Логопедическое обследование на ПМПК
Изучение речи проводится в рамках логопедического обследования и включает в себя изучение устной и письменной речи. Изучение устной речи. В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р. Е. Левиной. Основой этого анализа являются современные представления о речевой деятельности как сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обуславливают друг друга. Первичная несформированность у ребенка одного их языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения в речевой системе. Таким образом, логопедическое обследование включает в себя изучение основных составляющих речевую систему компонентов: - связной самостоятельной речи; - словарного запаса (лексики); - грамматического строя речи; - звукопроизносительной стороны речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия). Цели логопедического обследования: 1) выявить объем речевых навыков у ребенка; 2) сопоставить его с возрастными нормами и уровнем психического развития ребенка; 3) определить соотношение нарушения и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности. Этапы логопедического обследования: 1 этап – ориентировочный. Цель: дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка: - время начала гуления, лепета, первых слов, фраз; - не прерывалось ли речевое развития (если прерывалось – по какой причине и когда восстанавливалась речь); - характер речевого окружения (особенности речи близких, двуязычие, требования к речи ребенка со стороны взрослых); - отношение ребенка к своему речевому дефекту; - оказывалась ли логопедическая помощь и каковы результаты. 2 этап – проверка или подтверждение сохранности слуха. Ребенка ставят спиной на расстоянии 6-8 м (норма для восприятия слов шепотной громкости). Называются слова обычной разговорной громкости и шепотом. Список слов – см. приложение 2. При восприятие шепота на расстоянии не более 3 м – необходимость специальной консультации в сурдоцентре. Если дети на период проверки слуха не владеют речью или только начинают говорить – используются картинки с нарисованными на них простыми и знакомыми детям предметами. Ребенка просят не повторять слова, сказанные логопедом, а показать соответствующую картинку. Сначала логопед просит показать куклу, мячик, находясь рядом с ребенком, а потом постепенно удаляясь от него. 3 этап – обследование речи. Обследование речи проводится по нескольким направлениям (в соответствие с вышеперечисленными речевыми компонентами) и предполагает изучение каксобственной (экспрессивной) активной речи ребенка и понимание им речи окружающих (импрессивной). Процедуру обследования трудно разделить по указанным видам речи (что обусловлено сложным строением речевой функции). Поэтому целесообразно чередовать приемы, направленные на выявление особенностей как одной, так и другой речи. Основные виды заданий при изучении импрессивной речи: - называние предметов, их частей, качеств, действий с ними на предъявленных логопедом картинках (обследование понимания слов); - выполнение предъявленных на слух инструкций различной сложности (обследование понимания предложений); - выбор предмета или картинки в соответствии с названной логопедом грамматической формой (обследование понимания грамматических форм); - пересказ текста, ответы на вопросы к нему, работа с деформированным текстом и т.п. (обследование понимания текста). В заключении дается характеристика уровня сформированности импрессивной речи: понимание обращенной речи сформировано в полном объеме; понимание обращенной речи на бытовом уровне; понимание обращенной речи ограничено ( в пределах ситуации); обращенную речь не понимает: - нулевой уровень- ребенок с сохранным слухом не понимает обращенной речи, иногда реагируя только на интонации или свое имя; - ситуативный – понимает простые инструкции в привычной, конкретной ситуации; - номинативный – ориентируется в названиях предметов, в том числе изображенных на картинках, но не ориентируется или ориентируется очень слабо в названиях действий; - предикативный – ориентируется в названиях действий, понимает падежные формы, различает значение простых предлогов; - расчлененный – понимает образуемые за счет флексий, приставок, суффиксов значения слов и смысловые оттенки. Обследование активной (экспрессивной) речи начинается с беседы с ребенком, цель которой – выявить его общий кругозор, владение связным высказыванием. Анализ ответов в ходе беседы позволяет сформулировать предварительную гипотезу и определить дальнейшие этапы обследования. Например, если в процессе предварительной беседы ребенок, так или иначе, демонстрирует владение самостоятельным связным высказыванием, то возникает необходимость определить степень сформированности развернутой самостоятельной речи и установить соответствие возрастным нормам. Сформированность экспрессивной устной речи, по Е.