Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идентификация с агрессором.



2018-07-06 525 Обсуждений (0)
Идентификация с агрессором. 0.00 из 5.00 0 оценок




Лапланш / Понталис: Механизм защиты, выделенный А. Фрейд (1936).

При столкновении с внешней опасностью (как правило, критикой со стороны авторитета) субъект идентифицируется с агрессором - приписывая себе сам акт агрессии, подражая физическому или моральному облику агрессора или заимствуя некоторые символы его власти. По А. Фрейд, этот механизм преобладает на стадии, предшествующей образованию сверх-Я, когда агрессия, направленная во вне еще не может обращаться - в виде самокритики - на самого субъекта.

Этого выражения нет в работах Фрейда, хотя считается, что именно он описал этот механизм - прежде всего в детских играх - в гл. II “По ту сторону удовольствия” (1920) и значение этого перехода от пассивной к активной роли как средства ассимиляции неприятного или травматического опыта в детстве.

А. Фрейд обнаруживает идентификацию с агрессором в различных ситуациях, таких, например, как физическая агрессия, критика и пр., полагая, что идентификация происходит либо до, либо после устрашающей агрессии. Наблюдаемое при этом поведение есть результат оборачивания ролей: жертва представляет себя агрессором. Фрейд указывает на роль этого механизма в формировании супер-Эго - “идентификация с агрессором” представляет собой нормальную стадию развития сверх-Я”. На первой стадии все агрессивные отношения оказываются перевернутыми: агрессор подвергается интроекции, а жертва (объект нападения, критики, носитель чувства вины) проецируется вовне. Лишь на второй стадии агрессия обращается внутрь и вся совокупность связанных с нею отношений интериоризируется.

Кроме того, что идентификация с агрессором представляет предварительную стадию развития сверх-Я, он м. б. промежуточной стадией развития паранойи. С первой она сходна механизмом идентификации, а со второй - механизмом проекции. В то же время идентификация и проекция представляют собой нормальные виды деятельности Я, и их результаты существенно различаются в зависимости от того материала, к которому они применимы.

 

Рационализация.

Лапланш / Понталис: Процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства и пр., подлинные мотивы которых остаются в тени. Так, может идти речь о рационализации симптома, навязчивой защиты, той или иной реакции. Состояние бреда тоже характеризуется рационализацией, приводящей к более или менее отчетливо выраженному системостроительству.

Термин был введен Э. Джонсом в статье “Рационализация в повседневной жизни” (1908).

Рационализация весьма обычный прием, распространенный в очень широкой области - от различных видов бреда, до нормального мышления. Поскольку любое поведение допускает рациональное мышление, подчас нелегко бывает решить, верно ли это объяснение. В частности, при психоаналитическом лечении обнаруживаются все промежуточные стадии между двумя крайностями. В некоторых случаях бывает несложно доказать пациенту искусственность приводимых им мотивов и убедить его отказаться от них. В других же случаях рациональные мотивировки оказываются весьма прочно обоснованными (когда они маскируются ссылками на “факты”), однако и тут оказывается полезно “заключить их в скобки”, чтобы обнаружить БСЗ удовлетворения или защиты, которые наслаиваются на эти мотивировки.

Примеры первого типа встречаются при рационализациях симптомов, невротических или перверсных (так, мужская гомосексуальность объясняется интеллектуальным и эстетическим превосходством мужчин), навязчивых защит (особые ритуалы, связанные с принятием пищи, объясняются, например, требованиями гигиены).

Гораздо труднее показать субъекту роль рационализаций на примере черт характера и поведения, тесно связанных с Я.

Обычно рационализация не считается защитным механизмом, несмотря на свою неявную защитную функцию. Дело в том, что она нацелена не прямо на осуществление влечений, но скорее на вторичную маскировку различных элементов защитного конфликта. Т. о., и защиты, и сопротивления анализу, и реакции разного рода сами, в свою очередь могут стать предметом рационализаций. Рационализация находит себе прочную опору в готовых идеологических схемах, общепринятой морали, религиях, политических убеждениях и т. д., при чем во всех этих случаях сверх-Я усиливает защиты Я.

Рационализацию можно сравнить с вторичной обработкой, которая строит из образов сновидений связный сценарий.

Именно в этом ограниченном смысле Фрейд считает возможным использовать рационализацию для объяснения бреда. С точки зрения Фрейда, рационализация не может порождать тематику бреда. Это мнение противоположно традиционным представлениям, согласно которым мегаломания - это рационализация бреда преследования (“я, должно быть великая личность, раз меня преследуют влиятельные люди”).

Понятие интеллектуализация близко по смыслу, но их следует разграничивать.

Интеллектуализация

Лапланш / Понталис: Процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими. Термин чаще всего употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного умствования над переживанием и признанием аффектов и фантазий.

Термин “интеллектуализация” не встречается у Фрейда, “а в психоаналитической литературе в целом это понятие не получило сколько-нибудь существенного теоретического развития”. Одна из наиболее его ясных трактовок принадлежит А. Фрейд, которая трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого Я стремится “к овладению инстинктами при помощи мышления”. Мыслительная активность подростков не является стремлением разрешить задачи, поставленные реальностью. “Их мыслительная активность есть, скорее, показатель напряженной настороженности по отношению к инстинктивным процессам и перевод того, что они воспринимают в абстрактное мышление”.

В терапии интеллектуализацией обозначают сопротивление. Оно может быть более или менее явным, но всегда оказывается способ уклониться от выполнения основного правила.

Наиболее тонкая форма интеллектуализации сходна с процессами описанными К. Абрахамом в работе “Об особой форме невротического сопротивления в психоаналитической методике” (1919). Так, некоторые пациенты “хорошо работают” во время терапии: следуя основному правилу, они рассказывают о своих воспоминаниях, снах и даже эмоциональных переживаниях. Однако, при этом возникает впечатление, будто все происходит по заранее заготовленной программе: они стремятся быть образцовыми пациентами и строят толкования самостоятельно, избегая тем самым любого вторжения в собственное бессознательно, любого вмешательства аналитика, воспринимаемого как угроза извне.

Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, прежде всего с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации - отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное - она не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее “вероятностные”, нежели истинные, побуждения, дает им рациональные или идеальные обоснования (напр., садистское поведение во время войны может обосновываться ситуацией борьбы, любовью к родине и пр.).

Ограничение Я

Защитный механизм, описанный А. Фрейд (1936) у детей и используемый Я в тех случаях, когда невозможно “избежать неприятного внешнего воздействия”. В его структуре можно условно выделить: а) избегание, б) ограничение Я.

1) Избегание. Механизм при котором, Я вместо того, чтобы воспринимать болезненное впечатление, и затем аннулировать его лишая катексиса, может отказаться от встречи с опасной внешней ситуацией.

Фрейд считает, что этот механизм составляет часть нормального развития Я ребенка, и, вступает в действие тогда, когда ребенок приобретает большую психическую и физическую свободу, “и ему уже не нужно выполнять столь сложную психическую операцию как отрицание” (напр., избегание конкурентных игр, которые могут быть отражением эдиповой конкуренции). Она разделяет детей, обнаруживающих такой механизм защиты на две категории: те, которые при вновь обретают свои способности при изменении внешних условий, и, те, у которых существуют “истинные торможения”, не зависящие от изменения внешней среды.

2) Ограничение Я. Механизм, который интимно связан с избеганием. Здесь Я прекращает те виды деятельности, которые высвобождают неудовольствие и тревогу и не хочет заниматься ими, и, “направляет свою энергию на достижение чего-либо прямо противоположного” (напр., девочка на балу испытавшая разочарование и отвергнутая, стала интеллектуалкой. Отказ мальчика танцевать с ней повторил травматический опыт раннего детства).

 

 



2018-07-06 525 Обсуждений (0)
Идентификация с агрессором. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идентификация с агрессором.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)