Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие управления и его виды



2018-07-06 548 Обсуждений (0)
Понятие управления и его виды 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 8. КОНФЛИКТЫ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой»

Сенека

ПЛАН:

1. Понятие управления и его виды.

2. Природа и виды конфликтов в сфере государственного управления.

3. Природа, сущность и специфика организационноуправленческих конфликтов.

4. Типология организационно-управленческих конфликтов и способы их урегулирования.

Понятие управления и его виды

Связь между конфликтом и управлением многогранна. А. Файоль приводит шесть функций управления: технические операции (производство, обработка); коммерческие операции (закупка, продажа, обмен); финансовые операции (распоряжение средствами); страховые операции (страхование, охрана имущества и лиц); учетные операции (бухгалтерия, учет, статистика и др.); административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль). Реализация этих функций на практике — уже конфликт, который может развиваться как конструктивно, так и деструктивно.

В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Управление позволяет упорядочить и согласовать деятельность объектов управления, входящих в единую систему. Оно связано, прежде всего, с организацией совместной деятельности объектов управления, с

налаживанием их согласованных действий в рамках одной системы, с регулированием отношений между ними. Цель управления заключается в эффективном использовании объектов управления.

Управление предполагает наличие знаний и данных субъектом управления о состоянии объекта управления и представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение объекта управления, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения. Структура процесса управления включает в себя следующие компоненты: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов: постановка целей и задач; составление программы действий; выявление необходимых ресурсов и их источников; определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.

Организация – это деятельность по созданию, объединению, и поддержанию процессов, необходимых для реализации планов.

Мотивация – это динамический процесс, управляющий поведением человека, и направленный на повышение его активности при реализации планов.

Контроль – это действия, направляющие действия других людей или объектов по реализации ими планов.

При рассмотрении понятия управления можно выделить три основных аспекта: содержание, организация и технология управления.

1. Содержание управления заключается в выявлении и разработке основных закономерностей управления, его принципов, методов и путей, позволяющих наилучшим образом достигать поставленных целей. Содержание управления зависит от целей, задач и конкретных особенностей объекта управления.

2. Организация управления характеризуется построением рациональной системы управления путем выделения взаимосвязанных уровней, функций и стадий управления. На основе этого в дальнейшем разрабатывается иерархическая структура органов управления, которые специализируются на выполнении определенных управленческих функций и наделяются правами и полномочиями для их выполнения.

3. Технология управления представляет собой процесс,который включает процедуры и действия, связанные с выполнением основных управленческих операций. Технологические процедуры управления можно разделить на формализуемые, которые можно выполнять по установленным правилам (алгоритмам) с использованием средств компьютеризации, и на творческие, которые выполняются людьми (управленцами).

Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления связаны с основной задачей управленческой деятельности, которая сводится к обеспечению целенаправленной, скоординированной работы субъектов и объектов управления. В процессе такой работы интересы субъектов и объектов управления не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.

Под конфликтами в сфере управления мы будем понимать конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления. Источником конфликта в сфере управления являются противоречия, которые при определенных условиях переходят в конфликт.

Противоречия в сфере управленческих отношений весьма многообразны и определяются некоторыми особенностями этих отношений. Среди множества управленческих противоречий, приводящих в дальнейшем к управленческому конфликту, можно выделить основное – это противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыражению объектов управления. Это основное противоречие позволяет выделить и ряд других: противоречия карьеры; противоречия подбора и расстановки кадров; противоречия делегирования полномочий; противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления, и т. п. При этом стоит отметить, что каждому виду и типу конфликта в сфере управления присущи свои противоречия, объективность которых обусловлена структурой и содержанием социального взаимодействия, его спецификой и условиями, в которых оно происходит.

Если обратиться к выяснению причин, приводящих к конфликтам в сфере управления, то их следует выделять по этапам процесса управления, ибо на каждом из них существуют свои, только ему присущие причины возникновения управленческого конфликта.

На этапе планирования это могут быть — нарушение принципов планирования, конгруэнтности стратегического, тактического и оперативного планирования; субъективизм и волюнтаризм руководства. На этапе организации это — последствия неудачного планирования; нарушение принципов организации, постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями. На этапе мотивации — нарушение принципов мотивации; просчеты в подборе и расстановке кадров. На этапе контроля — неадекватность отражения в сознании субъектов и объектов управления функции контроля в управленческой деятельности; нарушение принципов и норм контроля; нечеткость критериев контроля; неадекватность стиля управления конкретным условиям и ситуациям.