М. Мастюковой, включает три уровневые оценки: 1-й уровень – общение с помощью звукосочетаний и отдельных слов; 2-й уровень – общение с помощью двухсловных предложений; 3-й уровень – общение с помощью более развернутых предложений из трех и более слов. Обследование связной речи может проводиться в ходе беседы и включает в себя серию заданий по углубленному изучению развернутого самостоятельного высказывания: - беседа; - составление рассказа по сюжетной картинке; - составление рассказа по серии сюжетных картинок; - пересказ; - составление рассказа –описания; - составление рассказа по представлению. Критерии оценки связной речи: 4 г.ж. – дети овладевают простым распространенным предложением. К 3-4 г.ж. – начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. После 4 лет – могут пересказывать простую знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения. К 5 годам – могут пересказывать короткие тексты, прослушав их два раза. После 5 лет – подробно и последовательно рассказывают об увиденном и услышанном, могут объяснить причину и следствие. После 6 лет – могут составить собственный рассказ, развернутый и логичный по содержанию. При речевом недоразвитии наблюдаются характерные особенности связной речи (бедность и однообразие синтаксических конструкций, нарушение логики рассказа и т.п.). Содержание следующего направления логопедического обследования предполагает изучение словарного запаса: - выявить соответствие или не соответствие словаря возрастной норме, охарактеризовать активный словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, использование других частей речи); - выявить точность употребления лексических значений слов. В обследование включается: Предметный словарь: - существительные, обозначающие предмет и его части (чайник, крышка, носик, донышко); - существительные со сходными лексическими значениями (платье - сарафан); - обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда и т.п.); - названия времен года; - названия животных и их детенышей; - названия профессий. Глагольный словарь: - глаголы, обозначающие действия с предметами; - глаголы, обозначающие состояния, чувства, явления. Глаголы предъявляются не только в форме инфинитива (бегать, мыть, рисовать), но и различных временных формах с различными приставками (бежал - прибежал); в различных залогах (моем - моемся). Словарь признаков: прилагательные, обозначающие: - величину предметов (высокий, низкий, узкий); - цвет (основной и его оттенки); - форму (круглый, овальный, квадратный); - качества (молочный, пушистый, гладкий); - сезонные признаки (летний, зимний, осенний, весенний). К словарю признаков относят употребление наречий типа: медленно, быстро, громко, высоко. Дополнительно к этому обследуется словарь антонимов - одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова, нпр, ключ (дверной) – ключ (речной). Наиболее простым приемом обследования словарного запаса является называние предметов, качеств по специально подобранным картинкам: по тематическому (игрушки, мебель, транспорт), либо ситуационному признаку (магазин, мастерская, класс). Критерии оценки словарного запаса: При нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания активный словарь ребенка увеличивается очень быстро: В 3-4 года от составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действия. В 4 года активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, синонимами, антонимами; свободно используют в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (пальчик, зайчик, лобик, куколка и т.д.). В 5- 6 лет – усвоение детьми навыка словообразования позволяет использовать в речи слова, обозначающие качества предметов (железный, деревянный, пластмассовый), а также слова разных частей речи, образованные от одного корня (плавать – пловец, плавучий). Преобладающие лексические ошибки при речевом недоразвитии: замена наименования части предмета названием самого предмета в целом (воротник, рукав- рубашка); замена названий признаков (узкий- неузкий, короткий – маленький и т.д.) Важный момент логопедического обследования – изучение сформированности грамматического строя речи. Выявляются: - правильность построения грамматической структуры предложения; - характер использования падежных форм существительных; - правильность употребления рода существительных, форм единственного и множественного числа; - правильность согласования различных частей речи; - характер употребления предложных конструкций; - степень владения навыками словообразования и словоизменения. Задания, используемые при обследовании грамматического строя речи: - составить предложение по сюжетной картинке (отметить преобладающее количество слов в предложениях, соответствие последовательности слов в предложении грамматической норме); - составить предложение по картинке, сюжет которой предусматривает употребление заданных грамматических форм («Дети видели в зоопарке слона, льва, обезьянку, белку»); - вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме («Самолет летит … лесом», «Мяч лежит …столом»); - преобразовать заданную грамматическую форму единственного числа во множественное («Один стол, а много…?»); - образовать формы родительного падежа единственного и множественного числа («На этой картинке есть дерево, а на этой нет чего?» ( дерева, деревьев); - согласовать имена прилагательные и числительные с существительными. При обследовании грамматического строя речи особое внимание уделяется выявлению навыка словообразования. Основными видами заданий здесь являются: - образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов (стульчик, глазки, ложечка и т.п.); - образование прилагательных от существительных (стакан из стекла – стеклянный, стол из дерева – деревянный и т.п.); - образование названий детенышей животных в единственном и множественном числе (у белки – бельчонок, бельчата; у лошади – жеребенок, жеребята); - образование глаголов с помощью приставок (бежал – прибежал и т.п.) Критерии оценки грамматического строя речи: при нормальном речевом развитии к 5 годам дети правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колнсов, карандашов). Усвоение предложных форм протекает в такой последовательности: В 3-4 года – правильно употребляют все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. 5-6 лет – правильно используют в речи сложные предлоги (из-за, из-под и т.д.). Первые словообразовательные навыки формируются в 4 года – это образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. К 5 годам дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных по аналогии; формируется правильное употребление сочетания прилагательных с существительными и числительными в именительном падеже. Специфические ошибки при речевом недоразвитии: нарушение понимания и употребления грамматических средств языка определяется термином «аграмматизм». Импрессивный аграмматизм – недостаточное понимание изменения значения слов при изменении приставки, суффикса и т.д. Экспрессивный аграмматизм – ошибки грамматического оформления речи (нарушение порядка слов в предложении (инверсия), неправильное использование падежных форм, замена или пропуск предлога, ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными, несформированность навыка словообразования). Наряду с изучением связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, логопедическое обследование включает изучение звукопроизносительной стороны речи, которое необходимо начинать с обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов. С этой целью подбираются слова с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Задания: - повторение вслед за логопедом слов разной структурной сложности (елка, паук, стол, шкаф, пушка, бабушка, карандаш, мотоцикл, телевизор, велосипед, аквариум и т.д.); - самостоятельное называние картинок, специально подобранных логопедом. Слова при этом варьируются в зависимости от звуконаполняемости (смородина, поросенок, стрекоза, учительница, жеребенок, ящерица, пирамида); - повторение предложений, включающих в себя заданное слово, трудное по слоговой структуре («Библиотекарь выдает книги», «Водопроводчик чинит водопровод»). При грубом нарушении слоговой структуры и звуконаполняемости необходимо предложить ряд слогов на переключение: - из разных гласных и согласных звуков (тамоку); - из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата); - из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку); - из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па-папа, папа- папапа, папа – па и т.д.). Ошибки слоговой структуры слова и звуконаполняемости при речевом недоразвитии: - сокращение количества слогов, чаще при стечении согласных в слове (тол- стол, вок - волк); - добавление лишних звуков и слогов (лимонт – лимон, глазики - глазки), - перестановка звуков и слогов (коловода - сковорода); - замена звуков и слогов (саф - шкаф); - персеверация (застревания) слогов (хокист - хокеист); - антиципация (предвосхищение) слогов (астобус - автобус). Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование произношения, которое включает изучение не только произносительной стороны речи, но и уровня восприятия звуков, способности дифференциации их на слух. Прежде всего, необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, неба. Отмечается их строение и соответствие норме (правильный прикус, и т.п.) Задания, используемые при проверке подвижности органов артикуляции: - облизать языком губы; - дотянуться языком до носа, подбородка, левого, правого уха; - пощелкать языком; - сделать язык широким, распластанным, а затем узким; - поднять кончик высунутого языка вверх и как можно дольше удерживать его в этом положении; - перемещать кончик языка то в левый, то в правый угол губ, менять ритм движения; - вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку и т.д. При этом отмечается свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому. При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. отмечаются возможные недостатки произношения: замена, смешение, отсутствие отдельных звуков – при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Приемы обследования произношения: - Ребенку предъявляются для называния картинки с изображением предметов, в названиях которых исследуемый звук находится в разных позициях – в начале, в середине, в конце слова. - Проверяется, насколько правильно ребенок произносит проверяемые звуки в речевом потоке – предлагается произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно часто повторялся исследуемый звук. При обследовании фонематического восприятия выясняется, как ребенок различает на слух отдельные звуки (в первую очередь, звуки, сходные по артикуляции и близкие по звучанию). Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп: - свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за, са-ца, са-ча и т.д.); - звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.); - сонорных (ра-ли, ри-ли и т.д.) - мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.) Основной прием – повторение вслед за логопедом различных оппозиционных слогов типа са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т.д. При изучении фонематического восприятия выявляется также способность различать слова, близкие о звучанию: жук- сук – лук, том – дом - ком, мишка-миска, коза-коса, день – тень- пень. С этой целью ребенку предлагается выбрать нужную картинку или объяснить смысл каждого из парных слов, содержащих смешиваемые звуки. Критерии оценки звукопроизношения: 3-4 года – правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение звуков речи. звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; аффрикаты ч, щ на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль. В 4-5 лет исчезает смягченное произношение звуков, замена свистящих и шипящих звуков на звуки т-д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко. Еще не у всех днтнй формируется звук р. 5-6 лет- правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть ошибки при дифференциации, недостаточно сформированы сонорные звуки. 6-7 лет – в условиях правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического речевого аппарата дети правильно пользуются всеми звуками родного языка. Полученные данные о состоянии речевого развития ребенка должны быть всесторонне проанализированы с опорой на достаточно большое количество примеров детской речи и на динамическое наблюдение. Результаты комплексного обследования речи обобщаются в виде логопедического заключения, где указывается уровень речевого развития ребенка и форма речевого нарушения. Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и содержит рекомендации по преодолению специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии (приложение 2). Изучение письменной речи. Нарушения письменной речи определяются как дислексия и дисграфия. Дисграфия стойкая неспособность к овладению навыками письма по правилам графики при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития и отсутствии грубых нарушений зрения и слуха. Выделяют следующие психологические предпосылки формирования письма, нарушение или несформированность которых ведет к различным трудностям выработки его навыка (Л.С.Цветкова): - сформированность или сохранность устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической деятельности; - сформированность или сохранность разных видов восприятия, ощущений (пространственного восприятия и представлений; зритенльно-0пространственного и слухо- пространственного гнозиса и т.д.); - сформированность двигательной сферы – тонких, предметных движений; - сформированность абстрактных способов деятельности, что достигается при постепенном переводе ребенка от действий с конкретными объектами к действиям с абстрактными объектами (символами); - сформированность общего поведения – регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерениями и т.д. В структуру письма включается три взаимодействующих уровня: 1) психологический – решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма; 2) психолингвистический – обеспечивает письмо языковыми средствами реализации процесса, т.е. осуществляет перевод внутреннего смысла и содержания, формирующихся на психологическом уровне, в лингвистические коды – в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т.е. слова, фразы, тексты; 3) психофизиологический – осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащую в основе письменной речи. Диагностика нарушений навыков письмам предполагает анализ сформированности каждого из уровней. Дислексия – стойкая избирательная неспособность овладения навыком чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития, отсутствии нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальных условиях обучения. Структура процесса чтения определяется взаимодействием двух уровней: 1. Сенсомоторный уровень обеспечивает «технику» чтения, скорость и точность восприятия графического образа, включая: - звукобуквенный анализ; - удержание получаемой информации; - смысловые догадки, возникающие на основе этой информации; - контроль, сличение возникающих гипотез с данным материалом. 2. Семантический уровень на основе данных сенсомоторного уровня ведет к пониманию значения и смысла информации. Синдромы дислексии и дисграфии, по мнению А.Н.Корнева – явления, возникшие на пересечении биолого-психологических и социокультуральных закономерностей, поэтому их диагностика должна быть комплексной – включать клинико-психологические и психолого-педагогические методики. В процессе обследования должны принимать участие три специалиста: психиатр, психолог и логопед. А.Н.Корнев я,формулирует основные задачи диагностики нарушений письменной речи: 1. Уточнение характера трудностей и степени отставания в овладении навыками чтения и письма. 2. Диагностика уровня интеллектуального развития ребенка. При первичном снижении интеллекта отставание в овладении чтением и письмом может быть вторичным, но может иметь и самостоятельный генез, такие случаи наиболее трудны для диагностики. 3. Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой, обусловлено тем, что большинство детей с недоразвитием устной речи испытывают определенные трудности в чтении и письме, но лишь около одной трети из них страдают специфическими нарушениями этих навыков. Необходимо сопоставить степень выраженности затруднений в письменной речи и уровень развития устной речи и выявить речевые функции, несформированность которых создает патологическую основу расстройства. 4. Анализ психопатологической картины в двух ее основных аспектах: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе. Первое существенно влияет на прогноз и определяет выбор лечения, второе – определяет возможности коррекционной работы в зависимости от активного или пассивного участия ребенка, наличия протестного поведения и т.п. потребности в психотерапевтическом воздействии. Комплексное обследование ребенка на ПМПК включает собственно логопедическое обследование, тем не менее, психолог, не пытаясь заменить собой логопеда, должен оценить речь ребенка с собственных позиций. Н.Я. Семаго и М.М. Семаго считают необходимым оценивать следующие характеристики речи: - речевую активность: слабая, активная, чрезмерная; - объем активного и пассивного словаря и их соотношение; - степень развернутости речевого высказывания и ответов в диалоге; - наличие аграмматизмов; - наличие «детских» слов (например, «бибика»); - трудности инициации речевого высказывания; - латентность (отсроченность) ответов; - эмоциональность высказываний, их адекватность ситуации, соотнесенность эмоций с содержанием высказывания и ситуацией. При оценке лингвистических представлений анализируются понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями – пространственно-временными и причинно-следственными: - возможность словообразования; - формирование сравнительных степеней прилагательных; подбор антонимов и синонимов; - формирование и понимание пассивных речевых конструкций; - оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями; - решение вербальных задач с косвенным вопросом. В.И.Лубовский предлагает психологу для оценки состояния речевого развития учитывать как результаты логопедического обследования, так и собственные данные, полученные при анализе понимания ребенком инструкций, называния объектов из стимульного материала, ответов на задания, спонтанных высказываний и высказываний во время беседы и т.д. В результате должно быть определено, существует ли недостаточность речи, а при ее наличии – средняя или грубая ее степень. При нормальном уровне речевого развития состояние фонетико-фонематической стороны речи, ее словарного запаса и грамматического строя близко к нормативном состоянию для данного возраста. Недостатки произношения отдельных звуков, некоторая ограниченность активного словаря и грамматического строя (например, трудности в употреблении некоторых предлогов, отсутствие сложных предложений и т.п., что характерно для детей с ЗПР) не снижают оценки речевого развития как нормального – в пределах бытовой тематики активная речь в основном правильная. Диагностическим критерием является возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний, например, при описании картинки или спонтанных высказываний, адекватных ситуации. Средняя степень недостаточности речи: у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в истории развития отмечаются позднее появление слов при их сильной искаженности, задержанное появление первых фраз, ограниченность словаря, дефекты произношения отдельных звуков и аграмматизмы. При грубых недостатках речевого развития ребенок на рубеже дошкольного и школьного возраста имеет трудности внутреннего программирования и речевого оформления высказываний, выраженные недостатки грамматического строя, недостатки произношения нескольких групп звуков, трудности в различении фонем.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2623)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |