Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лингвистическая типология. Предмет, цель и задачи исследования. Главный метод исследования.



2018-07-06 816 Обсуждений (0)
Лингвистическая типология. Предмет, цель и задачи исследования. Главный метод исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лингвистическая типология как раздел лингвистики.

Лингвистическая типология. Предмет, цель и задачи исследования. Главный метод исследования.

Главные направления типологических исследований. Типологические классификации, выявление универсалий, создание общей теории языка.

Главные понятия типологии. Тип языка и тип в языке. Три группы характеристик универсальные, типологически общие (доминирующие, рецессивные) и уникальные.

Сравнительная типология. Цели и задачи ее основных подходов.

Структура языка. Вариативность единиц и структур. Изоморфизм и алломорфизм.

Однотипность и разнотипность структуры языковых единиц разных уровней.

 

Лингвистическая типология. Предмет, цель и задачи исследования. Главный метод исследования.

Объектом исследования лингвистической типологии является язык. Язык, важнейшее и удивительно совершенное средство человеческого общения, средство обмена мыслями, может выполнять эти разнообразные и сложные функции потому, что он представляет собой весьма гибкую и в то же время отлично организованную систему. Как всякая система, язык имеет две стороны. Он состоит, с одной стороны, из элементов − фонем, морфем, слов, облеченных в материальную субстанцию − звуки, а с другой − он обладает структурой. Под структурой языка следует понимать его внутреннюю организацию, схему связей и отношений бесчисленного числа его элементов, названных выше и обеспечивающих его функционирование в форме акта общения. В настоящее время на земном шаре существует свыше трех с половиной тысяч языков, характеризующихся разнообразием звукового состава, грамматики, лексики, но даже наиболее далекие друг от друга территориально и генетически языки, развивавшиеся в полной изоляции, имеют сходные черты. Это объясняется, прежде всего, едиными законами развития человеческого общества. Все языки мира имеют единую основу — окружающую человека внешнюю среду, они имеют знаковую природу и выполняют коммуникативную функцию. Законы логического мышления одинаковы для всех людей, населяющих земной шар. Отсюда — общность типов семантико-синтаксических структур. Анатомическая и физиологическая база речеобразования (строение органов, участвующих в фонации, динамика дыхательного процесса) обусловила существование в различных языках сходных звуков, однотипных слогов.

Каждый язык обладает признаками, присущими всем естественным языкам и соответствующими представлению о языке как средстве общения, что позволяет нам говорить об относительном изоморфизме языков. Человеческий язык рассматривается в качестве инварианта, конкретные же языки являются вариантами и находятся в отношениях алломорфизма друг с другом. Своеобразие каждого языка в значительной степени сводится к различной группировке одних и тех же элементов.

 

Все это делает возможным типологическое изучение и описание языков мира. Типология — это систематизация, инвентаризация явлений различных языков по структурным признакам (т.е. признакам, существенным с точки зрения структуры данного языка). Группировкой основных, существенных характеристик признаков и выведением общих закономерностей, наблюдаемых в ряде языков, занимается особый раздел языкознания − лингвистическая типология, которую можно также определить как учение о типах языков и о типах языковой структуры.

Типологические исследования пришли на смену дескриптивистике, позитивистскому описанию отдельных языков в начале XIX века. Изучение языков без соотнесения их друг с другом неспособно существенно обогатить лингвистическую науку, вместе с тем накопленные дескриптивистикой факты в известной степени послужили исходным материалом для разработки современных направлений в типологическом изучении языков.

Итак, типологический подход к описанию языков основан на том, что их существенные свойства определяются едиными законами материального ми­ра, и существование безграничных непрогнозируемых различий между языками невозможно. Р. Якобсон писал, что признание глубоких непредсказуемых различий между языками означало бы крах лингвистики как науки.

В основе типологических исследований языков лежат наиболее универсальные гносеологические приемы: сравнение как поиск сходства и сопоставление как поиск различий. Сравнительная методика изучения и описания объектов присуща всем областям лингвистики. Межъязыковое сопоставление может производиться на уровне языков в целом и представлять собой сравнительно-сопоставительный анализ систем языков мира. Именно такой метод лег в основу первых типологических классификаций языков. Однако на ос­новании учета различных признаков один и тот же язык может входить в различные группировки. Так, китайский язык, являясь с одной стороны агглютинативным, входит в группу тональных языков, в которой мы находим ряд флективных языков, например, сербскохорватский. Продуктивно сравнительное описание языков при помощи так называемой "типологической решетки" т.е. перечня возможных классификационных типологических признаков, с учетом их числа и сочетания; к более примитивным вариантам "типологической решетки" относится анкетный метод. Оптимальным является типологическое описание при помощи языка-эталона, инвариантной для всех языков модели (эталонный метод). В этом случае типология строится на основании определения языка-эталона и способов перехода от него к конкретному языку и обратно.



2018-07-06 816 Обсуждений (0)
Лингвистическая типология. Предмет, цель и задачи исследования. Главный метод исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лингвистическая типология. Предмет, цель и задачи исследования. Главный метод исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)