Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Литературное направление, жанр



2018-07-06 871 Обсуждений (0)
Литературное направление, жанр 0.00 из 5.00 0 оценок




Поэма «Коробейники» реалистическая. Революционеры-демократы восприняли её как агитационную поэму, которая поможет сближению с народом. «Коробейники» - народная поэма, она написана для народа и о народе, его глазами видит Русь читатель. Это эпическая поэма-путешествие.

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – преступление в народной среде.

Основная мысль соответствует взглядам революционных демократов, которые считали, что характер и поступки человека зависят от его социального положения, а преступления в народе связаны с его тяжёлой жизнью, неудовлетворительным бытом.

Поэма состоит из шести глав, эпиграфы из народных песен проясняют смысл каждой.

В первой главе Катя поступила так, как поётся в песне, взяв у коробейника Вани только бирюзовый перстенёк на память. Начало первой главы стало песней.

Эпиграф ко второй главе – один из припевов офеней (торговцев). Благодаря тому, что женщина, начав покупать, не может остановиться, коробейники удачно продали товар.

Смысл эпиграфа третьей главы метафорический: народ должен испить свою чашу до дна. Тихоныч рассказывает о горькой судьбе народа: парней забирают на войну, бабы воют, мужики пьют, царь раскрадывает казну, начальники отбирают всё, заработанное народом.

В четвёртой главе Тихоныч жалуется на то, что нынче даже старые барыни, у которых фальшивая коса, не покупают у коробейников товаров, потому что сейчас мода на всё парижское. Эта глава – путешествие по всему пространству России, встречи коробейников с разными представителями народа: бурлаками, огородниками, пастухом, пленными турками, господскими псарями.

Пятая глава о том, что иногда обходной путь ближе прямого. Она рассказывает о судьбе бедной Кати, которая ждёт Ваню и топит тоску в тяжёлой работе, и о коробейниках, которые решают идти напрямую через болото, чтобы сократить путь домой.

Эпиграф к последней главе – формула из эпической песни, которая означает смерть добра молодца. В этой главе погибают не только коробейники, которых из двустволки убивает лесник-разбойник, чтобы забрать около 1000 рублей. Сам лесник губит свою душу, да и жизнь, попадая в острог. Некрасов проявляет к губителю сочувствие. Зато зло смеётся над начальниками, укравшими 1000 рублей ещё до прихода судей.

Последняя глава имеет вставной эпизод, рассказанный Тихонычем, о ткаче Тите, которого по ошибке посадили в острог на 12 лет. Выйдя из острога и узнав об измене жены, он сочинил песню, лирический элемент поэмы, которую поёт Тихоныч в лесу, чтобы взбодриться.

Песня убогого странника – это сердце поэмы, в ней Некрасов объясняет истинную (с его точки зрения) причину страданий русского народа (да и всего русского пространства, вместе с лесами, зверя ми и полями) – холод и голод. Две эти беды оправдывают всякий поступок.

Герои и образы

Все образы в поэме типичны, поэтому лишены внешних примет. Портретная характеристика жалкого, никчёмного человека дана только одному отрицательному герою – леснику-убийце. Ваня – молодой коробейник, верный своему слову, мечтающий вернуться с прибылью и жениться на зазнобе. Тихоныч – пожилой бывалый коробейник, который руководствуется формулой «не обманешь – не продашь». Но это самый большой его грех. Он мудр и предусмотрителен, знает множество историй.

Катерина – обычная крестьянская девушка, мечтающая выйти замуж и быть счастливой. Судьба её после смерти Вани неизвестна. Так Некрасов показывает, насколько пренебрегало женской судьбой общественное сознание.

Честный ткач Тит из рассказа коробейника - это человек, чью жизнь сломала ошибка. Извинения судьи не смогли ничего исправить.

Главный разбойник в поэме – убийца. Но хуже его те, кто довели его до убийства. Отрицательные образы в романе – царь, который кровью гасит чёрное море, пускает корабли ко дну, точит русскую казну (метафоры), целовальник, грабящий народ, заседатели, которые по ошибке упекли в острог Титыча, власти, отпустившие убийцу, скупые старые барыни, у которых «всё подклеено, подвязано» (метафора).

Положительных героев автор характеризует с помощью постоянных фольклорных эпитетов или устойчивых фольклорных выражений (пословиц, афоризмов). Речь героев и самой поэмы близка к народной. Много просторечных слов и форм, есть диалектные слова.

Краткое содержание «Коробейников» по главам.

(На Брифли нет)

Глава 1

Коробейник Ваня ждёт милую туманной ночью во ржи. Молодец не торгуется, а просит набавлять цену. Не только ради товара встретилась Катя с милым.

Ваня дал Кате много товару, а она взяла только бирюзовый перстенёк, потому что не хочет ходить нарядной без любимого. Ваня обещает распродать товар до Покрова и вернуться домой, чтобы свести зазнобушку в церковь.

Только вечером следующего дня Ваня нагнал товарища, ворчливого старого Тихоныча, и сказал ему, что задержался, продавая ситцы.

Глава 2

Куда бы ни пришли коробейники, к ним идут девушки, молодушки и старухи. Коробейники продают ткани, мыла, румяна, перстни с самоцветными камнями.

Тихоныч так божится, продавая, что торговля идёт бойко. Бабы потратили все припрятанные деньги, перессорились, да и коробейникам досталось. Но они только посмеялись и пошли дальше.

Глава 3

За селом коробейники поделили барыши. Тихоныч долго крестился на церковь и замаливал грехи. Коробейники рассуждают о том, что сейчас торговля не такая бойкая из-за войны. Женихов забирают в солдаты, казна редеет, бабы причитают, отвозя в город парней, сохнут с горя, а мужики идут в кабак.

Коробейники вспоминают слова целовальника (должностного лица), который насмехался над народом, считая его собственным работником, потому что крестьяне всё заработанное несут в казну целовальника.

Тихоныч называет мужиков пьяницами и нищими. Им не до бабьих нарядов. Пожилой коробейник ожидает светопреставления, считая войну его началом. Тогда коробейники ответят за высокую цену товара. Ваня возражает, что с чужих брать лишнее можно.

Глава 4

Коробейники ночуют, где придётся. По дороге беседуют с бурлаками, крестьянами, пастухом, псарями, пленными турками, посмеиваясь над ними.

Коробейники едят не досыта, выручка у них невелика. Ваня предлагает завернуть в дворянскую усадьбу. Старик объясняет, что теперь баре не живут по деревням, что они одеваются по парижской моде, даже спесивые старухи, поэтому ничего не берут у коробейников. Титыч вспоминает былые времена, когда коробейников в барском доме приглашали в столовую, к ним выходила красивая барыня и покупала, не торгуясь, ткани на одежду детям, серьги и бусы. Когда-то баре даже купили весь короб, чтобы раздать девушкам в хороводе.

Глава 5

Катерине тяжело ждать Ваню, хотя она занята осенними работами: жнёт рожь, молотит, стелет лён. Катя мечтает, что Ваня женится на ней, а она будет угождать и ему, и свёкру. А тем временем наступает праздник Покров.

Коробейники продали весь товар и спешат домой. Тихоныч беспокоится о вырученных деньгах. В Кострому идут просёлками. В селе Трубе их сбили с толку мужики, посоветовав идти напрямик болотной тропиною.

Глава 6

Коробейников в лесу догнал охотник с собакой, лесник, который идёт в соседнюю деревню Шунью в 12 верстах. Попутчик интересуется, всё ли продали коробейники, и проверяет их слова, приподняв короба. Он обещает вывести из болота в деревню до вечера.

Коробейники посмеиваются над христовым охотничком, потому что ружьё лесника плохонькое, сам он мал и слаб, одежонка подпоясана лыком, бородёнка всклокочена, а пса зовут Упырь.

Приближается ночь, охотник пробует стволы, прицеливается то в куропаток, то в другую дичь, а потом и в коробейников. Ваню бьёт лихорадка.

Тихоныч хочет запеть песню, которую слышал от странника. Это был еле зрячий старик, который закончил жизнь в канаве, умерев от старости и от голода.

В молодости он жил богато и был хорошим ткачом. Его упекли в острог, где он просидел 12 лет и почти ослеп, по ошибке заседателя. Жена не приходила к нему. Когда Тита выпустили, судья даже покаялся, что про бедного ткача забыли.

Тит вернулся домой, обнаружил, что поля не паханы, дом и все инструменты растасканы. Жена слюбилась с барином и убежала в Кострому. Тогда Тит пошёл, куда глаза глядят, по дороге слагая песню. Тит говорил, что до конца эту песню допоёт только тот, кто всю Русь обойдёт из конца в конец.

Песня убогого странника бесконечна: ветер, лесные звери, хлеба, стада, мужики – все жалуются на голод и холод. Причина того, что мужик бьёт жену или идёт в кабак – тоже в холоде и голоде.

Лесник всё целится в коробейников и пугает их, а потом убивает из двустволки.

В тот же вечер в кабаке лесник хвастался, что у него была хорошая охота, он убил двух бекасов, и теперь у него много серебра и золота. У лесника выведали всё, да и пастух слышал крики и выстрелы.

Мирские и питейные власти скрутили молодца, нашли у него в онучах с тысячу рублей. Утром судьи уже не нашли денег, лесника свезли в острог, а мёртвых предали земле.

Анализ «Коробейников» из предыдущих ответов:

Главным ее достоинством явилась народность, раскрытая поэтом со многих сторон. Уже само посвящение: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)» — задает тон повествованию. «Коробейники» — о крестьянах и для них; Некрасов мечтал о времени, когда народ будет грамотным и стане читать хорошие книги.

Это эпическая поэма, охватывающая многие стороны народной русской жизни. «Царь дурит — народу горюшко! Точит русскую казну, Красит кровью Черно морюшко, Корабли валит ко дну». Как видим, в поэме отразились и события русско-турецкой войны. В «Коробейниках» слышится подлинно народное отношение к этому кровавому событию.

Поэма дает и эпические картины русской жизни с зарисовками помещичьего быта, с массовыми крестьянскими сценами. История о Титушке-ткаче, «Песня убогого странника», пропетая на одной томительной рыдающей ноте с однообразным припевом, органично входят в состав поэмы, которая все время как бы растет изнутри, «обрастая» новыми и новыми эпизодами. Не случайно в основу ее заложен сюжет — путешествие, дающий возможность широко и всесторонне охватить русскую народную жизнь. «Эй вы, купчики-голубчики, К нам ступайте ночевать!» Ночевали наши купчики, Утром тронулись опять. Полегоньку подвигаются, Накопляют барыши.

Некрасов не идеализирует народную жизнь. Она скудна и сурова, порой драматична. В темном лесу от рук лихого лесника гибнут коробейники. Коробейники отпрянули,

Бог помилуй — смерть пришла!

Почитай что разом грянули

Два ружейные ствола.

Без словечка Ванька валится,

С криком падает старик... '

Это уникальная поэма. В самом ее ритме заложен песенный мотив.

Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии "Красные книжки" и распространял ее в народе через коробейников - торговцев мелким товаром."Коробейники" - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени.

Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского "многоголосия", искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней - "Коробушкой".

Главные критики и судьи в поэме – не патриархальные мужики, а "бывалые", много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы "умственных" крестьян, деревенских философов и политиков.

Некрасов поднял в поэме вопрос о народном языке и стиле применительно к большому жанру поэмы - концепция некрасовской народности.

Коробейники наживаются на обмане народа, в финале возмездие настигает их в лице лесника, который олицетворяет природные стихии.

Теперь «Мороз, Красный Нос»…

Краткое содержание есть на Брифли. Но для вашего удобства нашла по частям.

Часть первая

Смерть крестьянина

Убогие дроги застряли в сугробе, и старуха идет их высвобождать. На дрогах лежит гроб. В избушке на лавке – покойник Прокл, сын крестьянки. Шумят глупые дети, и плачет жена усопшего Дарья, сшивая саван.

