Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


За основу взята работа А. Фрейд (1936)



2018-07-06 557 Обсуждений (0)
За основу взята работа А. Фрейд (1936) 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

1. Определения защитных механизмов:

З. Фрейд (1926): «Общее обозначение всех приемов, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу».

Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис (1967): «Совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида.

Поскольку это устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этих процессах.

В целом речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также к защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие и, следовательно, неприятно для Я. Подразумевается также защита от неприятных аффектов, выступающих, тогда как поводы или сигналы к защите. Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей степени интегрированными в Я.

Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечном итоге направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере, отчасти) бессознательным образом» .

 

 

Эволюция взглядов З.Фреда

 

Термин «защита» впервые появился в 1984г. в работе Фрейда «Защитные невропсихозы» и был использован в ряде последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже термин был оставлен и заменен термином «вытеснение».

Однако отношения между двумя понятиями оставались неопределенными. В 1926 г. Фрейд в приложении к работе «Торможение, симптом, страх» возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества “поскольку мы вводим его для общего обозначения всех приемов, которые Я использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово «вытеснение» для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований». Значение вытеснения сведено до «особого метода защиты» и отводится место и для других процессов, служащим «защите Я от инстинктивных требований.

В упомянутой работе Фрейд высказывает предположение о наличии тесной связи “между конкретными формами защиты и конкретными заболеваниями, как, например, между вытеснением и истерией”. Такие формы как регрессия, формирования реакции, изоляция и уничтожение присущи пациентам с неврозами навязчивости. В работе “Ревность, паранойя и гомосексуальность” (1922) Фрейд показывает значение в формировании этих “расстройств” механизмов проекции и интроекции, относящихся к ранним, архаичным типам защиты.

 

Функция защиты

Основная функция защитных механизмов - предохранение Я.

А. Фрейд (1936): “Все способы защиты, открытые анализом, служат единственной цели - помочь Я в его борьбе с инстинктивной жизнью”.

Побудителями защиты могут быть:

1) тревога, обусловленная увеличением инстинктивного напряжения;

2) тревога, вызванная нечистой совестью (угрозы Сверх-Я);

3) реальные опасности.

 

Понятие защиты обычно формулируется с позиции, подразумевающей, что существование человеческого Эго находится, подвергается угрозам, идущим от Ид, супер-Эго и внешнего мира и, следовательно, находится в состоянии постоянной обороны. Ч.Райкрофт замечает, что это понятие можно рассматривать менее драматично и включать в него все приемы Эго для управления, контроля, канализирования и использования сил, “которые могут привести к неврозу”. Понятие также подразумевает, что невроз обусловлен несостоятельностью защиты.

Поскольку психоанализ считает, что тревога является стимулом развития, некоторые защиты (возможно, все) играют роль в нормальном развитии. Обычно предполагается, что определенные защиты соответствуют конкретным стадиям развития, напр., интроекция, проекция, отрицание и расщепление - оральной фазе; формирование реакции, изоляция и уничтожение сделанного - анальной.

 

Открытия А. Фрейд

 

А. Фрейд замечает, говоря о трудностях хронологической классификации защит, что это остается “одним из самых темных мест в аналитической теории. Это хорошо видно на примере дискуссии о том, когда формируется индивидуальное сверх-Я. Т.о., классификация защитных механизмов по их положению во времени неизбежно подвергается все тем же сомнениям, которые и сегодня связаны с хронологическими моментами в анализе”.

А. Фрейд выделяет 9 защит: регрессия, вытеснения, формирование реакции, изоляция, уничтожение сделанного, проекция, интроекция, поворот против себя, обращение. Дополнительно десятый вид защиты - сублимацию, “которая имеет отношение скорее к здоровью, чем неврозу”.

Работа “Психология “Я” и защитные механизмы” А. Фрейд привлекла внимание к анализу Я, осуществляемым Эго защитным механизмам. Кроме ранее известных типов защиты она описала и другие виды защит: отрицание, идентификация с агрессором, ограничения Я, форма альтруизма, аскетизм.

Классификация и хронология возникновения защитных механизмов. Защитная и адаптиавная функции защит. Дифференциально-диагностические критерии первичных и вторичных защитных механизмов.

