Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные научные подходы к менеджменту.



2018-07-06 1159 Обсуждений (0)
Современные научные подходы к менеджменту. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность категории «менеджмент».

Под термином "менеджмент" по одной версии - происходит из английского языка и означает - управлять, стоять во главе, заведовать, быть способным справиться с любой проблемой. Из функциональных позиций менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимые для достижения определенной цели.

Объектом изучения менеджмента являются организации и процессы, которые в них осуществляются.
Наиболее оптимальным определением менеджмента считается следующее: менеджмент - это целенаправленное действие управляющей системы организации на группу работников или отдельных исполнителей для выполнения поставленных задач с целью достижения определенных целей.
К основным категориям менеджмента относятся понятия организации процесса и функции управления, принципы и методы менеджмента, стиля и культуры руководства, управления коллективом, коммуникации и т.д..

Основные различия категорий «управление» и «менеджмент». Особенности управленческой деятельности.

Разница между менеджментом от управлением заключается в следующем:

Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей». Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

УД предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. УД специфична по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен: является членом организации и стоит над ней. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации).

Еще одним признаком УД является сочетание двух принципов организации — иерархического и коллегиального. Результатом УД являются управленческие решения; средствами труда служит организационная и вычислительная техника.

Основные этапы развития менеджмента.

Школа подхода Представители Годы ХХ века XXl
Этапы зарождения и становления менеджмента
Школа научного управления Ф. Тейлор, Г Гантт, Г Эмерсона, Лилиан и Френк Гилберт, да да              
Школа фордизма Генри Форд да да да            
Классическая (административная) школа Анри Файоль, М. Вебер да да да да          
Школа человеческих отношений Элтон Мэйо, М. Фоллет, Г. Мюнстенберг   да да да          
Школа производственной демократии К. Левин,         да да да    
Поведенческая школа (человеческих ресурсов) Абрахам Маслоу, Дуглас Мак-Грегор, Крис Арджирис     да да да да да да да

Современные научные подходы к менеджменту.

В современных теориях выделяются три самостоятельных, развивающихся подхода к управлению: процессный; системный; ситуационный.

Процессный подход. (конец 70х) Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей. В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

· основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

· обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.);

· управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Системный подход. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих на функционирование организации и находящихся за ее границами.

Ситуационный подход к управлению. ( 80года 20века -21 век), (Котлер, Ньюман, Портер) Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде, значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы и культура организации.

И, наконец, комплексный подход. Он является специфической формой конкретизации системности и научной организации менеджмента, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости, в конкретных условиях предприятия, с использованием методов многих наук, изучающих эти же проблемы.



2018-07-06 1159 Обсуждений (0)
Современные научные подходы к менеджменту. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные научные подходы к менеджменту.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)