Процессы вхождения человека в культуру
Культурология Лекция 1. Определение понятия «культура». Культура как система Культура - свод «правил игры» коллективного существования, - система норм и критериев оценок, выработанная людьми. В отличие от биологических свойств нормы культуры: 1. не наследуются генетически; 2. вырабатываются данным социальным коллективом (человечество, являясь единым биологическим видом, никогда не являлось единым сообществом). Функциикультуры: 1. Решение задач интеграции и консолидации людей для удовлетворения их потребностей. 2. Обеспечение процессов познания окружающего мира. 3. Накопление и обобщение коллективного опыта. 4. Формирование системы ценностей и их иерархии. 5. Адаптация членов сообщества к традициям, ценностям, присущим данной социальной группе. Особенностикультурыкаксистемы: 1. Способность к самообновлению. 2. Рождение новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей. 3. Отбор эффективных методов для большей консолидации сообщества. 4. Изменчивость. Типыпорождениякультурныхфеноменов (динамика культуры): 1.Культурогенез - процессы порождения новых форм культуры и встраивание их в социальную практику. 2.Наследованиетрадиций - процессы межпоколенной трансляции и воспроизводства. 3. Диффузиякультуры - процессы пространственно-временного распространения культурных достижений одних обществ в других. 4. Трансформацияформкультуры - процессы их изменения (прогресс или деградация). Человек выступает по отношению к культуре в 3-хипостасях: 1. «Продукт»культуры - человек воспитывается в традициях, ценностях, нормах того общества, в котором он родился. Это осуществляется в процессах инкультурации (вхождение в культуру) и социализации (вхождение в общество). 2. «Потребитель»культуры - человек использует нормы и правила усвоенной им культуры при общении с членами сообщества. 3. «Производитель» культуры - человек рождает новые формы культуры, передает их другим членам сообщества. Процессы вхождения человека в культуру 1. Аккультурация - процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций. Этот процесс начинается после того, как отдельный человек или группа людей попадает в иную культурную среду (например, в результате эмиграции, когда человек покидает привычную для него социокультурную среду; межэтнический брак). В такой ситуации происходит взаимовлияние, что приводит к некоторым изменениям, как с той, так и с другой стороны. 2. Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре. Процесс инкультурации начинается в детстве, когда ребенок начинает осваивать правила проживания в данном обществе, его традиции, язык. Этот процесс помогает осознать собственную идентичность, выстроить отношения свои – чужие. 3. Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения и т.д.). Процесс подразумевает формирование личности посредством воспитания и обучения, воздействие на человека различных жизненных обстоятельств. Иногда социализацию вместе с инкультурацией рассматривают как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему (процесс инкультурации приходится на период детства, а процесс социализации происходит всю жизнь). Структуракультуры / / \ \ Духовная Материальная Культура Хозяйственная культура культура жизнеобес- культура печения Стратификацияхудожественнойкультуры / / / / \ \ \ / / / / Народная \ Военная Детская Религиозная / / (фольклор) Элитарная Массовая / Профессиональная Науки,изучающиехудожественнуюкультуру: - философия и эстетика; - исторические науки; - искусствоведение; - литературоведение. Структурахудожественнойкультуры: 1. художественное творчество 2. организационная инфраструктура (творческие организации, размещение заказов). 3. материальная инфраструктура (мастерские, демонстрационные площади) 4. художественное образование. 5. эстетическое воспитание и просвещение. 6. реставрация и сохранение культурного наследия. 7. государственная политика в области культуры. Ядрохудожественнойкультуры - искусство и литература.
Лекция 2. Миф как феномен культуры Миф (в переводе с греческого – предание, сказание) в представлении обывателя – сказание о сотворение мира, человека, о подвигах древних героев. Большей известностью пользуются античные мифы, поскольку их сюжеты часто использовали в качестве материала литераторы, художники, музыканты. В ХVІ – ХVІІ вв. в Европу проникают арабские и индейские мифы, а в первой половине ХІХ в. в оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (индийцев, иранцев, славян, германцев). Сравнительно-историческое изучение мифов позволило установить, что в мифах различных народов – при всем их многообразии – целый ряд тем и мотивов повторяются. Это позволило сгруппировать все мифы в несколько категорий: 1. Мифы о животных Относятся к числу древнейших и примитивнейших. Они рассказывали о происхождении животных от людей и наоборот (например, миф об Арахне (с греческого – паук), или о Дафне (с греческого – лавр), наши сказочные персонажи – царевна – лягушка, Финист – Ясный сокол). Большая часть этих мифов окрашена тотемическими чертами. 2. Солярные, лунарные, астральные мифы Мифы о происхождении Солнца, Луны и звезд (по-гречески – астра) 3. Космогонические мифы Мифы о происхождении вселенной и мира. Обычно в них прослеживаются одна из 2 идей: - идея творения – мир создан каким-либо сверхъестественным существом (бог, демиург, Великий колдун и пр.) - идея развития – мир развился из некоего бесформенного первобытного состояния (хаос, мрак, вода, яйцо и пр.) 4. Антропогонические мифы Мифы о происхождении человека и человеческой смерти. Сравнительно поздно возникли представления о загробном мире и судьбе. 5. Теогонические мифы Мифы о происхождении богов. Присутствуют во всех мифологиях мира. 6. Эсхатологические мифы Рассказы и пророчества о конце света. Существуют не только в христианстве, но и индейцев майя и ацтеков. Но наиболее яркий образец эсхатологического мифа представляет собой Апокалипсис Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. 