Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная философия и философия истории. Концепции общественного развития . Движущие силы социального развития.



2018-07-06 1464 Обсуждений (0)
Социальная философия и философия истории. Концепции общественного развития . Движущие силы социального развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бэкхем), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри).

Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь по преимуществу идет об основоположениях удивительного феномена - человеческой истории. Вопросы, которые в этой связи обсуждаются, достаточно неожиданны: как возможна история вообще? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? Если есть, то откуда он берется, т.е. заключается ли он в самой ткани исторического события или он - следствие нашей позднейшей его интерпретации? Имеет ли история направление? Кто является творцом истории? Как возможно историческое событие? Важнейшее отличие философии истории от истории состоит в том, что, если историю интересует причины определенных конкретных событий, то философия истории анализирует общие закономерности исторического процесса в целом. Термин "философия истории" довольно позднего происхождения. Его ввел в оборот Вольтер. Одна из его работ так и называлась - "Философия истории".

В социальной философии исторически сложились следующие основные концепции общественного развития: социологический идеализм (сознание, дух, идея определяют общественное бытие людей), географический детерминизм (географические условия являются определяющим фактором общественного развития); исторический материализм (основой общественного развития являются материальные условия жизни людей, преж-

де всего - производство материальных благ); биологический детерминизм (основой общественного развития является биологическая природа человека); психологизм в понимании общественной жизни (объяснение социальных процессов исходя из психологии больших социальных групп); техницизм (абсолютизация роли техники в развитии общества).

 

В истории философской мысли сложились разные представления о том, что же является движущей силой общественного развития. Часть философов полагала, что все изменения в обществе обусловлены сознанием людей. Августин Блаженный, например, считал, что мир меняется потому, что таково Божье предначертание, а Вольтер утверждал, что «мнения правят миром». Надо знать, как мнения рождаются, почему они столь различны и к каким последствиям приводят. Тогда можно будет и постичь историю.

Многим мыслителям казалось, что источником общественных нововведений являются не идеи и мнения, а природные условия. Шарль Монтескье считал, что именно климат определяет особенность того или иного общества.

В XIX веке родилась принципиально иная позиция по проблеме «Истоки и движущие силы общественного развития». Она принадлежит К. Марксу. Всякие социальные изменения происходят, в конечном счете, в результате коренных преобразований в материальной сфере, прежде всего в экономических отношениях, которые К. Маркс считал базисом общества. Базис порождает соответствующую ему надстройку, в структуру которой входит вся совокупность политических, правовых, нравственных, религиозных и других идей, государственных и общественных организаций. Способ производства, то есть единство и взаимодействие производительных сил и данного типа производственных отношений, взятый в единстве с надстройкой, составляет общественно-экономическую формацию. Марксизм утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого общества, то есть развитие общества идет как бы по спирали. Такой подход к развитию общества называют формационным. Существует и, так называемый, цивилизационный подход.

Известный американский ученый Л.Г. Морган выделял в истории человеческого общества три главных этапа – эпоху дикости, эпоху варварства, эпоху цивилизации. Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные, по своему содержанию, технологические революции, характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил. Переход от варварства к цивилизации произошел в эпоху неолита. Именно тогда в сельхозпроизводстве стали использоваться каменные орудия труда. Так произошел переход от собирательной экономики к производящей и перерабатывающей. Промышленная революция второй половины XVIII – первой трети XIX в.в. положила начало индустриальной цивилизации, которая развивается и в наше время. С середины ХХ века, в границах индустриальной цивилизации, начинает формироваться постиндустриальная цивилизация, в которой производственный процесс будет подчиняться процессу развития человека.

Какова же роль народа и личности в истории человечества?

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, всё же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти человечества. Роль таких исторических личностей столь велика, что долгое время философы лишь в них усматривали двигатель истории.

Но история свидетельствует, что личности, какими бы они выдающимися не были, не могут изменить историю во всемирном масштабе. В реальной истории отдельных стран они могут сделать многое. Народ – вот истинный творец истории. Народ – это такая исторически изменяющаяся общность классов и социальных групп, которая по своему объективному положению решает на данном этапе задачи прогрессивного развития общества.

 



2018-07-06 1464 Обсуждений (0)
Социальная философия и философия истории. Концепции общественного развития . Движущие силы социального развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная философия и философия истории. Концепции общественного развития . Движущие силы социального развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)