Психологические подходы к осмыслению любви
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ Реферат ЛЮБОВЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Работу выполнила студентка группы ZM 1126 факультета психологии Заборских Анастасия
Руководитель доцент, кандидат психологических наук, докторант Самбикина Оксана Семеновна
Пермь Оглавление
Введение. 2 Психологические подходы к осмыслению любви. 4 Любовь как психологический феномен: З. Фрейд и К. Хорни. 5 Любовь как психологический феномен: Э.Эриксон. 7 Любовь как психологический феномен: Э.Фромм. 8 Любовь как психологический феномен: Р.Стернберг, Р.Хатисс, З.Рубин. 12 Любовь как психологический феномен: А.А.Ивин, И.С.Кон. 15 Заключение. 18 Список литературы.. 18
Введение
Любовь… Какое маленькое слово, но сколько смысла заложено в данном понятии! Ведь только в любви и через любовь человек становится человеком. С самого рождения человек окутан любовью: мама, папа, брат/сестра… И если человек был лишен любви, то тогда он неполноценное существо, которое лишено не только любви, но и жизни: ведь он не способен понимать адекватно ни других, ни себя; не способен познать весь спектр переживаемых чувств и эмоций. Разные исследователи рассматривают любовь с разных сторон, с разных точек зрения. Поэтому важно отметить, что для психологического анализа феномена любви необходим междисциплинарный подход. Поэтому целью нашей работы является изучение любви как психологического феномена с точки зрения разных авторов. Для достижения цели были выполнены следующие задачи: 1) рассмотреть феномен любви с точки зрения разных подходов; 2) определить толкование любви с точки зрения З.Фрейда, К.Хорни и Э.Эриксона; 3) изучить компоненты и виды любви в теории Э.Фромма; 4) выяснить, какие компоненты любви выделяет Р.Стернберг; 5) рассмотреть феномен любви в отечественных исследованиях (А.А.Ивин, И.С.Кон). Предметом нашей работы является любовь как психологический феномен. Объект работы – любовь.
Психологические подходы к осмыслению любви
Понятие «любовь» достаточно противоречивое понятие, так как никто не знает, что это такое… Поэтому важно отметить, что психологический анализ феномена любви не возможен в рамках какой-либо конкретной научной дисциплины. В этом случае необходим междисциплинарный подход к изучаемому понятию. Именно поэтому, прежде чем приступить к конкретным теориям, мы рассмотрим различные подходы к осмыслению феномена любви. Биологизаторские теории направлены на поиск материальной основы любви и на рассмотрение феномена любви в контексте эволюции человечества. Среди недостатков данных теорий выделяют отрицание психологического аспекта любви. Такие подходы как бихевиористский и необихевиористский не принимают субъект-субъектную природу близких отношений. Представители данных подходов не учитывают влияние социального контекста на любовь. Модели любви, разработанные в рамках этих подходов, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам. Впервые любовь как предмет психологического феномена была освещена в психодинамических теориях. Представители данного подхода осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, также ими были разработали методы терапии в области психологии любви. Недостатком этого подхода является опора в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений. В гештальт-терапии нет развернутой теоретической модели любви. Вся работа гештальт-терапевтов преимущественно ориентирована на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений: основные теоретические положения гештальтпсихологии переносятся в область психологии любви. Теории когнитивного подхода в хорошей степени объясняют такие феномены как изменение восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, а также описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Правда, эти теории ввиду переоценки когнитивной сферы личности недооценивают эмоционально-волевую сферу, и поэтому дают односторонний анализ природы любви. Любовные теории социально-психологического подхода акцентируют внимание на типах и стадиях любви, поэтому они во многом остаются чисто формальными, а проведенные исследования в рамках данного направления ориентированы на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Гуманистический подход ориентирован на человека, представители подхода верят в его возможности, однако данные теории носят чисто гипотетический, философско-описательный характер (Е.П.Ильин, 2013).
Таким образом, на основании вышеуказанных данных мы видим, что феномен любви имеет неоднозначное значение, поэтому при ее изучении необходим междисциплинарный подход.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1543)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |