Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объективность и стандартизация. Валидность. Надежность.



2018-07-06 885 Обсуждений (0)
Объективность и стандартизация. Валидность. Надежность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Любое исследование может быть проведено хорошо или плохо по каким-либо причинам. Для оценки качества диагностических процедур используется ряд показателей:

- объективность;

- стандартизация;

- валидность;

- надежность.

Объективностьозначает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведенияи субъективных суждений экспериментатора.Первичными называют показатели,полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий, выражаются первичные показатели в так называемых «сырых баллах».

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравниваемых с нормой результатов;

2) единообразие оценки выполнения теста;

Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Этапы стандартизации:

На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1) Условия тестирования (помещение, освещение и другие внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, с тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

3) Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г. Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4) Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5) Стандартный бланк для выполнения данного теста, использование которого облегчает процедуру обработки.

6) Учет влияния ситуационных переменных ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования ((плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора в процессе тестирования может восприниматься как подсказка «правильного ответа» и др.

Учет влияния опыта респондента в тестировании. Респондент, который уже не первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то не стоит предлагать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д.

Третий этап стандартизации состоит в определении норм выполнения теста. Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др.

Рассмотрим некоторые из существующих видов норм:

Школьные нормы разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

Профессиональные нормы устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, для механиков разного профиля и др.).

Локальные нормы устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, географического района, социоэкономического статуса и др. Например, для теста интеллекта Векслера нормы ограничены возрастными рамками.

Национальные нормы разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизированных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ. Если полученный IQ респондента выше нормативного, можно говорить об уровне развития интеллекта этого респондента как о высоком, если полученный IQ ниже, то низком и т.д.



2018-07-06 885 Обсуждений (0)
Объективность и стандартизация. Валидность. Надежность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объективность и стандартизация. Валидность. Надежность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)