения результирующий магнитный поток вращается, принимая через каждые 30° поворота или через 1/12 полного оборота значение, равное:

 

. (3.3)

 

 
 

Рис. 3.8. Направления фазных токов и магнитные потоки двигателя, соответствующие значениям угла поворота поля 0, 30, 60 и 90°

 

Это нетрудно проследить по рис. 3.7,б и 3.8: по мере изменения токов фаз наибольшее значение магнитного потока Ф изменяет свое направление, как бы поворачиваясь в течение одной четверти периода последовательно на 30, 60 и 90°. Полная картина магнитного поля двигателя, соответ­ствующая времени поворота на 90°, представлена на рис. 3.7,б.

Следовательно, за время одного полного колебания тока в одной из фаз, соответствующее периоду Г, амплитуда потока Ф совершит в расточке статора один полный оборот. Это явление и называют вращающимся магнитным полем. Как ви­дим, его вполне можно сопоставить с полюсами вращающего­ся постоянного магнита в опыте Араго.

Подчеркнем еще раз, что для получения кругового враща­ющегося магнитного потока необходимы два условия:

во-первых, фазные обмотки статора должны быть сдвинуты в пространстве на некоторый угол;

во-вторых, токи в фазных обмотках должны быть сдвинуты по фазе на некоторый угол.

В симметричной трехфазной системе этот угол в обоих случаях равен 120°. При невыполнении хотя бы одного из этих условий суммарный поток вращающимся не будет.

Частоту вращения поля статора называют синхронной. Она зависит лишь от частоты тока f1 статора и числа пар полюсов статора р1двигателя.

В практической системе единиц синхронная скорость оп­ределяется простым соотношением, мин-1:

. (3.4)

В системе СИ угловая частота вращения, рад/с или с-1:

. (3.5)

Скорость вращения в оборотах в минуту и угловая ско­рость связаны между собой простыми соотношениями:

n1 = 9,55 ω1 .(3.6)

ω1 = 0,1046n1.

Числом пар полюсов двигателя р1называют отношение длины окружности по среднему диаметру D (радиусу R) воз­душного зазора к удвоенному полюсному делению (длине полупериода) обмотки статора τ:

P1 = π D/2τ = π R/τ. (3.7)

 

Как отмечалось, пары полюсов АД можно уподобить по­люсам вращающегося магнита из опыта Араго.

Легко видеть, что в модели двигателя, изображенного на рис. 3.7—3.8, половина длины окружности равна полюсному делению, т. е. двигатель имеет одну пару полюсов: р1= 1. Сле­довательно, синхронная скорость такого двигателя равна:

n1= 60 f1/p1 = 60 • 50/1 = 3000 мин -1. (3.8)

Число пар полюсов АД может быть равно 1, 2, 3, 4 и т. д. Соответственно синхронные скорости двигателей будут равны 3000, 1500, 1000, 750 об/мин.

Как уже отмечалось выше, вращающееся магнитное поле наводит в стержнях обмотки ротора переменную электродви­жущую силу (ЭДС). Благодаря наличию короткозамыкающих колец в обмотке ротора возникает ток, который создает маг­нитное поле ротора. Поле ротора сцепляется с магнитным полем статора, подобно тому, как взаимодействуют полюса двух соосно расположенных подковообразных магнитов. Ро­тор АД увлекается полем двигателя и приходит во вращение, однако скорость его вращения в двигательном режиме всег­да меньше синхронной скорости, отчего такую машину назы­вают асинхронной.

Таким образом, вращающееся поле статора и поле ро­тора взаимно неподвижны и составляют, в сущности, единое поле машины. Отметим, что это — одно из важней­ших условий электромеханического преобразования в любой электрической машине вообще.

Относительную разность частот вращения магнитного поля и ротора называют скольжением и обозначают буквой s:

s = (п - п2) n1. (3.9)

При пересечении полем статора проводников обмотки ро­тора в последних индуктируются ЭДС с направлением, опреде­ляемым по правилу правой руки. Поскольку обмотка ротора короткозамкнутая, то под действием этих ЭДС в проводниках возникают токи, активные составляющие которых совпадают по фазе с индуцированными ЭДС.

Частота ЭДС и токов в проводниках ротора f2 в общем случае отличаются от частоты питающего тока f1.

Частота тока ротора зависит от скольжения:

. (3.10)

Взаимодействие тока в проводнике ротора с вращающим­ся магнитным потоком статора приводит к появлению электро­магнитной силы Fэм i, направление которой определяется по правилу левой руки. Результирующее усилие, приложенное ко всем проводникам ротора равно сумме усилий развиваемых всеми токами проводников ротора:

Результирующее усилие образует электромагнитный мо­мент машины Мэм который можно определить из выражения:

, (3.11)

где Ф — рабочий поток машины; 12соsψ2— активная составля­ющая тока в фазе ротора; ψ2 — фазовый сдвиг между ЭДС Е2 и током в фазе ротора; См = рт2Коб2— конструктивная посто­янная машины, зависящая от числа пар полюсов p, числа фаз обмоток ротора т2(для короткозамкнутого ротора т2равно числу стержней обмотки) и обмоточного коэффициента Коб2, который для обмотки типа «беличья клетка» равен 1.

В установившемся режиме электромагнитной момент равен моменту механического сопротивления М на валу машины.

От величины и знака момента сопротивления зависят ре­жимы работы асинхронной машины.

Различают режимы: генераторный, двигательный и противовключения или электромагнитного тормоза, которые под­робнее будут рассмотрены ниже.

Выше подчеркивалось, что поля ротора и статора взаимно неподвижны. Покажем это. В общем случае магнитное поле статора и ротор вращаются с разными скоростями, т. е. п2не равно и,, но магнитные поля, создаваемые токами в фазах ротора и статора (при разных частотах f1и f2) оказывают­ся взаимно неподвижными, т. е. результирующие потоки ста­тора и ротора вращаются в одну сторону и с одинаковой скоростью n1.

Скорость вращения поля ротора относительно ротора:

п =n1s. (3.12)

Поле ротора вращается относительно неподвижного ста­тора с частотой, складывающейся из частоты вращения ротора и частоты вращения поля относительно ротора:

п2П + n2= sn1 + n1 (1 - s) = n1. (3.13)

Таким образом, взаимно неподвижные потоки статора и ротора взаимодействуют между собой, обеспечивая обмен энергией между статором и ротором, так же как и в трансфор­маторе. Аналогия с трансформатором становится особенно полной и очевидной при пуске АД, когда ротор еще неподви­жен, и частота токов в обмотке ротора равна частоте токов статора.




2018-07-06 2306 Обсуждений (0)
Серии асинхронных двигателей и их обозначения 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Серии асинхронных двигателей и их обозначения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)