Динамические показатели конфликта
Динамические характеристики конфликта позволяют выявить стадии развертывания конфликта и процесс его движения от одной стадии к последующей. Общепринятым является выделение следующих стадий конфликта: конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, завершение конфликта. Рассмотрим эти стадии более подробно. Конфликтная ситуация – совокупность причин и условий, предшествующих конфликту, стечение предпосылок и причин еще не начавшегося конфликта. Конфликтная ситуацияпредшествует непосредственному противостоянию и противоборству сторон. В ее рамках формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную и психологическую напряженность, и складываются условия, способствующие осознанию социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторы, определяющие выбор ими способа их обеспечения. Конфликтная ситуация — система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня. Она включает: основные факторы макроситуации (физической и социальной среды), влияющие на конфликт; объект и предмет; субъектов и других участников конфликта, их характеристики и особенности. Возникновение конфликтной ситуации и ее перерастание в конфликт представляет достаточно сложный процесс, который предполагает наличие детерминант развития конфликта, оформление субъектов конфликта и осознание ими неудовлетворенности сложившейся ситуацией, определяющей появление и обострение социальной напряженности, формирование соответствующих ее восприятию и оценке целей и путей их достижения. В свою очередь, каждый из этих показателей детерминируется природой конфликта, характеристиками конфликтующих сторон, спецификой отношений между ними и влиянием социальной среды. Ф. Бородкин и Н. Коряк выделили 4 типа конфликтных ситуаций по характеру их возникновения: объективная целенаправленная; объективная нецеленаправленная; субъективная целенаправленная; субъективная нецеленаправленная. Подразделяя все ситуации, связанные с возникновением конфликтов, на объективно конфликтные и объективно неконфликтные, конфликтологи рассматривают следующие возможные варианты их восприятия социальными субъектами. При наличии объективно конфликтной ситуации: 1. все стороны (субъекты) осознают конфликтную ситуацию; 2. одна сторона осознает объективно существующее противоречие, а другая нет; 3. обе стороны не осознают существующего между ними противоречия. Исходя из этого, можно сделать вывод, что конфликт в собственном смысле слова возникает и развивается лишь в первом случае, тогда как во втором и третьем реального конфликтного противостояния не происходит. ЗАПОМНИТЕ: Для того чтобы разрешить конфликт – необходимо устранить конфликтную ситуацию. Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки. Существует шесть правил формулирования конфликтной ситуации (по А. Анцупову и А. Шипилову). Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация — это то, что надо устранить. Следовательно, не годятся формулировки типа: «конфликтная ситуация — в этом человеке», «в социально-экономической ситуации», «в нехватке транспорта в городе» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социальноэкономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и численность транспорта в городе не увеличит. Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту. Правило 3. Формулировка должна подсказывать, «Что делать?». Извечный русский вопрос, на который искали ответа многие великие ученые и писатели Руси. Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Если провести аналогию с борьбой с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк. Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта. Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, т.е. о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании. Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов. Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Не зря говорят: «Краткость — сестра таланта». Таким образом, конфликтная ситуация — это диагноз болезни под названием «конфликт». А как показывает медицинская практика, только правильный диагноз дает надежду на исцеление. Для того, чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт и началось конфликтное взаимодействие необходимо наличие еще одного элемента – инцидента.Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Инцидент демонстрирует субъектам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. При этом необходимо отметить, что конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что субъекты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай – острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. При нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию. Ф. Бородкин и Н. Коряк выделили 3 типа инцидентов: · инцидент как сигнал разрешить противоречие, найти компромисс; · инцидент как желание уйти от конфликта; · инцидент как сигнал к открытому противостоянию. Конфликтное взаимодействие (эскалация и деэскалация конфликта). Многие конфликты на определенном этапе своего развития имеют тенденцию к эскалации (нарастанию остроты конфликтного взаимодействия). В процессе эскалации конфликта каждая сторона претерпевает определенные социальнопсихологические и организационные изменения. Возрастание лояльности и приверженности групповым целям, отказ от какихлибо уступок, стремление принудить соперника, ощущение нарастания тревоги и кризиса, — все это показатели эскалации. Эскалация возможна при следующих условиях: во-первых, когда участники конфликта придерживаются мнения о необходимости интенсивных действий с целью скорейшего получения желаемого результата; во-вторых, когда стороны намерены решительно защищать свои интересы и противостоять угрозе извне; в-третьих, когда участники конфликта вовлекают в борьбу новых приверженцев и противников своих целей, и т.д. Процесс деэскалации также сопровождают определенные изменения внутри конфликтующих групп, в отношениях между субъектами, в оценке событий третьей стороной. Потеря желания или способности продолжать конфликт зависит от многих условий: девальвация целей, обусловленная ростом издержек, превосходящих предполагаемые затраты; гетерогенное отношение к конфликту; желание сохранить свои позиции; новые связи, возникшие между конфликтующими сторонами ит.д. Для того чтобы конфликт перешел в стадию деэскалации, одна из противоборствующих сторон может попытаться изменить мотивацию оппонента с помощью создания гетерогенного (неоднородного) отношения к конфликту. Для этого существует множество путей, среди которых можно выделить следующие: переформулирование целей с ориентацией только на определенные сегменты группы; подчеркивание нежелательности эскалации притязаний; избирательный характер принуждения как средство упреждения эскалации конфликта; предупреждение о значительных издержках дальнейшей эскалации; обращение к поддержке третьей стороны, которая может содействовать прояснению ситуации, наладить каналы коммуникации, способствовать продолжению конфликта на более низком уровне без изменения позиций его участников и т.д. Завершение конфликта.На этом этапе наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий как предшествующего противоборства, так и способа его урегулирования. Возможные варианты завершения конфликта можно представить в виде континуума, на одном конце которого следует поместить конфликты, завершенные в рамках модели «выигрыш – выигрыш» (когда сторонам удается решить проблему на взаимовыгодной основе), а на другом — конфликты — завершенные в варианте «выигрыш – проигрыш» («игры с нулевой суммой» или ситуации, где целью взаимодействия является «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником»). Между этими полюсами находится множество различных вариантов завершения конфликта на компромиссной основе, отражающих различную степень урегулирования или разрешения возникшего противоречия. Существует определенное соотношение между динамикой развития конфликта и возможностью его завершения. В численных показателях вероятность завершения конфликта равна: на этапе возникновения, развития и осознания конфликтной ситуации — 92%; на этапе начала открытого конфликтного взаимодействия — 46%; на этапе пика – 5%; на этапе деэскалации – 20%. Существенное влияние на процесс завершения конфликта оказывает участие в нем третьей стороны. Основные варианты этого участия следующие: вовлечение третьей стороны в конфликт может изменить его параметры и возможный результат для всех его участников; третья сторона может стать союзником более слабого участника конфликта и помочь ему достичь компромисса; в зависимости от собственных интересов и при условии достаточной силы она может навязать участникам конфликта свои условия; в других ситуациях третья сторона может играть нейтральную роль посредника и содействовать завершению конфликта цивилизованными средствами. Таким образом, конфликт всегда развивается во времени и имеет свои динамические показатели.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |