Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ



2018-07-06 480 Обсуждений (0)
ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Элементарные формы социальных связей

Функционирование социальной системы осуществля­ется благодаря определенной связи между ее элементами. В качестве таковой выступают социальные связи.Соци­альные связи — это «совокупность осознанных или неосо­знанных, необходимых и случайных, устойчивых и спон­танных зависимостей одних социальных субъектов и объ­ектов от других, их воздействия друг на друга» [248. С.327], это комплекс факторов, обеспечивающих совмест­ную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к ус­тойчивости я развитию. Как указывает Я.Щепаньский, социальная связь это не просто совокупность разного рода отношений и зависимостей, она представляет собой «организованную систему отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индиви­дов, подгруппы и другие составные элементы в функцио­нальное целое, способное к устойчивости и развитию» [312. С. 122]. Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Их уста­новление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей.

Разные виды контактов (пространственный, психичес­кий, социальный), социальное действие, социальные взаи­модействия, социальные отношения, социальный контроль, социальные организации и социальные институты — высту­пают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны, с некоторой долей условности, как этапы ее формирования. Вслед за Я.Щепаньским проанализируем существующие социальные связи и рас­смотрим, что же происходит между индивидами, людьми, как возникают между ними связи и зависимости, соеди­няющие их в устойчивые объединения. Описание связей будет дано в «препарированном» виде, Т.е. поочередно рассмотрим отдельные элементы социальной связи, кото­рые в реальной жизни выступают в единой системе.

Контакты

Различают следующие виды контактов:пространст­венный, психический и социальный контакт.

Пространственный контакт. Любые отношения между людьми начинаются с какого-либо соприкосновения в пространстве, Т.е. происходит взаимное наблюдение ин­дивидов, в результате чего выясняется, обладает ли один из них теми чертами и свойствами, которые могут заинте­ресовать другого. Пространственный контакт бывает не­посредственный и опосредованный. Непосредственный — когда наблюдение и встреча двух индивидов осущест­вляется непосредственно, а опосредованный, когда, на­пример, рабочий ищет себе работу и, читая объявления, выясняет, подходит ли ему предлагаемая работа или нет.

Итак, первым условием и элементом возникновения социальной связи является непосредственный или опос­редованный контакт в пространстве и времени, благодаря которому происходит взаимное наблюдение имеющихся у индивидов черт. Конечно, не все пространственные кон­такты приводят к социальной связи. Каждый день мы встречаемся в метро, автобусе, на улицах, в магазинах с большим количеством людей, с которыми нас ничто не будет связывать в будущем, но в то же время данные контакты, позволяющие наблюдать, какими чертами об­ладает другой индивид, делают возможным появление следующих этапов контакта.

Психический контакт. Первым элементом психическо­го контакта является заинтересованность. Эта заинтересо­ванность возникает на основе уже существующих потреб­ностей наблюдающего. То есть после того, как индивид уяснил, что какие-то черты другого индивида могут каким-либо способом удовлетворить его потребности (биологические, экономические, культурные и т.д.).

Заинтересованность может быть взаимной и односто­ронней. Например, молодой человек увидел в метро такую девушку, которая отвечает всем его потребностям и кото­рую он давно искал и с которой хотел бы связать свою жизнь. Девушка, в свою очередь, осознает заинтересован­ность, какую она пробудила у юноши, и взаимно оцени­вает его на предмет обладания им соответствующих ее потребностям черт. Такая взаимная заинтересованность ведет к элементарному психическому контакту.

Сам по себе психический контакт не создает еще никакой связи, он является лишь условием и обязатель­ным элементом для появления устойчивой связи, отно­шений между людьми.

Социальный контакт. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальныйконтакт — это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности.

Он происходит, если два индивида встречаются и на­чинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обме­на ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуа­ция, имеющие особое значение для обоих.

Простейший пример социального контакта — покупка газет. Сначала устанавливается пространственный кон­такт — вы выясняете есть ли интересующая вас газета, затем психический контакт — выясняете готовность про­давца продать, Т.е. наблюдаете за его заинтересованнос­тью вами как покупателем, и в конечном результате на основе всего этого происходит социальный контакт — вы покупаете газету.

В зависимости от частоты и продолжительности су­ществования контакты могут быть временными (мимолет­ными, преходящими) и устойчивыми (прочными).

В зависимости от того, кто заинтересован в контак­те, контакты могут быть также формальными и неформаль­ными. Формальные — если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллекти­ва, если она возникла в процессе реализации институци-онализированных интересов, анеформальные основана на индивидуальных потребностях лица.

В зависимости от того, что лежит в основе заинтере­сованности, различают личностные и предметные контак­ты.Личностные выражают заинтересованность личност­ными чертами или положением партнера, апредметные заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера.

В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными.Непосредственные это контакты, устанавливаемые визуально, аопосредованные через различ­ные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).

Перечисленные контакты могут складываться в раз­личные комбинации, например, непосредственные пред­метные устойчивые контакты — это покупка каждое утро газеты у одного и того же продавца.

Необходимо подчеркнуть, что личностные контакты являются важным фактором общественной жизни. Если непосредственные постоянные личные контакты отсутст­вуют, то это ведет к изоляции от общества и одиночеству. Одиночество, ограничение социальных контактов только предметными лежат в основе многих отрицательных явле­ний современного общества и приводят к серьезным на­рушениям психики личности.

Социальные действия

Социальные действия это определенная система по­ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Осно­вой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реак­ции индивида или группы, изменить их поведение.

