Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.



2018-07-06 1429 Обсуждений (0)
Педагогическое изучение детей с нарушениями развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическое изучение предполагает получение о ребенке сведений, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен располагать на определенном возрастном этапе. Важно установить запас представлений об окружающем, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность психической деятельности, волевые усилия, планирование и самоконтроль, наличие мотивации, интереса и др.)

Задачей педагогического обследования на ПМПК является выявление готовности ребенка к обучению в школе, определение степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы и школьной дезадаптации.

Система педагогической диагностики должна включать в себя задания, построенные на внеучебном и учебном материале. Опираясь на интересные и привычные для ребенка виды деятельности, имеющие в основном игровой характер и усложняющиеся от задания к заданию, можно получить достаточно полные характеристики показателей развития значимых для процесса обучения функций и показатели обучаемости.

Педагог может составить свое мнение о ребенке и состоянии его навыков в процессе наблюдения за игровой, диагностической и учебной деятельностью. Также можно получить оценку способности ребенка принимать помощь, действовать в аналогичной ситуации (перенос навыков), что определяет «зону ближайшего развития ребенка». В процессе выполнения диагностических заданий можно выявить трудности их выполнения и определить причины, мешающие ребенку эффективно воспринимать предлагаемые задания.

Обучение в классах КРО целесообразно рекомендовать в тех случаях, когда трудности обучения в основном обусловлены недостаточностью внимания, эмоционально – волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, а также недоразвитием отдельных психических процессов (парциальными нарушениями памяти, мышления, внимания и др.). К подобным особенностям можно отнести негрубые недостатки речи, недостаточную координацию движений, двигательную расторможенность, а также ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность операциональных компонентов учебно – познавательной деятельности, низкую умственную и физическую расторможенность.

Выраженное нарушение аналитико – синтетической деятельности, способности к абстрагированию, обобщениям, логическим построениям (как при умственной отсталости), является противопоказанием для направления ребенка в класс КРО, т.к. ребенок нуждается в обучении по специальной программе вспомогательной школы со сниженным образовательным стандартом. В диагностически спорных случаях ребенку предоставляется возможность обучения по коррекционно – развивающей программе в диагностическо – коррекционных группах при ПМПК.

Педагогическое обследование целесообразно начать с какой- либо заведомо легкой для ребенка игры (типа Доски Сегена, пазл и т.д.) для установления контакта с ним. Затем можно приступать к «знакомству», т.е. выяснить, знает ли ребенок свое имя, состав семьи. Фамилию, возраст и дату рождения, имена и отчества родителей, их профессии и место работы, свой адрес.

Затем можно приступить к беседе о школе (детском саде), узнать нравится ли ДОУ, воспитатель, одноклассники, какие предметы больше нравятся, какие меньше, что в школе легко, а что трудно.

Далее необходимо проверить знания ребенка по программе. Применительно к детям д/в речь идет о наличии элементарных представлений о числе, окружающем мире (временах года, о растениях, диких и домашних животных и т.д.), сформированности произвольной деятельности.

При обследовании школьников проверяется знание ими программного материала текущего и предшествующего лет обучения.

При исследовании процесса чтения необходимо установить знание букв, навык чтения слогов, слов, связного текста, особенности звукобуквенного анализа и синтеза. Следует обратить внимание на способ чтения, темп, соблюдение логических ударений, наличие грубых искажений и нарушений звукопроизношений. Очень важно понимание ребенком смысла слов, предложений. Если ребенок еще не овладел навыком чтения, то текст ему читают или рассказывают, а затем проверяют его понимание.

Наибольшие трудности в понимании текста и овладении навыком чтения наблюдаются у детей с выраженной умственной отсталостью (даже к 7-8 годам они не могут запомнить буквы, объяснить знакомые слова, соотнести их с картинкой). При легкойумственной отсталости к 7-8 годам могут дети усвоить алфавит при специальном обучении, но для них очень сложно сливать буквы в слоги, их чтение долгое время остается побуквенным; недостаточно понимают прочитанное, не могут последовательно пересказать текст; им недоступно понимание скрытых причинных зависимостей. Дети с ЗПР на первом году обучения могут не овладеть положенным по программе навыком чтения. Они медленно, по слогам читают, не соблюдают пунктуационную интонацию, характерны перестановки, замены, пропуски букв и слов. Бедность словаря, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание ими отдельных слов и выражений, установление причинно – следственных связей. Но у этих детей присутствует выраженное стремление понять смысл прочитанного, поэтому часто отмечается желание перечитать слова, фразы, чтобы понять, о чем написано. Это отличает их от умственно отсталых детей, для которых свойственно механическое чтение.

Значительные трудности при овладении навыком чтения испытывают дети с недостатками слуха и ОНР. У них наблюдается побуквенное, угадывающее чтение, замена букв и слов другими и недостаточное понимание прочитанного.

Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при восприятии букв, слогов, слов, часто «теряют» строку и переставляют как буквы, так и слова, что отрицательно сказывается на овладении навыком чтения и понимании прочитанного. Если же текст детям прочитывается, то они понимают и пересказывают его содержание.

У детей с ДЦП специфические трудности овладения чтением связаны с пространственными и двигательными нарушениями. Они затрудняются в целостном восприятии слова, путают графически сходные буквы. Вследствие нарушения мышц – глазодвигателей дети не могут следить за строкой, часто ее «теряют», трудно переключаются с одного слога на другой. С трудом понимают сложные логико – грамматические конструкции, выраженные наречиями и предлогами обозначающими пространственные категории (слева, внизу, под, над и т.д.)

В процессе исследования навыка письма отмечаются следующие недостатки:

Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями к 7-8 годам не могут научиться писать. Они не понимают цели заданий; отмечается грубое недоразвитие моторики, общей координации движений, имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради и т.д.).

Дети с легкой умственной отсталостью, не получившие специального обучения не могут самостоятельно выделить в тетради клетку, не соблюдают строку, не дописывают элементы букв, иногда пишут буквы зеркально. Они предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам, испытывают трудности в звуковом анализе слова, не всегда различают начал и конец предложения. Им трудно понять правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.

Дети с ЗПР при обследовании в 1 классе часто бывают не готовы к овладению письмом: им доступны лишь элементарные формы звукового анализа, особо трудно – последовательное выделение гласных звуков из слов, состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении. При письме дети пропускают буквы, иногда слоги, вписывают лишние буквы. В работах – многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил и неумением их применять. Однако, в сравнении с УО детьми. У детей с ЗПР гораздо меньше ошибок, нет грубых искажений слов и нелепых написаний.

Дети с ОНР: нарушение согласования слов, пропуски и замены букв, перестановка букв и слогов, слияние нескольких слов в одно.

Слабослышащие дети имеют нарушения письма, связанные с недостатками слуха: смешивают сходные по звучанию и месту образования звуки, неправильно употребляют смягчения, пропускают части слов, на которые не падает ударение, пропускают согласные при сложных сочетаниях, нарушают структуру предложения.

Дети с нарушениями зрения: особые трудности при овладении навыками письма: несоблюдение строки, несформированность величины, а иногда и измененный образ буквы, смешение сходных по начертанию букв и т.д. Дети с ДЦП: затрудняются в ориентировке на листе бумаги, иногда пишут справа налево. Из – за нарушения мышечного тонуса в кистях рук при письме отсутствует плавность линий, буквы - разные по величине, труден процесс их слияния в слова. Особые трудности – при овладении письмом детьми с гиперкинезом. В некоторых случаях обучать их письму приходится только на компьютере.

В педагогическом обследовании определяются и элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, понимание и решение задач.

Дети школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью: очень низкий уровень развития арифметических навыков: нет осознанного понимания цифрового ряда, владения даже простыми счетными операциями на конкретном материале. При пересчете предметов не могут назвать итогового числа, не удерживают в памяти инструкцию; помощь не эффективна.

Дети школьного возраста (1-2 классов) с легкой умственной отсталостью: трудности при воспроизведении числового ряда от заданного до задуманного числа, особенно в обратном порядке; с большим трудом удерживают в памяти программу задания. Особые трудности – при решении арифметических задач: не удерживают в памяти условие задачи, самостоятельно не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.

Детям с ЗПРстаршего д/в доступно понимание числового ряда, порядковый счет до 10, некоторым детям – обратный счет; но счет от заданного до заданного числа затруднен. Могут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой. Счетные операции в пределах 10 производят с помощью палочек, иногда пальцев, при этом часто ошибаются. Дети 1-2 классов с ЗПР могут решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка. При обучении в общеобразовательной школе они испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, особенно при решении задач: не могут произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение не могут его объяснить. Однако эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога.

Дети с нарушениями слуха и ОНР: затрудняются в обратном счете, т.к. не сразу вспоминают названия числительных и их последовательность, путают предыдущее число с последующим и наоборот. Особые трудности при решении задач: недостаточно понимают условия задач из-за недостатков речевого развития.

Дети с нарушениями зрения: нуждаются в повторении условия задачи, т.к. у них недостаточное полное представление о предмете и явлении, переданном в слове; необходимо больше времени для выполнения задания.

Дети с ДЦП: с трудом усваивают десятичный состав числа, путают цифры, близкие по графическому образу, строят цифровой ряд справа налево.

Данные используются при составлении педагогической характеристики (приложение 2). В помощь педагогам для сбора материала и составления характеристики может быть представлена программа педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанная С. Д. Забрамной.( приложение 2). Кроме этого, педагогу – воспитателю предлагается заполнить анкету, ответы на которую позволяют оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик ребенка (приложение 2).



2018-07-06 1429 Обсуждений (0)
Педагогическое изучение детей с нарушениями развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)