О наличии конфликта в сфере управления судят по свойственным для конфликтной ситуации проявлениям, присущим ей признакам. Д. Зеркиным выделяются следующие основные формы проявления управленческих конфликтов: дезорганизация, несогласие, напряженность и конфронтации.

Дезорганизация – такое состояние, при котором групповые нормы, шаблоны коллективных действий в той или иной мере приходят в несоответствие с новыми потребностями. Обычно для этого состояния характерны противоречия по поводу способов деятельности в изменяющихся условиях. В результате дело доходит до осуждений тех, кто защищает установившиеся образцы поведения и реализации управленческих обязанностей. В дальнейшем формируются группы инициаторов изменений и их противников, актуализируется проблема взаимоотношений поколений в коллективе и оценки опыта старших сотрудников и происходит смена неформальных лидеров, а в критической ситуации – и формальных носителей высшей для объекта управления административной власти. Таким образом, дезорганизация объекта управления на субъективном уровне проявляется в виде нарушения согласованных действий членов группы, т.е. несогласия.

Несогласие – это отказ образовавшейся внутри объекта управления первичной группы от предписанных шаблонов, норм поведения, это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, поскольку оспаривается их легитимность в изменяющейся ситуации. Как форма проявления конфликта несогласие фиксирует столкновение взглядов и позиций по поводу групповых норм и ценностей, являющихся общезначимыми, по вопросу об общем понимании того, как следует определять новую ситуацию и приспосабливаться к ней, как действовать скоординированно, чтобы осуществлять свои функции. При наличии несогласия как проявления конфликта подрывается доминирование общего умонастроения в объекте управления, отсутствует единство формальной и неформальной структур отношений, теряется идентификация образующихся частных групп с ценностями всей целевой группы – объекта управления. Типичным конфликтом, связанным с необходимыми изменениями, а значит и ситуацией несогласия, является конфликт между консерваторами и новаторами.

Напряженность как форма проявления управленческого конфликта выступает в позитивном и негативном плане. Позитивный аспект обнаруживает себя, в частности, в неудовлетворенности состоянием дел на объекте управления, заведенным порядком, стилем руководства и т.п., острой критике методов и результатов деятельности как субъекта, так и объекта управления в целом или его отдельных подразделений, выражающих осознание необходимости обновления деятельности объекта управления, и одновременно невозможности это сделать при данном его состоянии. Такая напряженность стимулирует переход к реорганизации целевой группы с учетом новой ситуации и может быть охарактеризована как конструктивная. Негативная форма напряженности проявляется в девальвации норм и ценностей, на которых строится данный объект управления, его дезинтеграции и формировании дисфункционального, кризисного состояния. Негативная напряженность подрывает устои субъекта управления, его авторитет. В результате этого на первый план выходит не конструктивная мотивация поведения субъекта и объекта управления, а стремление как-нибудь выжить, сохраниться во имя своих частных интересов. Конечный итог негативной напряженности – агония субъекта или объекта управления.

Конфронтация членов объекта управления – неотъемлемая форма проявления управленческого конфликта. На практике она может приобретать разнообразные виды – жесткой конкуренции на почве карьерных устремлений членов коллектива, дискуссий, нацеленных на разгром оппозиционных взглядов и их носителей, борьбы за влияние на центр административной власти и за определенные привилегии и др. В конфронтационном поведении используются разнообразные средства и методы: от организации групповых протестов до травли «идущих не в ногу» со всеми, от конструктивных выступлений и практических действий до дрязг и подсиживания одних другими, от убеждений до наказаний и увольнений конфликтантов. Конфронтация проявляется в форме агрессивного поведения, в виде ухода от конфликта и поведения, склонного к подчинению, к принятию позиции противоположной стороны. Бюрократическая психология людей не исключает и анархистские поступки. При этом наибольшую опасность для позитивной деятельности объекта управления представляет конфронтация, ведущая к его расколу, что связано с кристаллизацией частных интересов и подменой ими общих.

Таким образом, конфликты в сфере управления – необходимое и постоянное явление. Как показывает практика, основными сферами проявления управленческих конфликтов являются государственная и организационная.

 



2018-07-06 548 Обсуждений (0)
Понятие управления и его виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие управления и его виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (548)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)