Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 6. Игра как феномен культуры



2018-07-06 978 Обсуждений (0)
Лекция 6. Игра как феномен культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Игра как один из элементов инкультурации чрезвычайно важна для детей до 7 лет. Именно в игровой деятельности происходит его развитие: и эмоционально-волевое, и интеллектуальное. Он полностью развивается в игре: учится выигрывать, проигрывать, уступать, подчиняться, ждать своей очереди, приобретает много других навыков, которые пригодятся потом в социальной жизни. По тому, во что играют дети, можно судить о той среде, в которой они растут. И среда сегодня сильно изменилась. Современные дети фактически перестали играть в дворовые подвижные игры, заменив их компьютерными. Ученые объясняют это несколькими причинами:

1) взрослые стали более замкнутыми, что приводит к закрытости и детей. В результате им становятся интересней индивидуальные игры, а не коллективные, поэтому конкурентов у компьютера в этом формате не существует. Кроме того, современные дети 7-9 лет не умеют проигрывать. И когда они сталкиваются в коллективной игре с тем, что проигрывают, они расстраиваются, как малыши. Они решают для себя: лучше играть в электронную игрушку, чем в компании, где можно проиграть.

2) В современном городе ребенка до 12 – 13 лет сопровождает кто-либо из взрослых, лишь к 14 годам дети начинают перемещаться по городу сами, поэтому большая часть городских детей не знают, что такое – дворовая компания, разновозрастная, в которой старшие обучали играм младших. Перед старшими не стояла задача обучить малышей данной игре, поскольку ее освоение шло в процессе общения между ними.

Все поступки детей сейчас подчинены определенной цели, начиная с 4-5 лет:

- сюда мы идем, чтобы научиться считать и писать

- здесь мы учимся танцевать

- здесь – рисовать и т.д.

Из их жизни, да и жизни взрослых людей, исчезает общение просто так, без цели.

Одной из самых распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры.

1) Йоганн Хейзинга (1872 – 1945)

По мнению голландского историка культуры Й. Хейзинги, игра – это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Homo ludens» («Человек играющий») он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры – игровые.

Многие животные любят играть. По мнению Хейзинги, если проанализировать любую человеческую деятельность, она окажется не более чем игрой. Поэтому он считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Он считает, что игра старше культуры, поскольку понятие культуры, как правило, связано с человеческим сообществом. Все же основные черты игры уже присутствуют в играх животных.

Из игры как спонтанной и незаинтересованной деятельности рождается, по мнению Хейзинги, и искусство. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знания находили свое выражение в освященных играх (например, Олимпийские игры, состязательность в древнегреческом театре и пр.).

В определенные моменты истории игра играет роль драматургической основы в реализации высшего социального сюжета (например, роль этикета в эпоху Средневековья во взаимоотношениях рыцаря и Прекрасной дамы, когда поведение и поступки рыцаря были строго регламентированы). Кроме того, много игрового содержат в себе и общественные идеалы, ибо связаны с областью мечты, фантазии и могут быть выражены в игровом пространстве культуры. По мнению ученого, целые эпохи «играют» в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности. Или можно вспомнить художников Западной Европы конца ХІХ в., увлекшихся Востоком (они не только изучали китайские или японские артефакты, но и стремились к воспроизводству внешней стороны жизни Востока: носили японскую традиционную одежду, декорировали в японском стиле свои дома и пр.).

Ученый считал, что игровой элемент культуры начал убывать к концу ХІХ века. В это время обществом начинает овладевать трезвое понятие пользы, а одним из главных качеств игры является ее приятность сама по себе, она разворачивается независимо от какой-либо цели. Анализ современного сознания Хейзинга сопровождает понятием «пуелиризм» - понятие, которое передает наивность и ребячество одновременно. Пуелиризм противоположен игровому сознанию, он несет в себе несамостоятельность, грубость и нетерпимость юношества. В основе пуелиризма – путаница игры и серьезного. Работа, долг, жизнь – не воспринимаются современным человеком серьезно, и, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер. В современной жизни царит суррогат игровой деятельности: потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовымзрелищам.

2) Хосе Ортега-и-Гассет (1889 – 1955)

Испанский исследователь выступал с резкой критикой массовой культуры. Он видит путь спасения культуры в сохранении духовных ценностей аристократической элиты.

