Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обращение на себя (поворот против себя).



2018-07-06 685 Обсуждений (0)
Обращение на себя (поворот против себя). 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс, при котором желание, направленное на внешний объект, обращается на себя. Процесс при котором, цель влечения преобразуется в свою противоположность, а пассивность сменяется активностью.

В работе “Влечения и судьба влечений” (1915) Фрейд наряду с сублимацией и вытеснением упоминает механизмы обращения влечения в свою противоположность и его обращение на себя. Один (обращение влечения в свою противоположность) -сосредоточен на цели, другой (обращение на себя) - на объекте. Фрейд указывает, что эти процессы столь тесно связаны, что рассматривать их порознь невозможно, что видно на примерах: садизма - мазохизма, вуайеризма - эксгибиционизма.

Обращение садизма в мазохизм предполагает одновременно переход от пассивности к активности и перемену ролей, - от того, кто доставляет страдание, в того, кто страдает сам. Этот процесс может остановиться на полпути, когда происходит обращение на себя (изменение объекта), но действие при этом становится не пассивным, а возвратным - принести страдание самому себе.

Оба эти процесса, могут осуществляться в противоположном направлении - как преобразование пассивности в активность, обращение не на себя, а на другого: “...принципиальной разницы между устремлением влечения от объекта к Я или от Я к объекту нет”. Согласно А. Фрейд формирование реакции является защитой, где “Я пользуется способностью инстинкта к обращению”.

 

Сублимация

Фрейд: “Сексуальное влечение обеспечивает культурный труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую называется сублимацией”.

Лапланш / Понталис: Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественной творчество и интеллектуальную деятельность.

Сублимацией называется также влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объект.

Данный процесс включает в себя:

а) перемещение энергии с действий и объектов первичного (биологического) значения на действия и объекты меньшего инстинктного значения;

б) такое преобразование качества эмоции, сопровождающей деятельность, при котором она становится “десексуализированной” и “деагрессифицированной”;

в) освобождение деятельности от диктата инстинктного напряжения.

Некоторые определения подчеркивают , что истинные сублимации должны быть социально приемлемы.

Напр., интеллектуальная любознательность рассматривается как сублимация скопофилии, поскольку:

а) она обращена на несексуальные предметы;

б) сопровождающее ее удовольствие имеет несексуальный характер;

в) изменения ее интенсивности не завися от инстинктивного напряжения.

Все виды сублимации зависят от символизации, а все развитие Эго - от сублимации (Райкрофт). Большинство авторов, как и Фрейд, склоняются к мнению, что сублимации доступны только прегенитальные устремления, нежели взрослые сексуальные инстинкты. В частности, Феничел, считает, что существование сублимации генитальной сексуальности у взрослых маловероятно, т. к. генитальность обеспечивает достижения полной разрядки в оргазме.

А. Фрейд рассматривает сублимацию как защиту, но такую, “которая скорее имеет отношение к изучению нормы, чем невроза”. Это связано с тем, что сублимация обеспечивает прогрессивное разрешение инфантильных конфликтов, которые в противном случае могли бы привести к неврозу.

М. Кляйн видит в сублимации тенденцию к возмещению “хорошего объекта”, раздробленного разрушительными влечениями: “...сила, препятствующая разрушению объекта, требует вернуть ему красоту и совершенство”.

 

Расщепление.

А) Расщепление Я (Лапланш / Понталис ): Термин Фрейда для обозначения своеобразного явления при психозах и фетишизме: внутри Я сосуществуют две психические установки по отношению ко внешней реальности, противоречащей влечениям: первая учитывает реальность, вторая - игнорирует ее, выдвигая на первый план желания. Эти установки сосуществуют, не оказывая друг на друга никакого воздействия.

Понятие “расщепление Я” может употребляется в четырех значениях:

а) для обозначения полного расщепления личности на две части и употребляется в качестве синонима “диссоциации” (о диссоциации чаще говорят в отношении процессов, тогда как расщепление - в отношении структур);

б) для обозначения Эго при сексуальных перверзиях (особенно при фетишизме). Эго фетишиста расщеплено, т. к. его отношение к своему объекту позволяет отказаться от кастрационной тревоги, которую другая часть его Эго признает. В статье “Фетишизм” (1927) Фрейд пишет: “С одной стороны, [фетишисты] отказываются признавать то, что они воспринимают, а именно отсутствие пениса в женских половых органах”, причем этот отказ выражается в создании фетиша - подмены пениса; однако, “...с другой стороны, они признают отсутствие пениса у женщины и делают из этого соответствующие выводы. Обе эти установки сосуществуют в течение всей жизни, не оказывая др. на друга никакого воздействия. Именно это и можно назвать расщеплением Я”.

в) для описания рефлексивного самоосознания пациента, т. к. во время терапии требуется расщепление Эго пациента, при этом одна часть идентифицируется с аналитиком, наблюдая и размышляя над свободными ассоциациями, которые подуцирует другая часть. В таком понимании расщепление не патологическое явление, а проявление самоосознания;

г) для описания вышеприведенного процесса развития и защиты.

 

Б)Расщепление объекта (Лапланш / Понталис): По М. Кляйн, простейшая форма защиты от страха: объекты эротических и разрушительных влечений расщепляются на “хорошие” и “плохие” и обособляются в последующей игре проекций и интроекций. Расщепление особенно важно при параноидной установке, когда оно направлено на частичные объекты, при депрессивной установке оно направлено на целостный объект.

Расщепление Я и объекта часто связывают с отрицанием и проекцией; эти три механизма составляют шизоидную защиту, посредством которой части себя (и внутренних объектов) не признаются своими и приписываются объектам в окружении.

 

Отрицание (отказ)

Лапланш / Понталис: Процедура, посредством которой субъект выражает одно из своих ранее вытесненных желаний, мыслей и чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственное желание, мысль, чувство.

Райкрофт: Защитный механизм, посредством которого:

а) отрицается некоторое болезненное переживание;

б) отрицается некоторый импульс или часть себя.

Понятно, что а) и б) различные процессы. По Фрейду, отрицание болезненных восприятий является общим проявлением принципа удовольствия, где отрицание есть часть галлюцинаторного исполнения желаний. Вследствие этого все болезненные восприятия вынуждены преодолевать сопротивление принципа удовольствия.

Отрицание некоторых сторон себя есть нечто более сложное, поскольку, согласно М. Кляйн, за этим следуют расщепление и проекция, в результате чего пациент отрицает наличие у себя таких-то чувств, но продолжает убеждать, что у кого-то другого они есть.

Отрицание психической реальности является, в частности, проявлением маниакальной защиты, оно заключается в отрицании внутренней важности переживания, в частности, депрессивных чувств.

Отрицание следует отличать от отказа, при котором болезненное восприятие допускается в сознание в отрицательной форме, например, первым знаком головной боли является мысль: “Как хорошо, что у меня так долго не болела голова”. Или то, что некая фигура в сновидении заменяет мать, получает объяснение: “Все-таки это была не моя мать”. Суть дела здесь в следующем - мысль о том, что это могла быть мать, должна была в начале возникнуть, чтобы затем от нее отказаться.

Понимание механизма отрицания расширяет А. Фрейд (1937), иллюстрируя его на примере детей и применительно к реальности, для избегания объективного неудовольствия и объективной опасности. Здесь Я ребенка отказывается осознавать некоторую неприятную реальность. “Прежде всего он поворачивается к ней спиной, отрицает ее и в воображении обращает нежелательные факты. Так “злой” отец становится в фантазии ребенка защищающим животным, в то время как беспомощный ребенок становится обладателем могущественных замещений отца”. Фрейд считает, что этот механизм относится к нормальной фазе в развитии детского Я, но когда он возникает в последующей жизни, то указывает на развитую стадию психического заболевания. “По-видимому исходная значимость мечты как способа защиты против объективной тревоги утрачивается с окончанием раннего периода детства”.

Кроме отрицания действительности посредством фантазии ребенок прибегает к отрицанию в слове и действии, опять же для того, чтобы не осознавать болезненные впечатления, поступающие извне. Это чаще всего можно видеть на примере игры в целом или исполнение какой-либо роли в частности (укротитель львов, какое-либо животное или человек).

 

Идеализация.(Фрейд пришел к понятию идеализации при разработке теории нарциссизма).

Лапланш / Понталис: Психический процесс, посредством которого положительные качества и достоинства объекта преувеличиваются, а сам он трактуется как нечто совершенное. Идентификация с идеализированным объектом способствует образованию и развитию в личности т. н. идеальных инстанций (Я-идеальное, Идеал-Я).

(Я-идеальное - внутрипсихическое образование, которое иногда определяют, в отличии от Идеал-Я, как идеал нарциссического всевластия, созданный по модели детского нарциссизма.

Идеал-Я - образец, которому стремится следовать субъект. Понятие, появившееся во второй топике Фрейда, - инстанция личности, возникающая в результате совпадения двух моментов: нарциссизма (идеализация Я) и идентификации с родителями и коллективными идеалами).

Защитную роль идеализации подчеркивали многие авторы, особенно М. Кляйн. здесь идеализация защитный процесс, посредством которого, амбивалентно рассматриваемый объект расщепляется на две части, и один из получающихся воспринимается как идеально хороший, а другой - как абсолютно плохой.

Идеализация отличается от восхищения тем, что а) идеализирующий нуждается в существовании совершенного объекта отрицает наличие у этого объекта свойств, которые не вписываются в картину; б) идеализация ведет к зависимости от идеализируемой личности и раболепству перед ней, а не к соревнованию и подражанию.

Идеализация является защитой от последствий признания амбивалетности и покупает свободу от вины и депрессии ценой потери самоуважения. Неудача защиты ведет к утрате иллюзии и депрессии.



2018-07-06 685 Обсуждений (0)
Обращение на себя (поворот против себя). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обращение на себя (поворот против себя).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (685)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)