 

Первичные (примитивные) защитные процессы: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация (девальвация), проекция, интроекция, проективная идентификация, расщепление, диссоциация.

Вторичные (высшего порядка) защитные процессы: репрессия (вытеснение), регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, аннулирование, поворот против себя, смещение, реактивное образование, идентификация, сублимация.

Знание концепции защит и разнообразия защитных механизмов, является решающим для понимания психоаналитической диагностики характера. Основные диагностические категории, используемые психоаналитиками для описания типов личности, имеют отношение к устойчивым процессам индивидуальной специфической защиты или группы защит. Иначе говоря, диагностическая категоризация - это своего рода обозначение свойственного человеку защитного паттерна.

Термин "защита", используемый в психоаналитической теории, во многих отношениях неудачен. То, что мы у зрелых взрослых называем защитами, не что иное как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира.

Выбор Фрейдом термина "защита" отражает два аспекта его мышления.

Во-первых, Фрейд восхищался военными метафорами. Стремясь сделать психоанализ приемлемым для скептически настроенной публики, он часто в педагогических целях использовал аналогии, сравнивая психологические действия с армейскими маневрами, с компромиссами при решении различных военных задач, со сражениями, имеющими неоднозначные последствия.

Во-вторых, когда Фрейд впервые столкнулся с наиболее драматическими и запоминающимися примерами того, что мы теперь называем защитами (прежде всего с вытеснением и конверсией), он увидел эти процессы действующими в их защитной функции. Изначально его привлекали люди с эмоциональными нарушениями, с преобладанием истерических черт, люди, которые пытались таким образом избежать повторения предыдущего опыта, которое, как они опасались, могло принести им невыносимую боль. По наблюдению Фрейда, они достигают этого за счет большого ущерба для общего функционирования. В конечном счете, для них было бы лучше полностью пережить переполняющие их эмоции, которых они так опасаются, и тем самым высвободить свою энергию (согласно теории драйвов) для развития собственной жизни. Т.о., наиболее ранний контекст, в котором говорилось о защитах, был тот, где задачей терапевта было уменьшение их интенсивности.

В данном контексте терапевтическая ценность ослабления или слома неадаптивных защит личности самоочевидна.

Идея, что защиты по природе своей малоадаптивны, распространилась и это слово приобрело незаслуженно негативный оттенок. Назвать кого-либо защищающимся значило подвергнуть критике. Аналитики и сами используют это слово в обыденной речи таким образом, но при обсуждении защитных механизмов на научном, теоретическом уровне они не обязательно полагают, что при действии защиты происходит нечто патологическое. Фактически, определенные проблемы рассматрваются - прежде всего психотические и близкие к психотической "декомпенсации" - как свидетество недостаточности защит.

Защитами, имеют множество полезных функций. Они появляются как здоровая, творческая адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни. В тех случаях, когда их действие направлено на защиту собственного "Я" от какой-либо угрозы, их можно рассматривать как "защиты", и это название вполне оправдано.

Личность, чье поведение манифестирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач: 1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством - тревогой, горем и другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями; 2) сохранение самоуважения. Эго-психологи выделяли функцию защит как средство преодоления тревоги. Теоретики объектных отношений, делающие акцент на привязанности и сепарации, ввели представление о том, что защиты действуют и против горя. Сэлф-психологи уделили внимание роли защит в психических усилиях, служащих поддержанию сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного "Я".

Каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом сложного взаимодействия по меньшей мере четырех факторов:

1) врожденного темперамента;

2) природы стрессов, пережитых в раннем детстве;

3) защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры;

4) усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит (на языке теории обучения - эффект подкрепления).

Бессознательный выбор индивидом излюбленных способов преодоления затруднений "сверхдетерминирован", что отражает кардинальный аналитический принцип "множественной функции" (Waelder, 1960).

Не существует доказательств того, что защиты появляются одна за другой в определенной строгой последовательности по мере развития ребенка, среди большинства аналитиков достигнуто согласие в том, что некоторые защиты представляют собой более "примитивный" процесс, чем другие. Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты "низшего порядка" (Laughlin, 1970) относятся те, что имеют дело с границей между собственным "я" и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым или к защитам "высшего порядка", "работают" с внутренними границами - между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго.

