Методика проведения анализа инновационной деятельности
Инновационная деятельность носит системный характер и включает в себя интеллектуальную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, которые в дальнейшем используются в опытно-конструкторских разработках для получения инновационного продукта. Практическое использование интеллектуального, научного и научно-технического результатов является сущностью инновационной деятельности, компоненты которой – новации, инвестиции, затраты и время, необходимые для преобразования новшеств в нововведения и инновации. Поэтому анализ инновационной деятельности тоже должен носить системный характер. Следует отметить, что в настоящее время не существует нормативных документов по методике проведения анализа инновационной деятельности. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что внешние и внутренние условия проведения этой деятельности для каждой организации различны. Поэтому существуют разные подходы к проведению такого анализа. Одни методики анализа большее внимание уделяют оценке внутренних экономических параметров, способствующих или не способствующих реализации инноваций. Другие рассматривают анализ инновационной деятельности с позиции потребительского рынка; третьи – с позиции инвестирования; четвертые – с позиции затрат; пятые – с позиции рисков. На наш взгляд, все эти подходы имеют равноправное значение для анализа инновационной деятельности. Речь может идти лишь о выборе алгоритма (последовательности) действий в методике проведения анализа инновационной деятельности. Авторы считают, что, прежде всего, любая организация должна хорошо представлять и оценивать внешние условия реализации инновационной деятельности, т.е. определить так называемые специальные показатели инновационной деятельности, которые включают: инновационный потенциал, инновационный климат и инновационную позицию организации. Оценка этих специальных показателей позволяет выбрать соответствующую стратегию инновационного развития организации (предприятия), модель инновационной деятельности и наиболее выгодный инновационный проект для реализации инновационных целей. Инновационная деятельность реализуется в рамках инновационного процесса, который характеризуется этапами жизненного цикла инноваций, и инвестирования новых разработок. Поэтому инновационный процесс связан с получением и коммерциализацией технических, технологических, экономических и социальных инноваций. Инновационный процесс и сопутствующая ему инновационная деятельность охватывают временной период от 3 до 5 лет и более, поэтому нуждаются в средне- и долгосрочных инвестициях. Необходимо анализировать не только все основные этапы инновационного процесса, но и результаты деятельности тех организаций, которые обеспечивают его определенными ресурсами и требуют постоянного инвестирования. Первый этап – фундаментальные исследования, которые проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях, отраслевых институтах и лабораториях и финансируются из государственного бюджета[1]. Второй этап – прикладные исследования, которые проводят различные научные учреждения и финансируются как государством (из государственного бюджета), так и другими инвесторами. На данном этапе возникает вероятность получения отрицательного результата и инвестиционных рисков. Третий этап – опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они осуществляются за счет государственных средств, средств заказчиков и собственных средств организации. Исполнителями таких разработок могут быть как сами организации, так и научно-исследовательские подразделения других предприятий. Четвертый этап – коммерциализация инновационных разработок, т.е. запуск в серийное производство и выход на потребительский рынок. На этом этапе требуются весьма существенные инвестиции для развития производства, повышение квалификации работников, рекламу и т.д. Инвестиции остаются рискованными. Анализ организаций, занимающихся инновационной деятельностью, проводится в такой последовательности[2]: 1) определяется количество академических институтов, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, научно-исследовательских подразделений крупных предприятий, лабораторий и т.д., занимающихся инновационной деятельностью; 2) количество организаций дается по годам и рассчитывается их абсолютное и относительное изменение; 3) определяется количество занятых научной, научно-технической деятельностью, опытно-конструкторскими разработками отдельно по каждому виду указанных выше учреждений; 4) вычисляются по годам абсолютное изменение и темпы роста занятых инновационной деятельностью; 5) анализируется общий объем затрат на инновационную деятельность, в том числе по отдельным источникам и в динамике по годам. При анализе инноваций выделяют четыре группы показателей. Первая группа. В нее входят показатели общей оценки инноваций. Их, в свою очередь, подразделяют на традиционные, дисконтные и рейтинговые. Показатели этой группы (NPV, IRR, MIRR, PI, DPP) помогают оценить эффективность инноваций, учитывая ликвидность и ограниченные объемы финансирования. Вторая группа. В нее входят частные оценочные показатели, такие как финансовые коэффициенты оценки ликвидности, коэффициенты оценки структуры капитала и финансовой устойчивости предприятия. Третья группа. В нее входят частные показатели, помогающие оценить рентабельность, оборачиваемость, как используются фонды времени. Цель их применения – оценить некоторые стадии инновационного процесса, выявить причины дисперсии итоговых показателей. Такие частные показатели по количеству превышают все остальные, но при этом обеспечивают лишь дополнительные функции при анализе инноваций. Четвертая группа. В нее входят показатели для оценки инновационных рисков. Они разделяются на подгруппы на основе дисперсии или средне- квадратического отклонения, β-коэффициентов, а также аналитических коэффициентов оценки риска. Показатели оценки риска занимают промежуточное место между частными и обобщающими критериями. Обобщенные показатели анализа инновационной деятельности организации но данным формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации". Начиная с отчета за 2011 г., в отчете информация представляется следующим образом: 1) инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), %; 2) удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %; 3) отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами, млн руб., в том числе инновационные товары, работы, услуги; 4) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %; 5) затраты на технологические инновации, млн руб., в фактических ценах; 6) удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %; 7) удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %; 8) удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %; 9) удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, %. Выводы 1. Инновационная деятельность и как процесс, и как результат всегда обладает свойствами коммуникативности – она не может существовать и реализоваться без организации системных связей между этапами ее реализации. В этой связи анализ инновационной деятельности в качестве системы должен производиться в рамках системного анализа или, как принято говорить, с позиций системного подхода. 2. Системный анализ основывается на множестве принципов, которые определяют его основное содержание и отличие от других видов анализа. Существует большое количество методов системного анализа, достаточных для использования при решении сложных социально-экономических задач в процессе декомпозиции проблемы. 3. Комплексный экономический анализ инновационной деятельности представляет собой взаимосвязанную систему всех видов анализа внешних факторов и внутреннего инновационного потенциала организации для реализации стратегии инновационной и инвестиционной деятельности. 4. Единой принятой методики проведения анализа инновационной деятельности ни в научном сообществе, ни в рамках нормативно-правовых актов не существует. Все используемые методики зависят от поставленных целей и задач анализа. Целесообразно учитывать и использовать при проведении анализа инновационной деятельности определенные последовательности и подходы, тем самым создавая собственные методики под конкретные задачи.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |