АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Экспериментальное изучение эффективности применения кейс-метода в учебных занятиях проводилось на базе БОУ НПО Профессиональное училище № 20, в группе №204 – обучающихся 2 курса специальности 012300 «Лаборант – эколог». Общее количество участников исследования – 23 обучающихся. Параметр измерения: познавательная активность обучающихся Для диагностики познавательной активности обучающихся была выбрана методика определения познавательной активности Б.К.Пашнева. Учащимся предлагалось ответить на 52 вопроса. Показатели можно подразделить на 3 группы: - с низкой познавательной активностью (6-14 баллов); - со средней познавательной активностью (15-24 балла); - с высокой познавательной активностью (свыше 25 баллов). Полученные результаты позволили определить начальный уровень развитости познавательной активности. 47% учащихся группы имеет средний уровень развития познавательной активности, познание вызвано интересом на стадии любознательности; 32% учащихся группы имеет низкий уровень познавательной активности, что вызвано сиюминутным интересом, обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. 21% учащихся группы имеет высокий уровень развития познавательной активности. Для данного уровня характерен интерес к творческой деятельности по освоению знаний, элементы творческой деятельности. После проведения 7 занятий по разделу «Концепции экологического менеджмента» с применением кейс-метода, была повторно проведена диагностика познавательной активности обучающихся. Результаты были следующими: 51 % учащихся группы имеет средний уровень развития познавательной активности; 22 % учащихся группы имеет низкий уровень познавательной активности; 27 % учащихся группы имеет высокий уровень развития познавательной активности. Так же для изучения познавательной активности учащихся фиксировались внешние проявления активности студентов на занятиях по следующим параметрам: задает вопросы преподавателю; активно участвует в дискуссии; обосновывает свое мнение, приводит в его защиту аргументы; оказывает помощь товарищам при затруднениях; выполняет свою работу и следит за её выполнением у товарища, у доски; длительно работает над заданием. Средний балл активности на первом занятии – 2,8. Средний балл активности после проведения занятий с применением кейс-метода – 4,5. Параметр измерения: качество знаний студентов. Качество знаний студентов определялось по пяти критериям: адекватность решения проблемы; владение специальной терминологией, оригинальность решения; глубина проработки проблемы; экономичность решения. На первом занятии по теме: «Модель устойчивого развития» учащимся предлагалось решить системный кейс «На пути к устойчивому развитию предприятия». В ходе выполнения данного заданиясредний балл был равен 6. Учащиеся предоставили решение в соответствии сформулированным вопросам, при ответе использовали специальную терминология, но обучающиеся не смогли представить альтернативных вариантов решения кейса, а так же выполненое задание не было экономичным. На седьмом занятии по теме: «Организация системы экологического менеджмента на предприятии» учащиеся решали серийные кейсы «Разработка начального этапа СЭМ на предприятии». Средний балл за выполнение кейсов – 9. Недостатком выполненного кейса было отсутствие оригинальности. Студенты решили задание по алгоритму и не смогли предложить ничего нового. Параметр измерения: Профессиональная мотивация. Для изучения профессиональной мотивации обучающихся была использована методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир. Определялись следующие типы мотивации: денежный заработок; стремление к карьерному продвижению по работе; желание не подвергаться критике со стороны руководителя и коллег; стремление избежать возможных наказаний или неприятностей; ориентация на престиж и уважение со стороны других; удовлетворение от хорошо выполненной работы; общественная полезность труда. На основе полученных данных рассчитывались мотивационные комплексы: оптимальный баланс мотивов ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ, в котором внутренняя мотивация (ВМ) - высокая; внешняя положительная мотивация (ВПМ) - равна внутренней мотивации или ниже, но относительно высокая; внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) - очень низкая и близкая к 1. Анализ полученных результатов показал, что студенты в большей мере удовлетворены избранной профессией: ВМ > ВПМ > ВОМ (54%), ВМ = ВПМ > ВОМ (24%), ВОМ>ВПМ>ВМ (9%), ВОМ>ВПМ=ВМ (5%), ВОМ>ВМ>ВПМ (5%), ВОМ=ВПМ=ВМ (3%). Выбирая между наилучшим, оптимальным и наихудшим типами соотношений, большинство студентов выбрали оптимальный комплекс, представленный сочетаниями: ВМ > ВПМ > ВОМ, ВМ = ВПМ > ВОМ. Это свидетельствует о том, что студенты вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Наихудшие мотивационные комплексы представлены следующим соотношением: ВОМ>ВПМ>ВМ, ВОМ>ВПМ=ВМ, ВОМ>ВМ>ВПМ, ВОМ=ВПМ=ВМ. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к процессу обучения в целом. Для таких студентов ценностью является не получение профессиональных знаний и умений, а конечный итог их обучения, т.е. получение диплома.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |