Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процессы вхождения человека в культуру



2018-07-06 989 Обсуждений (0)
Процессы вхождения человека в культуру 0.00 из 5.00 0 оценок




Культурология

Лекция 1. Определение понятия «культура».

Культура как система

Культура - свод «правил игры» коллективного существования,

- система норм и критериев оценок, выработанная людьми.

В отличие от биологических свойств нормы культуры:

1. не наследуются генетически;

2. вырабатываются данным социальным коллективом (человечество,

являясь единым биологическим видом, никогда не являлось

единым сообществом).

Функциикультуры:

1. Решение задач интеграции и консолидации людей для удовлетворения их потребностей.

2. Обеспечение процессов познания окружающего мира.

3. Накопление и обобщение коллективного опыта.

4. Формирование системы ценностей и их иерархии.

5. Адаптация членов сообщества к традициям, ценностям, присущим данной социальной группе.

Особенностикультурыкаксистемы:

1. Способность к самообновлению.

2. Рождение новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей.

3. Отбор эффективных методов для большей консолидации сообщества.

4. Изменчивость.

Типыпорождениякультурныхфеноменов (динамика культуры):

1.Культурогенез - процессы порождения новых форм культуры и

встраивание их в социальную практику.

2.Наследованиетрадиций - процессы межпоколенной трансляции и

воспроизводства.

3. Диффузиякультуры - процессы пространственно-временного

распространения культурных достижений одних обществ

в других.

4. Трансформацияформкультуры - процессы их изменения (прогресс или

деградация).

Человек выступает по отношению к культуре в 3-хипостасях:

1. «Продукт»культуры - человек воспитывается в традициях, ценностях,

нормах того общества, в котором он родился. Это

осуществляется в процессах инкультурации (вхождение

в культуру) и социализации (вхождение в общество).

2. «Потребитель»культуры - человек использует нормы и правила усвоенной

им культуры при общении с членами сообщества.

3. «Производитель» культуры - человек рождает новые формы культуры,

передает их другим членам сообщества.

Процессы вхождения человека в культуру

1. Аккультурация - процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций.

Этот процесс начинается после того, как отдельный человек или группа людей попадает в иную культурную среду (например, в результате эмиграции, когда человек покидает привычную для него социокультурную среду; межэтнический брак). В такой ситуации происходит взаимовлияние, что приводит к некоторым изменениям, как с той, так и с другой стороны.

2. Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре.

Процесс инкультурации начинается в детстве, когда ребенок начинает осваивать правила проживания в данном обществе, его традиции, язык. Этот процесс помогает осознать собственную идентичность, выстроить отношения свои – чужие.

3. Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения и т.д.).

Процесс подразумевает формирование личности посредством воспитания и обучения, воздействие на человека различных жизненных обстоятельств. Иногда социализацию вместе с инкультурацией рассматривают как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему (процесс инкультурации приходится на период детства, а процесс социализации происходит всю жизнь).

Структуракультуры

/ / \ \

Духовная Материальная Культура Хозяйственная

культура культура жизнеобес- культура

печения

Стратификацияхудожественнойкультуры

/ / / / \ \ \

/ / / / Народная \ Военная

Детская Религиозная / / (фольклор) Элитарная

Массовая /

Профессиональная

Науки,изучающиехудожественнуюкультуру:

- философия и эстетика; - исторические науки;

- искусствоведение; - литературоведение.

Структурахудожественнойкультуры:

1. художественное творчество

2. организационная инфраструктура (творческие организации, размещение

заказов).

3. материальная инфраструктура (мастерские, демонстрационные площади)

4. художественное образование.

5. эстетическое воспитание и просвещение.

6. реставрация и сохранение культурного наследия.

7. государственная политика в области культуры.

Ядрохудожественнойкультуры - искусство и литература.