7. Мифы о происхождении культурных благ Мифы о добывания огня (например, миф о Прометее), изобретении ремесел, земледелия. Их введение приписывают культурным героям. 8. Близнечные мифы В этих мифах образ культурного героя как бы раздваивается: это 2 брата – близнеца, наделенные противоположными чертами (добрый – злой, плохой – хороший). Самыми известными близнецами являются, конечно, Рем и Ромул, убивший брата и основавший Рим. 9. Календарные мифы Символически воспроизводят природные циклы, т.е. чаще всего, аграрный миф об умирании и воскрешении природы (например, миф о Персефоне, дочери Деметры (богиня земледелия) и Аида (подземное царство), которая полгода проводила с матерью (время весна – лето), а потом отправлялась на 6 месяцев к отцу в подземный мир (приходила осень – зима)). Но самым известным календарным мифом является история древнеегипетского бога Осириса. Он был убит своим братом Сетом и разрублен на 13 частей, которые собрала жена Осириса Исида, а бог бальзамирования Анубис создал из них первую древнеегипетскую мумию, а Осирис получил вечную жизнь и отправился в подземный мир, где «председательствовал» на Суде мертвых. Таким образом, можно сделать 2 вывода: - весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, проживающих в разных частях света (например, миф о потопе существует не только у иудеев и христиан (история Ноя), но и у индейских племен юнка и чоко); - круг тем, сюжетов, охватываемый мифами, затрагивает вопросы мироздания. Характерные черты мифа 1) символизм(важнейшая черта мифа). В любом мифе мифологическое событие отделено от сегодняшнего времени каким-то временным промежутком: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним» временам. В мифе всегда есть разделение на: - мифологический период (сакральное время) - современный период (профанное время). Кроме того, в мифе всегда вычленяется: - мифологическое время – это те времена, когда все было «не так», как сейчас; - мифологическое прошлое – это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первая революция. Например, в СССР мифологическим прошлым выступал революционный период и Гражданская война, а сама революция была точкой отсчета, первопоступком нового государства. Именно поэтому все, что происходило в мифологическом времени, приобретает значение парадигмы, т.е. примера, образца. И это событие рассматривается как прецедент. Этим объясняется совмещение в мифе 2 аспектов: 1) диахронный – рассказ о прошлом 2) синхронный – средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (сейчас все устроено таким образом, потому что так делал наш предок). 2) Поэтому вторая существенная черта мифа - этиологизм (от греч. – причина) – попытка объяснить какое-то реальное явление в жизни человека или общества посредством прошлого. Миф и религия Впервые применил понятие «миф» к христианскому вероучению крупный историк религии, либеральный богослов Д.Штраус в своей книге «Жизнь Иисуса» (1835 г.). Несмотря на различные точки зрения в вопросе происхождения мифов и религии, корни их разнятся: - источникрелигии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; - источникмифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. В любой религии существует культовый миф, он всегда является священным. Все культовыемифыделятсяна2вида: 1) эзотерический, т.е обращенный внутрь (этот миф был предназначен только для избранных, для узкого круга посвященных лиц) 2) экзотерический, т.е. обращенный вовне. В мировых религиях грань между эзотерическим и экзотерическим мифами ослабевает или даже исчезает. Это связано с новой ролью мировых религий, с их новой церковной организацией. Эти религии были заинтересованы в привлечении новых адептов (последователей), поэтому мифы из эзотерических, тайных, начинают превращаться в экзотерические, сопровождающиеся обрядами. В первоначальном виде миф не столько рассказывался, сколько разыгрывался в форме сложного ритуального действа. Мифопоэтическое сознание сохранило свое значение и в современном обществе. Более того, некоторые виды и жанры художественной культуры тяготеют к мифологичности в художественном построении: 1) эпос Например, в «Тристане и Изольде» все боевые эпизоды (бой Тристана с Морольтом, бой с драконом, бой с великаном) представляют собой варианты единого боя, т.е. первобоя. 2) плутовской и приключенческий роман Сюжет в этих жанрах приобретает характер бесконечного наращивания однотипных эпизодов, построенных на инвариантной модели (например, в музыке по подобному принципу построены любые вариации, где основная тема предстает как первотема, а все ее последующие повторения есть ее трансформация) 3) детективные циклы Мифологическая сущность литературных текстов, распадающихся на изоморфные, свободно наращиваемые эпизоды (например, детективные циклы об Эркюле Пуаро или мисс Марпл А.Кристи; анекдоты об исторических персонажах (Л.И.Брежнев, В.И.Чапаев и др.)), сказывается и в том, что их герой предстает демиургом (создателем) некоего условного мира, который, однако предстает перед аудиторией в качестве модели реального мира (ведь немногие хорошо знают биографию реального Л.И.Брежнева, а судят о нем по анекдотам). С этим связан феномен высокой мифогенности кинематографа во всех его проявлениях – от массовых коммерческих лент до шедевров киноискусства. Главная причина здесь – в синкретизме, т.е. в спаенности, художественного языка кино (актерская игра, драматургия, визуальный ряд, костюмы, музыка и пр.). Важную роль играет и непроизвольная циклизация различных фильмов с участием одного и того же актера, заставляющая воспринимать их как варианты некой единой роли, инвариантной модели характера. Когда же фильмы циклиризуются не только актером, но и общим героем, возникают подлинные киномифы, подобные созданным Чаплиным – в антитезе голливудскому мифу об успехе, в центре которого непременно находился «человек удачи», - мифу о неудачнике, «невезучем человеке».
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (989)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |