Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логопедическое обследование на ПМПК



2018-07-06 2623 Обсуждений (0)
Логопедическое обследование на ПМПК 5.00 из 5.00 3 оценки




Изучение речи проводится в рамках логопедического обследования и включает в себя изучение устной и письменной речи.

Изучение устной речи.

В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р. Е. Левиной. Основой этого анализа являются современные представления о речевой деятельности как сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обуславливают друг друга. Первичная несформированность у ребенка одного их языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения в речевой системе. Таким образом, логопедическое обследование включает в себя изучение основных составляющих речевую систему компонентов:

- связной самостоятельной речи;

- словарного запаса (лексики);

- грамматического строя речи;

- звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия).

Цели логопедического обследования:

1) выявить объем речевых навыков у ребенка;

2) сопоставить его с возрастными нормами и уровнем психического развития ребенка;

3) определить соотношение нарушения и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.

Этапы логопедического обследования:

1 этап – ориентировочный. Цель: дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка:

- время начала гуления, лепета, первых слов, фраз;

- не прерывалось ли речевое развития (если прерывалось – по какой причине и когда восстанавливалась речь);

- характер речевого окружения (особенности речи близких, двуязычие, требования к речи ребенка со стороны взрослых);

- отношение ребенка к своему речевому дефекту;

- оказывалась ли логопедическая помощь и каковы результаты.

2 этап – проверка или подтверждение сохранности слуха. Ребенка ставят спиной на расстоянии 6-8 м (норма для восприятия слов шепотной громкости). Называются слова обычной разговорной громкости и шепотом. Список слов – см. приложение 2. При восприятие шепота на расстоянии не более 3 м – необходимость специальной консультации в сурдоцентре.

Если дети на период проверки слуха не владеют речью или только начинают говорить – используются картинки с нарисованными на них простыми и знакомыми детям предметами. Ребенка просят не повторять слова, сказанные логопедом, а показать соответствующую картинку. Сначала логопед просит показать куклу, мячик, находясь рядом с ребенком, а потом постепенно удаляясь от него.

3 этап – обследование речи.

Обследование речи проводится по нескольким направлениям (в соответствие с вышеперечисленными речевыми компонентами) и предполагает изучение каксобственной (экспрессивной) активной речи ребенка и понимание им речи окружающих (импрессивной).

Процедуру обследования трудно разделить по указанным видам речи (что обусловлено сложным строением речевой функции). Поэтому целесообразно чередовать приемы, направленные на выявление особенностей как одной, так и другой речи.

Основные виды заданий при изучении импрессивной речи:

- называние предметов, их частей, качеств, действий с ними на предъявленных логопедом картинках (обследование понимания слов);

- выполнение предъявленных на слух инструкций различной сложности (обследование понимания предложений);

- выбор предмета или картинки в соответствии с названной логопедом грамматической формой (обследование понимания грамматических форм);

- пересказ текста, ответы на вопросы к нему, работа с деформированным текстом и т.п. (обследование понимания текста).

В заключении дается характеристика уровня сформированности импрессивной речи: понимание обращенной речи сформировано в полном объеме; понимание обращенной речи на бытовом уровне; понимание обращенной речи ограничено ( в пределах ситуации); обращенную речь не понимает:

- нулевой уровень- ребенок с сохранным слухом не понимает обращенной речи, иногда реагируя только на интонации или свое имя;

- ситуативный – понимает простые инструкции в привычной, конкретной ситуации;

- номинативный – ориентируется в названиях предметов, в том числе изображенных на картинках, но не ориентируется или ориентируется очень слабо в названиях действий;

- предикативный – ориентируется в названиях действий, понимает падежные формы, различает значение простых предлогов;

- расчлененный – понимает образуемые за счет флексий, приставок, суффиксов значения слов и смысловые оттенки.

Обследование активной (экспрессивной) речи начинается с беседы с ребенком, цель которой – выявить его общий кругозор, владение связным высказыванием.

Анализ ответов в ходе беседы позволяет сформулировать предварительную гипотезу и определить дальнейшие этапы обследования. Например, если в процессе предварительной беседы ребенок, так или иначе, демонстрирует владение самостоятельным связным высказыванием, то возникает необходимость определить степень сформированности развернутой самостоятельной речи и установить соответствие возрастным нормам.

Сформированность экспрессивной устной речи, по Е.М. Мастюковой, включает три уровневые оценки:

1-й уровень – общение с помощью звукосочетаний и отдельных слов;

2-й уровень – общение с помощью двухсловных предложений;

3-й уровень – общение с помощью более развернутых предложений из трех и более слов.

Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает в себя серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания:

- беседа;

- составление рассказа по сюжетной картинке;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- пересказ;

- составление рассказа –описания;

- составление рассказа по представлению.

Критерии оценки связной речи:

4 г.ж. – дети овладевают простым распространенным предложением.

К 3-4 г.ж. – начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

После 4 лет – могут пересказывать простую знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения.

К 5 годам – могут пересказывать короткие тексты, прослушав их два раза.

После 5 лет – подробно и последовательно рассказывают об увиденном и услышанном, могут объяснить причину и следствие.

После 6 лет – могут составить собственный рассказ, развернутый и логичный по содержанию.

При речевом недоразвитии наблюдаются характерные особенности связной речи (бедность и однообразие синтаксических конструкций, нарушение логики рассказа и т.п.).

Содержание следующего направления логопедического обследования предполагает изучение словарного запаса:

- выявить соответствие или не соответствие словаря возрастной норме, охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи);

- выявить точность употребления лексических значений слов.

В обследование включается:

Предметный словарь:

- существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко);

- существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан);

- обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.);

- названия времен года;

- названия животных и их детенышей;

- названия профессий.

Глагольный словарь:

- глаголы, обозначающие действия с предметами;

- глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления.

Глаголы предъявляются не только в форме инфинитива (бегать, мыть, рисовать), но и различных временных формах с различными приставками (бежал - прибежал); в различных залогах (моем - моемся).

Словарь признаков: прилагательные, обозначающие:

- величину предметов (высокий, низкий, узкий);

- цвет (основной и его оттенки);

- форму (круглый, овальный, квадратный);

- качества (молочный, пушистый, гладкий);

- сезонные признаки (летний, зимний, осенний, весенний).

К словарю признаков относят употребление наречий типа: медленно, быстро, громко, высоко.

Дополнительно к этому обследуется словарь антонимов - одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова, нпр, ключ (дверной) – ключ (речной).

Наиболее простым приемом обследования словарного запаса является называние предметов, качеств по специально подобранным картинкам: по тематическому (игрушки, мебель, транспорт), либо ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс).

Критерии оценки словарного запаса:

При нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания активный словарь ребенка увеличивается очень быстро:

В 3-4 года от составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действия.

В 4 года активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, синонимами, антонимами; свободно используют в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (пальчик, зайчик, лобик, куколка и т.д.).

В 5- 6 лет – усвоение детьми навыка словообразования позволяет использовать в речи слова, обозначающие качества предметов (железный, деревянный, пластмассовый), а также слова разных частей речи, образованные от одного корня (плавать – пловец, плавучий).

Преобладающие лексические ошибки при речевом недоразвитии: замена наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник, рукав- рубашка); замена названий признаков (узкий- неузкий, короткий – маленький и т.д.)

Важный момент логопедического обследования – изучение сформированности грамматического строя речи. Выявляются:

- правильность построения грамматической структуры предложения;

- характер использования падежных форм существительных;

- правильность употребления рода существительных, форм единственного и множественного числа;

- правильность согласования различных частей речи;

- характер употребления предложных конструкций;

- степень владения навыками словообразования и словоизменения.

Задания, используемые при обследовании грамматического строя речи:

- составить предложение по сюжетной картинке (отметить преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме);

- составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьянку, белку»);

- вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит … лесом», «Мяч лежит …столом»);

- преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много…?»);

- образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» ( дерева, деревьев);

- согласовать имена прилагательные и числительные с существительными.

При обследовании грамматического строя речи особое внимание уделяется выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий здесь являются:

- образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (стульчик, глазки, ложечка и т.п.);

- образование прилагательных от существительных (стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный и т.п.);

- образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки – бельчонок, бельчата; у лошади – жеребенок, жеребята);

- образование глаголов с помощью приставок (бежал – прибежал и т.п.)

Критерии оценки грамматического строя речи: при нормальном речевом развитии к 5 годам дети правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колнсов, карандашов).

Усвоение предложных форм протекает в такой последовательности:

В 3-4 года – правильно употребляют все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях.

5-6 лет – правильно используют в речи сложные предлоги (из-за, из-под и т.д.).

Первые словообразовательные навыки формируются в 4 года – это образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

К 5 годам дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных по аналогии; формируется правильное употребление сочетания прилагательных с существительными и числительными в именительном падеже.

Специфические ошибки при речевом недоразвитии: нарушение понимания и употребления грамматических средств языка определяется термином «аграмматизм». Импрессивный аграмматизм – недостаточное понимание изменения значения слов при изменении приставки, суффикса и т.д. Экспрессивный аграмматизм – ошибки грамматического оформления речи (нарушение порядка слов в предложении (инверсия), неправильное использование падежных форм, замена или пропуск предлога, ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными, несформированность навыка словообразования).

Наряду с изучением связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, логопедическое обследование включает изучение звукопроизносительной стороны речи, которое необходимо начинать с обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

С этой целью подбираются слова с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова.

Задания:

- повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, карандаш, мотоцикл, телевизор, велосипед, аквариум и т.д.);

- самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом. Слова при этом варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросенок, стрекоза, учительница, жеребенок, ящерица, пирамида);

- повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре («Библиотекарь выдает книги», «Водопроводчик чинит водопровод»).

При грубом нарушении слоговой структуры и звуконаполняемости необходимо предложить ряд слогов на переключение:

- из разных гласных и согласных звуков (тамоку);

- из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата);

- из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку);

- из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па-папа, папа- папапа, папа – па и т.д.).

Ошибки слоговой структуры слова и звуконаполняемости при речевом недоразвитии:

- сокращение количества слогов, чаще при стечении согласных в слове (тол- стол, вок - волк);

- добавление лишних звуков и слогов (лимонт – лимон, глазики - глазки),

- перестановка звуков и слогов (коловода - сковорода);

- замена звуков и слогов (саф - шкаф);

- персеверация (застревания) слогов (хокист - хокеист);

- антиципация (предвосхищение) слогов (астобус - автобус).

Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование произношения, которое включает изучение не только произносительной стороны речи, но и уровня восприятия звуков, способности дифференциации их на слух.

Прежде всего, необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, неба. Отмечается их строение и соответствие норме (правильный прикус, и т.п.)

Задания, используемые при проверке подвижности органов артикуляции:

- облизать языком губы;

- дотянуться языком до носа, подбородка, левого, правого уха;

- пощелкать языком;

- сделать язык широким, распластанным, а затем узким;

- поднять кончик высунутого языка вверх и как можно дольше удерживать его в этом положении;

- перемещать кончик языка то в левый, то в правый угол губ, менять ритм движения;

- вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку и т.д.

При этом отмечается свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. отмечаются возможные недостатки произношения: замена, смешение, отсутствие отдельных звуков – при изолированном произнесении, в словах, во фразах.

Приемы обследования произношения:

- Ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых исследуемый звук находится в разных позициях – в начале, в середине, в конце слова.

- Проверяется, насколько правильно ребенок произносит проверяемые звуки в речевом потоке – предлагается произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно часто повторялся исследуемый звук.

При обследовании фонематического восприятия выясняется, как ребенок различает на слух отдельные звуки (в первую очередь, звуки, сходные по артикуляции и близкие по звучанию). Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп:

- свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за, са-ца, са-ча и т.д.);

- звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.);

- сонорных (ра-ли, ри-ли и т.д.)

- мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.)

Основной прием – повторение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов типа са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т.д.

При изучении фонематического восприятия выявляется также способность различать слова, близкие о звучанию: жук- сук – лук, том – дом - ком, мишка-миска, коза-коса, день – тень- пень. С этой целью ребенку предлагается выбрать нужную картинку или объяснить смысл каждого из парных слов, содержащих смешиваемые звуки.

Критерии оценки звукопроизношения:

3-4 года – правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи. звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль.

В 4-5 лет исчезает смягченное произношение звуков, замена свистящих и шипящих звуков на звуки т-д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех днтнй формируется звук р.

5-6 лет- правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки.

6-7 лет – в условиях правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются всеми звуками родного языка.

Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическое наблюдение.

Результаты комплексного обследования речи обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевого нарушения. Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и содержит рекомендации по преодолению специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии (приложение 2).

Изучение письменной речи.

Нарушения письменной речи определяются как дислексия и дисграфия.

Дисграфия стойкая неспособность к овладению навыками письма по правилам графики при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития и отсутствии грубых нарушений зрения и слуха.

Выделяют следующие психологические предпосылки формирования письма, нарушение или несформированность которых ведет к различным трудностям выработки его навыка (Л.С.Цветкова):

- сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической деятельности;

- сформированность или сохранность разных видов восприятия, ощущений (пространственного восприятия и представлений; зритенльно-0пространственного и слухо- пространственного гнозиса и т.д.);

- сформированность двигательной сферы – тонких, предметных движений;

- сформированность абстрактных способов деятельности, что достигается при постепенном переводе ребенка от действий с конкретными объектами к действиям с абстрактными объектами (символами);

- сформированность общего поведения – регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерениями и т.д.

В структуру письма включается три взаимодействующих уровня:

1) психологический – решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма;

2) психолингвистический – обеспечивает письмо языковыми средствами реализации процесса, т.е. осуществляет перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды – в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. слова, фразы, тексты;

3) психофизиологический – осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащую в основе письменной речи.

Диагностика нарушений навыков письмам предполагает анализ сформированности каждого из уровней.

Дислексия – стойкая избирательная неспособность овладения навыком чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития, отсутствии нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальных условиях обучения.

Структура процесса чтения определяется взаимодействием двух уровней:

1. Сенсомоторный уровень обеспечивает «технику» чтения, скорость и точность восприятия графического образа, включая:

- звукобуквенный анализ;

- удержание получаемой информации;

- смысловые догадки, возникающие на основе этой информации;

- контроль, сличение возникающих гипотез с данным материалом.

2. Семантический уровень на основе данных сенсомоторного уровня ведет к пониманию значения и смысла информации.

Синдромы дислексии и дисграфии, по мнению А.Н.Корнева – явления, возникшие на пересечении биолого-психологических и социокультуральных закономерностей, поэтому их диагностика должна быть комплексной – включать клинико-психологические и психолого-педагогические методики. В процессе обследования должны принимать участие три специалиста: психиатр, психолог и логопед.

А.Н.Корнев я,формулирует основные задачи диагностики нарушений письменной речи:

1. Уточнение характера трудностей и степени отставания в овладении навыками чтения и письма.

2. Диагностика уровня интеллектуального развития ребенка. При первичном снижении интеллекта отставание в овладении чтением и письмом может быть вторичным, но может иметь и самостоятельный генез, такие случаи наиболее трудны для диагностики.

3. Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой, обусловлено тем, что большинство детей с недоразвитием устной речи испытывают определенные трудности в чтении и письме, но лишь около одной трети из них страдают специфическими нарушениями этих навыков. Необходимо сопоставить степень выраженности затруднений в письменной речи и уровень развития устной речи и выявить речевые функции, несформированность которых создает патологическую основу расстройства.

4. Анализ психопатологической картины в двух ее основных аспектах: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе. Первое существенно влияет на прогноз и определяет выбор лечения, второе – определяет возможности коррекционной работы в зависимости от активного или пассивного участия ребенка, наличия протестного поведения и т.п. потребности в психотерапевтическом воздействии.

Комплексное обследование ребенка на ПМПК включает собственно логопедическое обследование, тем не менее, психолог, не пытаясь заменить собой логопеда, должен оценить речь ребенка с собственных позиций.

Н.Я. Семаго и М.М. Семаго считают необходимым оценивать следующие характеристики речи:

- речевую активность: слабая, активная, чрезмерная;

- объем активного и пассивного словаря и их соотношение;

- степень развернутости речевого высказывания и ответов в диалоге;

- наличие аграмматизмов;

- наличие «детских» слов (например, «бибика»);

- трудности инициации речевого высказывания;

- латентность (отсроченность) ответов;

- эмоциональность высказываний, их адекватность ситуации, соотнесенность эмоций с содержанием высказывания и ситуацией.

При оценке лингвистических представлений анализируются понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями – пространственно-временными и причинно-следственными:

- возможность словообразования;

- формирование сравнительных степеней прилагательных; подбор антонимов и синонимов;

- формирование и понимание пассивных речевых конструкций;

- оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями;

- решение вербальных задач с косвенным вопросом.

В.И.Лубовский предлагает психологу для оценки состояния речевого развития учитывать как результаты логопедического обследования, так и собственные данные, полученные при анализе понимания ребенком инструкций, называния объектов из стимульного материала, ответов на задания, спонтанных высказываний и высказываний во время беседы и т.д. В результате должно быть определено, существует ли недостаточность речи, а при ее наличии – средняя или грубая ее степень.

При нормальном уровне речевого развития состояние фонетико-фонематической стороны речи, ее словарного запаса и грамматического строя близко к нормативном состоянию для данного возраста. Недостатки произношения отдельных звуков, некоторая ограниченность активного словаря и грамматического строя (например, трудности в употреблении некоторых предлогов, отсутствие сложных предложений и т.п., что характерно для детей с ЗПР) не снижают оценки речевого развития как нормального – в пределах бытовой тематики активная речь в основном правильная. Диагностическим критерием является возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний, например, при описании картинки или спонтанных высказываний, адекватных ситуации.

Средняя степень недостаточности речи: у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в истории развития отмечаются позднее появление слов при их сильной искаженности, задержанное появление первых фраз, ограниченность словаря, дефекты произношения отдельных звуков и аграмматизмы.

При грубых недостатках речевого развития ребенок на рубеже дошкольного и школьного возраста имеет трудности внутреннего программирования и речевого оформления высказываний, выраженные недостатки грамматического строя, недостатки произношения нескольких групп звуков, трудности в различении фонем.



2018-07-06 2623 Обсуждений (0)
Логопедическое обследование на ПМПК 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Логопедическое обследование на ПМПК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)