Ортегу по праву называют теоретиком элиты. Свои социологические идеи он достаточно определенно выразил в небольшой по объему, но широко известной книге «Дегуманизация искусства». Ученый склонен считать, что существует 2 разновидности человеческого рода:

1) «народ» - масса, являющейся «косной материей исторического процесса»

2) элита – особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Их предназначение – быть в меньшинстве.

В течение 150 лет серая толпа претендовала на то, чтобы представлять «все общество». С этим Ортега связывает все недуги Европы. По его убеждению, близится время, когда общество от политики и до искусства вновь начнется складываться, как должно, в 2 ордена или ранга:

1) орден людей выдающихся (их жизнь сосредоточена в сфере игровой деятельности)

2) орден людей заурядных.

Ортега убежден, что человек может подняться над обыденностью, лишь перейдя в область неутилитарных отношений. Лучшим примером бесцельного напряжения ученый полагает спорт. Спортивная деятельность – изначальная, творческая, важнейшая в человеческой жизни. А труд – производная деятельность от спортивной.

Общий смысл понятий «игры» Хейзинги и «спортивности» Ортеги совпадает.

 

 

Учебные пособия

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 1998.

2. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Руководитель автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1996.

3. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1999.

4. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998.

5. Синявина Н.В. История русской культуры: IХ – ХVII вв.: Учеб. пособие. – М.: МГИК, 2016

6. Синявина Н.В. История русской культуры: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016.

Дополнительная литература

Аграйл М. Психология счастья. М., 1990.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы (под ред. Т.Парсонса). М., 1972.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

Бартон Э. Повседневная жизнь англичан в эпоху Елизаветы Ι. М., 2005.

Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. М.. 1979.

Берн Ш. Гендерная психология. М., 2003.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2006.

Берн Э. Люди, которые играют в игры. М., 2006.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2002.

Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. М., 1996.

Брион М. Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта. М., 2005.

Бродель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм, ХV - ХVΙΙΙ вв. В 3 т. М., 2007.

Брюле П. Повседневная жизнь греческих женщин в классическую эпоху. М., 2005.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Сочинения: В 6 т. М., 1982. Т.2.

Гийу А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2007.

Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006.

Драйтова Э. Повседневная жизнь Дюма и его героев. М., 2005.

Древний мир: книга для чтения по истории / РАН. Рук. проекта А.О.Чубарьян. М., 2006.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

Крейн У. Теории развития. М., 2003.

Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, 2007.

Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. М., 2001.

Мартин Д. Психологические эксперименты. М., 2002.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996.

Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятии и поведения. СПб., 2003.

Новое время: книга для чтения по истории / РАН. Рук. проекта А.О.Чубарьян. М, 2007.

Палуди М. Психология женщины. М., 2002.

Пелипенко А.А. Городской миф в художественном сознании: аспекты диалога // Социокультурное пространство диалога. М., 1999

Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991.

Полосин В.М. Миф, религия, государство. М., 1999.

Психоанализ и культура. М., 1995.

Раннее Новое время: книга для чтения по истории / РАН. Рук. проекта А.О.Чубарьян. М., 2007.

Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.

Рубин Д., Пруйт Д., Ким С. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. М., 2003.

Самосознание европейкой культуры ХХ века. М., 1991.

Свасьян К.А. Философия символических форм Э.Кассирера. Ереван, 1989.

Синявский А. Основы советской цивилизации. М., 2002.

Синявина Н.В. История русской культуры. IХ – ХVII вв.: учебное пособие. М., 2015.

Синявина Н.В. История русской культуры: учебное пособие. М., 2016.

Средние века: книга для чтения по истории / РАН. Рук. проекта А.О.Чубарьян. М., 2006.

Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.

Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.

Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. М., 2003.

Шово М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. М., 2004.

Шоу Б. О музыке и музыкантах. М., 1965.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

Элиаде М. Космос и материя. М., 1987.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Этнография детства. М., 1983.

Этнография детства. М., 1988.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. Киев, 1996.

Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

Яковенко И.Г. Город в пространстве диалога культур и диалог города // Социокультурное пространство диалога.

 

 



2018-07-06 978 Обсуждений (0)
Лекция 6. Игра как феномен культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 6. Игра как феномен культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (978)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)