Примитивные защиты действуют общим, недифференцированным образом во всем сенсорном пространстве индивида, сплавляя между собой когнитивные, аффективные и поведенческие параметры, в то время как более развитые защиты осуществляют определенные трансформации чего-то одного - мыслей, чувств, ощущений, поведения или некоторой их комбинации. Концептуальное разделение более архаичных и более высокоорганизованных защит несколько произвольно, поскольку некоторые теоретически более зрелые защиты, - соматизация, отреагирование, эротизация - могут действовать автоматически и недоступны модификации вторичными мыслительными процессами.

Однако с тех пор, как Кернберг привлек внимание к действию архаических форм проекции и интроекции у пограничных пациентов, в психоаналитических описаниях стало общепринятым определять следующие защиты как "примитивные": изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проективная и интроективная идентификация, расщепление Эго.

Чтобы быть классифицированной как примитивная, защита должна обнаруживать наличие в себе двух качеств, связанных с до-вербальной стадией развития: 1) она должна иметь недостаточную связь с принципом реальности; и 2) недостаточный учет отдаленности и константности объектов, находящихся вне собственного "Я". Например, отрицание считается манифестацией более примитивного процесса, чем вытеснение. Чтобы что-то вытеснилось, оно сначала должно быть познано каким-либо путем, а затем уже переведено в бессознательное. Отрицание - это мгновенный, внерациональный процесс. "Это не случилось" - более магический способ обращения с чем-либо неприятным, чем "это случилось, но я забуду об этом, потому что это слишком болезненно".

Аналогичным образом, защитный механизм, известный как "расщепление", посредством которого личность разделяет свой опыт на категории "все хорошо" и "все плохо", где нет места неопределенности и амбивалентности, считается примитивным. Предполагается, что он проистекает из времени, предшествующего периоду, когда ребенок открывает для себя константность объектов. Когда ребенок удовлетворен, присутствие матери связано для него с глобальным ощущением "хорошей матери", а когда он фрустрирован - та же мать ощущается им как абсолютно "плохая мать".

Пока младенец не достиг этапа развития, когда он будет в состоянии признать, что перед ним в обеих ситуациях один и тот же человек, в присутствии которого ему иногда хорошо, а иногда плохо, пока он не достиг этого этапа, каждое его переживание тотально, дискретно, определенно. Напротив, такая защита, как рационализация считается зрелой, поскольку для оправдания чувства необходимы достаточно сложные вербальные и мыслительные навыки и большее включение в реальность.

Некоторые защитные процессы имеют как примитивную, так и более зрелую формы располагаясь в некоем континууме. Например, "идеализация" может означать наряду с безоговорочной, полной обожания уверенностью в совершенстве другого человека еще и мягкое "оттеночное" ощущение особенности или превосходства другого с сохраняющимся признанием его ограничений. "Изоляцией" называют и полное отвержение реальности в пользу психотического состояния, и нерезко выраженную тенденцию реагировать на стресс уходом в мечтания.

Психоаналитическая точка зрения предполагает, что примитивные защиты, как способы обретения опыта присутствуют в каждом из нас, независимо от того, имеем мы или нет сколько-нибудь заметную патологию. Довербальные процессы, а также процессы, предшествующие принципу реальности и постоянству объектов, являются' той основой, где формируется психика.

Проблемы возникают лишь в тех случаях, когда существует недостаток в более зрелых психологических навыках или когда данные защиты упорно используются для исключения возможных других. Все мы отрицаем, все мы расщепляем и все имеем стремление к всемогуществу. Однако большинство из нас дополняют эти реакции более изощренными способами переработки тревоги и ассимиляции сложной, беспокоящей реальности. Пограничная или психотическая личностная структура обусловлена отсутствием зрелых защит, а не наличием примитивных.

Теория защитных механизмов:

за основу взята работа А. Фрейд (1936)

«Психология Я и защитные механизмы»



2018-07-06 557 Обсуждений (0)
За основу взята работа А. Фрейд (1936) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: За основу взята работа А. Фрейд (1936)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)