Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельная работа студента - необходимое звено становления исследователя и специалиста



2018-07-06 489 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа студента - необходимое звено становления исследователя и специалиста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прогресс науки и техники, информационных технологий приводит к значительному увеличению научной информации, что предъявляет более высокие требования не только к моральным, нравственным свойствам человека, но постоянно возрастающие требования в области образования – обновление, модернизация общих и профессиональных знаний, умений специалиста.

Любое образование должно выступать как динамический процесс, присущий человеку и продолжающийся всю его жизнь. Под этим понимается не столько накопление знаний, сколько овладение научно обоснованными способами их приобретения. В этом, вообще говоря, состоит основная задача вуза.

Специфика вузовского учебного процесса, в организации ко­торого самостоятельной работе студента отводятся все больше мес­та, состоит в том, что он является последним и самым адекватным звеном для реализации этой задачи. Во время учебы в вузе происходит выработка стиля, навыков учебной (познавательной) деятельности, рациональный характер которых будет спо­собствовать постоянному обновлению знаний высококвалифицированного выпускника вуза.

 

Однако, до этом пути существуют определенные трудности, в частности, переход студента от синтетического процесса обучения в сред­ней школе, к аналитическому в ВУЗе. Это связано как с новым содержанием обучения (расширение общего образования и углубление профессиональной подготовки), так и с новыми формами обучения (лекции, семинары, лабораторные занятия и т.д.).

Студент получает не только знания, предусмотренные програм­мой и учебными пособиями, но он также должен познакомиться со способами приобретения знаний так, чтобы суметь оценить, что мы знаем, откуда мы это знаем и как этого знания мы достигли.

 

Ко всему этому приходят через собственную самостоятельную работу.

Самостоятельно приобретенные знания являются более оперативными, они становятся личной собственностью, а также мотивом поведения, развивают интеллектуальные черты, внимание, наблюдательность, критичность, умение оценивать.

Роль преподавателя в основном заключается в руководстве накоплением знаний (по отношению к первокурсникам), а в последующие годы учебы, на старших курсах, в совместном установлении проблем в познании и помощи в самостоятельных поисках студента, а также контроле за их учебной и научной деятельностью.

 

Отметим, что нельзя ограничиваться только приобретением знаний, предусмотренных программой изучаемой дисциплины, надо постоянно углублять полученные знания, сосредотачивая их на какой-нибудь узкой профессиональной области, соответствующей интересам студента.

Углубленное изучение всех предметов, предусмотренных программой, на практике является возможным, и хорошая организация работы позволяет экономить время, что создает условия для глубокого, систематического, заинтересованного изучения само­стоятельно выбранной студентом темы.

Учитывая личные возможности, существующие условия жизни и работы, навыки, на основе этих рекомендаций, возможно выработать индивидуально обоснованную совокупность методов, способов, найти свой стиль или усовершенствовать его, чтобы изучив определенный материал, иметь время оценить его значимость, пригодность и возможности его применения, чтобы, в конеч­ном счете, обеспечить успешность своей учебе с будущей профессиональной деятельности.

 

Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы

С первых же дней на студента обрушивается огромный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Часто возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет.

 

Система вузовского обучения подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности.

Вчерашнему школьнику сделать это бывает непросто: если в школе ежедневный контроль со стороны учителя заставлял постоянно и систематически готовиться к занятиям, то в ВУЗе вопрос об уровне знаний вплотную встает перед студентом только в период сессии.

 

Такая ситуация оборачивается для некоторых соблазном весь семестр посвятить свободному времяпрепровождению («когда будет нужно – выучу»), а когда приходит пора экзаменов, материала, подлежащего усвоению, оказывается так много, что никакая память не способна его освоить в оставшийся промежуток времени.

Работа с книгой

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.

Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.

Литературу обычно рекомендует преподаватель, читающий лекционный курс. Или она может быть указана в методических разработках по данному курсу.

Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).

При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.

Особое внимание следует обратить на определение и закрепление основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно.

 

v Нужнодобиваться точного представленияо том, что изучаешь.

v Полезно составлять опорные конспекты.

v При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.

v Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при повторном прочтении записей лучше запоминались.

v Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.

 

Различают два вида чтения: первичное и вторичное.

 

Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.

 

Задача вторичного чтения - полноеусвоение смысла целого текста (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).



2018-07-06 489 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа студента - необходимое звено становления исследователя и специалиста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельная работа студента - необходимое звено становления исследователя и специалиста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)