 

Лекция 2. Миф как феномен культуры

Миф (в переводе с греческого – предание, сказание) в представлении обывателя – сказание о сотворение мира, человека, о подвигах древних героев. Большей известностью пользуются античные мифы, поскольку их сюжеты часто использовали в качестве материала литераторы, художники, музыканты. В ХVІ – ХVІІ вв. в Европу проникают арабские и индейские мифы, а в первой половине ХІХ в. в оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (индийцев, иранцев, славян, германцев).

Сравнительно-историческое изучение мифов позволило установить, что в мифах различных народов – при всем их многообразии – целый ряд тем и мотивов повторяются. Это позволило сгруппировать все мифы в несколько категорий:

1. Мифы о животных

Относятся к числу древнейших и примитивнейших. Они рассказывали о происхождении животных от людей и наоборот (например, миф об Арахне (с греческого – паук), или о Дафне (с греческого – лавр), наши сказочные персонажи – царевна – лягушка, Финист – Ясный сокол). Большая часть этих мифов окрашена тотемическими чертами.

2. Солярные, лунарные, астральные мифы

Мифы о происхождении Солнца, Луны и звезд (по-гречески – астра)

3. Космогонические мифы

Мифы о происхождении вселенной и мира. Обычно в них прослеживаются одна из 2 идей:

- идея творения – мир создан каким-либо сверхъестественным существом (бог, демиург, Великий колдун и пр.)

- идея развития – мир развился из некоего бесформенного первобытного состояния (хаос, мрак, вода, яйцо и пр.)

4. Антропогонические мифы

Мифы о происхождении человека и человеческой смерти. Сравнительно поздно возникли представления о загробном мире и судьбе.

5. Теогонические мифы

Мифы о происхождении богов. Присутствуют во всех мифологиях мира.

6. Эсхатологические мифы

Рассказы и пророчества о конце света. Существуют не только в христианстве, но и индейцев майя и ацтеков. Но наиболее яркий образец эсхатологического мифа представляет собой Апокалипсис Иоанна Богослова, любимого ученика Христа.

7. Мифы о происхождении культурных благ

Мифы о добывания огня (например, миф о Прометее), изобретении ремесел, земледелия. Их введение приписывают культурным героям.

8. Близнечные мифы

В этих мифах образ культурного героя как бы раздваивается: это 2 брата – близнеца, наделенные противоположными чертами (добрый – злой, плохой – хороший). Самыми известными близнецами являются, конечно, Рем и Ромул, убивший брата и основавший Рим.

9. Календарные мифы

Символически воспроизводят природные циклы, т.е. чаще всего, аграрный миф об умирании и воскрешении природы (например, миф о Персефоне, дочери Деметры (богиня земледелия) и Аида (подземное царство), которая полгода проводила с матерью (время весна – лето), а потом отправлялась на 6 месяцев к отцу в подземный мир (приходила осень – зима)). Но самым известным календарным мифом является история древнеегипетского бога Осириса. Он был убит своим братом Сетом и разрублен на 13 частей, которые собрала жена Осириса Исида, а бог бальзамирования Анубис создал из них первую древнеегипетскую мумию, а Осирис получил вечную жизнь и отправился в подземный мир, где «председательствовал» на Суде мертвых.

Таким образом, можно сделать 2 вывода:

- весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, проживающих в разных частях света (например, миф о потопе существует не только у иудеев и христиан (история Ноя), но и у индейских племен юнка и чоко);

- круг тем, сюжетов, охватываемый мифами, затрагивает вопросы мироздания.

Характерные черты мифа

1) символизм(важнейшая черта мифа).

В любом мифе мифологическое событие отделено от сегодняшнего времени каким-то временным промежутком: как правило, мифологические рассказы относятся к «стародавним» временам. В мифе всегда есть разделение на:

- мифологический период (сакральное время)

- современный период (профанное время).

Кроме того, в мифе всегда вычленяется:

- мифологическое время – это те времена, когда все было «не так», как сейчас;

- мифологическое прошлое – это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первая революция.

Например, в СССР мифологическим прошлым выступал революционный период и Гражданская война, а сама революция была точкой отсчета, первопоступком нового государства. Именно поэтому все, что происходило в мифологическом времени, приобретает значение парадигмы, т.е. примера, образца. И это событие рассматривается как прецедент. Этим объясняется совмещение в мифе 2 аспектов:

1) диахронный – рассказ о прошлом

2) синхронный – средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (сейчас все устроено таким образом, потому что так делал наш предок).

2) Поэтому вторая существенная черта мифа - этиологизм (от греч. – причина) – попытка объяснить какое-то реальное явление в жизни человека или общества посредством прошлого.

Миф и религия

Впервые применил понятие «миф» к христианскому вероучению крупный историк религии, либеральный богослов Д.Штраус в своей книге «Жизнь Иисуса» (1835 г.).

Несмотря на различные точки зрения в вопросе происхождения мифов и религии, корни их разнятся:

- источникрелигии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями;

- источникмифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности.

В любой религии существует культовый миф, он всегда является священным. Все культовыемифыделятсяна2вида:

1) эзотерический, т.е обращенный внутрь (этот миф был предназначен только для избранных, для узкого круга посвященных лиц)

2) экзотерический, т.е. обращенный вовне.

В мировых религиях грань между эзотерическим и экзотерическим мифами ослабевает или даже исчезает. Это связано с новой ролью мировых религий, с их новой церковной организацией. Эти религии были заинтересованы в привлечении новых адептов (последователей), поэтому мифы из эзотерических, тайных, начинают превращаться в экзотерические, сопровождающиеся обрядами.

В первоначальном виде миф не столько рассказывался, сколько разыгрывался в форме сложного ритуального действа.

Мифопоэтическое сознание сохранило свое значение и в современном обществе. Более того, некоторые виды и жанры художественной культуры тяготеют к мифологичности в художественном построении:

1) эпос

Например, в «Тристане и Изольде» все боевые эпизоды (бой Тристана с Морольтом, бой с драконом, бой с великаном) представляют собой варианты единого боя, т.е. первобоя.

2) плутовской и приключенческий роман

Сюжет в этих жанрах приобретает характер бесконечного наращивания однотипных эпизодов, построенных на инвариантной модели (например, в музыке по подобному принципу построены любые вариации, где основная тема предстает как первотема, а все ее последующие повторения есть ее трансформация)

3) детективные циклы

Мифологическая сущность литературных текстов, распадающихся на изоморфные, свободно наращиваемые эпизоды (например, детективные циклы об Эркюле Пуаро или мисс Марпл А.Кристи; анекдоты об исторических персонажах (Л.И.Брежнев, В.И.Чапаев и др.)), сказывается и в том, что их герой предстает демиургом (создателем) некоего условного мира, который, однако предстает перед аудиторией в качестве модели реального мира (ведь немногие хорошо знают биографию реального Л.И.Брежнева, а судят о нем по анекдотам).

С этим связан феномен высокой мифогенности кинематографа во всех его проявлениях – от массовых коммерческих лент до шедевров киноискусства. Главная причина здесь – в синкретизме, т.е. в спаенности, художественного языка кино (актерская игра, драматургия, визуальный ряд, костюмы, музыка и пр.). Важную роль играет и непроизвольная циклизация различных фильмов с участием одного и того же актера, заставляющая воспринимать их как варианты некой единой роли, инвариантной модели характера. Когда же фильмы циклиризуются не только актером, но и общим героем, возникают подлинные киномифы, подобные созданным Чаплиным – в антитезе голливудскому мифу об успехе, в центре которого непременно находился «человек удачи», - мифу о неудачнике, «невезучем человеке».

 



2018-07-06 989 Обсуждений (0)
Процессы вхождения человека в культуру 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процессы вхождения человека в культуру

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (989)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)