Итак, социальные действия — это такие действия, цель которых вызвать изменение поведения, взглядов и стремлений индивидов или общностей. Уже М.Вебер под­черкивал, что не все действия людей представляют собой социальные действия, так как достижение далеко не вся­кой цели предполагает ориентацию на других людей. По этому поводу в своей работе «Основные социологические понятия» он писал: «Социальное действие (включая не­вмешательство или терпеливое приятие) может быть ори­ентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грядущей опасности в будущем. «Дру­гие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей» [29. С.625]. Таким образом, по М.Веберу, соци­альное действие представляет собой синтез двух необхо­димых моментов: а) субъективная мотивация действия индивида или группы; 6) ориентация на поведение (про­шлое, настоящее или ожидаемое в будущем) других.

Любое социальное действие представляет из себя сис­тему, в которой можно выделить следующие элементы :

- субъект действия, воздействующий индивид или об­щность людей;

- объект действия, индивид или общность, на которых направлено действие;

- средства (орудия действия) и методы действия, с помощью которых осуществляется необходимое измене­ние;

- результат действия — ответная реакция индивида или общности, на которых было направлено действие.

Следует различать два следующих понятия: «поведе­ние» и «действие». Если поведение — это ответная реак­ция организма на внутренние или внешние раздражители (оно может быть рефлекторным, неосознанным или на­меренным, осознанным), то действие — это только неко­торые виды поведения. Социальные действия — это всег­да преднамеренные комплексы поступков, связанные с выбором средств и направленные на достижение опреде­ленной цели — изменение поведения, установок или мне­ний других индивидов или групп. При этом социальные действия направлены на такое изменение чужого поведе­ния и установок, которое удовлетворяло бы определенные потребности и интересы воздействующих. Поэтому ко­нечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Социальное действие, по мнению М.Вебера, занимает центральное место в содержании социологии как науки. Он пишет: «Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально[56] объяснить его процесс и воздействие» [29. С.602]. М.Вебер, в зависимости от сте­пени участия сознательных, рациональных элементов в со­циальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие [см.: 29. 0.628]. Для целерационального действия характер­но ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффектив­ны. При этом им заранее анализируются все возможные положительные и отрицательные, ответные реакции со стороны объекта воздействия, находится разумное сочета­ние личной цели и социальной. «Целерационально дейст­вует тот индивид, — отмечает М.Вебер, — чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам.., то есть действу­ет, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно» [29. С.629], Т.е. не на основе той или иной традиции, привычки. Наиболее мас­совыми в реальной жизни являютсяценностно- рацио­нальные действия. В отличие от целерациональных дейст­вий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях Бездействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед родителями, перед Отечеством и т.д). Такие действия, как считает М.Вебер, подчинены «заповедям» или «требова­ниям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. Традиционное действие это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления. Данное действие осуществляется на основе глубоко усво­енных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных.Аффективное действие это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратко­временного, но интенсивно бурного эмоционального со­стояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель (например, во время гнева, ужаса). В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэто­му, по мнению М.Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и соци­альное творчество [см.: 244. С.24-25].Репродуктивные действия действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функциониро­вания конкретного социального института (социальный контроль, следование традиции, укрепление трудовой дисциплины и т.д.).Социальное отрицание действия, направленные на упразднение каких-то элементов обще­ственной жизни (критика существующих недостатков, преодоление различных форм девиантного поведения и т.д.).Социальное творчество — действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и раз­витие общественного сознания (изобретательская и раци­онализаторская деятельность, совершенствование нравст­венно-психологического климата в трудовых коллективах и т.д.).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуж­дение и позитивное убеждение.Негативное принуждениечаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения.Позитивное убеждение осно­вывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без приме­нения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации соци­альных действий. Так, Ф.Знанецкий [см.: 312. С.96-97] все типы социальных действий делит на две группы: приспо­собления и оппозиции. К первой группе он относит все действия, которые приводят к желаемому поведению ин­дивида или группы без использования угроз, направлен­ных на ценности или возможности индивида. Ко второй группе — все действия, которые сопровождаются угроза­ми и репрессиями. Существуют и такие группы поведения. которые свойственны обеим группам, немногочисленны. В первом случае изменения чужого поведения добиваются с помощью просьбы, приглашения, подражания целенаправленным воспитанием, а также подчинением (иногда даже намеренным) в процес­се выполнения действия. Это общие типы действия, ис­пользуемые во всех обществах для достижения желаемого изменения поведения без применения угроз и репрессий по отношению к индивиду или объекту действия.

Для изменения чужого поведения и установок при помощи угроз свойственны и другие типы поведения. К ним Ф.Знанецкий причисляет, во-первых, противопоставление себя другим; во-вторых, репрессии и бунт как естественные реакции на всякое насилие, агрессию, при­обретающую разные виды; в-третьих, враждебность, про­являющуюся в разных формах: от нежелания сотрудни­чать до сопротивления. Средним между аккомодацией[57] и оппозицией выступает, по его мнению, эгоистический компромисс [см.: 312. С.97].

Изучение социальных действий — очень важная зада­ча, стоящая перед социологами, так как благодаря им осуществляется функционирование индивидов и групп и функционирование социальной связи. Большой вклад в исследование проблем социального действия внесли такие крупные социологи, как Э.Дюркгейм, Т.Парсонс («Структура социального действия», «К общей теории действия») и др.

Социальное действие необходимо отличать от соци­ального взаимодействия. При этом следует также по­мнить, что не все социальные действия в конечном итоге приводят к социальному взаимодействию.



2018-07-06 480 Обсуждений (0)
ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)