Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школа человеческих отношений и поведенческих наук



2018-07-06 280 Обсуждений (0)
Школа человеческих отношений и поведенческих наук 0.00 из 5.00 0 оценок




Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе.

Первым внимание на людей обратил Р. Оуэн. Он утверждал, что предприятие много времени тратит на обслуживание оборудования и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми ("живой машиной"), тогда, скорее всего, не понадобится "ремонтировать" людей.

Основоположником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.

Из других ученых этого направления можно выделить М. П. Фолетт, которая внесла огромный вклад в теорию лидерства.

Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.

К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:

· люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;

· в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;

· люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;

· работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Задача менеджмента на этом этапе состояла в том, чтобы в дополнение к формальным отношениям (приказ-подчинение) между членами групп (коллектива) развивались плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей/препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда.

В дальнейшем (40-60-е гг. XX вв.) идеи школы человеческих отношений легли в основу школы поведенческих наук, представителями которой стали А. Маслоу, МакГрегор, Герцберг и др. Главные задачи менеджмента основоположники этой школы видят в организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса.

14.Задачи и виды планирования

Планирование — это процесс определения целей, задач и показателей деятельности организации на будущее, а также конкретных действий (мероприятий) и необходимых для их решения материальных и людских ресурсов. Планирование – “одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения”[1], то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Планирование решает следующие задачи:

- конкретизирует цели развития организации и его отдельных подразделений;

- определяет средства достижения поставленных целей;

- фиксирует сроки и последовательность реализации поставленных целей;

- обеспечивает взаимоувязку между структурными подразделениями;

- обеспечивает увязку планирования с другими функциями управления организацией;

- формирует систему стандартов и показателей для оценки результатов деятельности организации.

· разработка перспектив развития организации на определенный период времени;

· обеспечение рационального и эффективного использования ресурсного потенциала организации;

· достижение и поддержание конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг);

· улучшение финансового состояния и повышение устойчивости функционирования организации.

По степени охвата сфер деятельности выделяют:

- общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);

- частное планирование (планирование определенных сфер деятельности).

4. В зависимости от срока (длительность периода), на который они разрабатываются:

- перспективные (которые могут быть долгосрочными или стратегическими, среднесрочными и краткосрочными);

- текущие (на месяц, квартал);

- оперативные (на неделю, декаду)

По объектам функционирования выделяют:

- планирование производства; - планирование сбыта;

- планирование финансов; - планирование кадров.

По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

- краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года)

- среднесрочное, (от 1 года до 5 лет)

- долгосрочное планирование (больше 5 лет).

По возможности внесения изменений выделяют:

- жесткое (не предполагает внесения изменений);

- гибкое (при таком планировании внесение изменений возможно).

15. Принципы планирования

1. Принцип единства. Поскольку организация это целостная система, то составные её части должны развиваться в едином направлении. Это означает, что планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.

2. Принцип участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется "партисипативным".

3. Принцип непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений.

4. Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности какая только возможна.

6.Вариантность предполагает наличие альтернатив (как правил» не менее трех) достижения целей, стоящих перед организацией, и выбор наиболее эффективного варианта.

7. Экономическая обоснованность достигается детальными расчетами с обеспечением максимальных конечных результатов деятельности организации при минимальных затратах.

16.Назовите основные этапы планирования.

Оперативное планирование – вид планирования, подразумевающий составление планов на короткие временные промежутки, представляющий намеченные ранее работы в максимально детализированном виде. Производственная программа предприятия детализируется в течение декады, недели, суток и смены. Оперативное планирование – завершающий этап общего процесса планирования на предприятии.

В литературе представлены следующие этапы планирования:

1) Анализ бизнес-плана (тактического плана или производственной программы предприятия на будущий год) на предмет его полноты, достоверности, обоснованности и эффективности выполнения, при необходимости – уточнение показателей плана.

2) Изучение конструкторской, технологической и плановой документации, условий производства, структуры и квалификации персонала организации и т.п.

3) Выполнение календарно-плановых расчетов и разработка нормативов организации, процессов загрузки производственных мощностей и рабочих, потребности в материальных ресурсах и т.д.

3) Разработка номенклатурно-календарных планов запуска (выпуска) продукции подразделениями организации, составление сменно-суточных заданий, их оформление и утверждение.

4) Оперативное управление выполнением оперативно-календарных планов (учет, контроль, анализ, стимулирование, регулирование).

Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования осуществляется в несколько этапов:

1 - определение миссии организации;

2 - определение целей деятельности организации;

3 - управленческое исследование и оценка сильных и слабых сторон деятельности организации;

4 - оценка и анализ внешней среды;

5 - формирование и анализ стратегических альтернатив;

6 - выбор стратегии;

7 - реализация стратегии;

8 - оценка стратегии на предмет соответствия установленным критериям.

I - II этапа: определение миссии и целей деятельности организации.

Это первые и наиболее ответственные решения, которые принимает менеджер. Миссия и общеорганизационные цели деятельности организации служат ориентиром для всех других этапов планирования. Содержание этих этапов были рассмотрены на предыдущей лекции. Еще раз отметим, что цели должны удовлетворять следующие основные требования: достижимость, конкретность, ориентация во времени.

III этап: оценка сильных и слабых сторон (позиций) организации. На этом этапе процесса планирования определяются плюсы и минусы деятельности организации.

IV этап: оценка и анализ внешней среды состоят в выяснении тенденций, угроз и шансов, а также возможных «исключительных» ситуаций, способных качественно изменить прошлые тенденции.

V этап - формирование и анализ стратегических альтернатив (формирование вариантов стратегий).

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, который разрабатывается на перспективу и должен способствовать достижению миссии организации и целей, ее конкретизируют

VI этап - выбор стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования. Предполагается сравнения перспектив фирмы в тех видах деятельности, которыми она занимается. Это необходимо для определения приоритетов развития и распределения ресурсов между различными видами деятельности. На этом этапе анализ можно завершить, и руководство организации может переходить к составлению долгосрочных программ, планов и бюджетов. Но часто существующие виды деятельности не дают оснований для уверенности в достижении долгосрочных целей, поскольку не обеспечивают достаточных темпов роста или стратегически уязвимыми (высокая вероятность изменения структуры потребностей) и т.д.. Учитывая это необходимо осуществить анализ путей диверсификации (с лат.-Удаленный - распространение деятельности на новые сферы).

VII этап - реализация стратегии.

Планирование реализации стратегии осуществляется с использованием административных рычагов (тактики, процедур, правил, политики) и экономических рычагов (путем формирования бюджета, применение системы показателей).



2018-07-06 280 Обсуждений (0)
Школа человеческих отношений и поведенческих наук 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)