Русские женщины издавна славились своей красотой, трудолюбием и внутренней силой. Еще встречаются в деревнях великолепные представительницы славянской крови: высокие, крепкие, здоровые, отважные. Они не побоятся войти в горящую избу, остановить на скаку коня. Такой была и Дарья в молодости, но тяжелый труд и горе иссушили ее. Женщина крепится, но невольно плачет над саваном.

За четыре версты от дома находится церковь. Рядом с ней отец Прокла копает в мерзлой глине могилу. Завершив скорбную работу, он отправляется домой. По дороге догоняет свою старуху с дрогами. Уже на краю деревни супруги встречают блаженного Пахома. Босой, в веригах, в одной рубахе и с заостренным колом в руках он говорит старикам, что достаточно Прокл потрудился. Теперь покойный задал всем задачу: жена шьет саван, мать покупает гроб, отец копает могилу. После этого Пахом бредет дальше, гремя веригами.

Вернувшись домой, старики отводят к соседям озябших детей, а сами обряжают покойника и кладут в гроб. Когда все готово, близкие начинают причитать над телом. Услышав их, проститься с умершим приходят соседи.

Всю ночь над усопшим читает молитвы дьячок, а поутру собирается похоронная процессия. Верный Савраска, запряженный в те же дроги, стоит у ворот. Еще малым жеребенком купил его Прокл, и многое они повидали вместе. Весной и летом работали в поле, а зимой отправлялись в город на извоз. Случалось им терять дорогу в метель, тяжелую ношу везти, даже вой волков слышать с опушки леса.

Но в этот раз хозяин оплошал. Простоял полдня в сугробе, а потом трое суток шагал в обозе. Домой Прокл вернулся уже с жаром и без голоса. Ни горячая баня, ни слова и настойки ворожей, ни окунание в ледяную прорубь не помогли. Дарья сбегала в монастырь за чудотворной иконой, но едва поднесла ее больному, как тот застонал и умер. Теперь Савраска должен послужить своему хозяину в последний раз.

Убитые горем отец и мать открывают похоронную процессию. На дрогах – гроб и дети покойного, с вожжами идет его жена и немногочисленные соседи за повозкой.

Опускают гроб в могилу, прощаются с умершим. Даже староста, почтенный мужик, отдает покойному должное: Прокл всегда вовремя платил подати. Все расходятся. Под завывания матери старик-отец лопатой обравнивает могилу. Шатаясь от горя, родители возвращаются домой.

Дарья хочет приласкать бедных детей, оставшихся сиротами, но в избе холодно и дров совсем нет. Тогда она отводит Машу и Гришу соседям, а сама с Савраской едет в лес по дрова.

Часть вторая

Мороз, Красный Нос

В лесу холодно и пусто, лежит глубокий снег. Одиночество и уныние белоснежного пейзажа навевают беспросветную тоску. Дарья воет от горя – здесь ее никто не может услышать.

Наплакавшись вволю, вдова начинает рубить дрова. Но слезы иногда продолжают капать из ее глаз. Дарья не чувствует, что очень сильно озябли ноги. Она думает о муже и мысленно разговаривает с ним.

Скоро наступит весна, и дети выйдут играть на солнышке. Дарья будет подбрасывать Машу, а девочка начнет радостно смеяться. Они бы вдвоем любовались красавицей-дочкой, но Прокл покинул этот мир.

Теперь Дарью ждет тяжелая работа. Все, что делали супруги вместе, придется бедной вдове выполнять одной: пахать до темноты, ночью клепать косу, а утром идти косить. Дарья вспоминает свой летний сон. Ее окружило несметное войско, и она звала на помощь. Пришли мать, брат, свекор, дети, только не появился Прокл. Сон оказался в руку.

Сын вырастет и женится, но не увидит его свадьбы отец. А если парня в рекруты захотят взять? Кто заступится?

Женщина вспоминает, как ночью через лес бежала в отдаленный монастырь за чудотворной иконой, как в монастыре ей пришлось ждать, пока монашки отпевали молодую красивую схимницу. Потом к иконе пошли больные за исцелением. Но Прокла святыня не спасала, а Дарья отдала за возможность взять икону на время все свои сбережения.

Вдова загружает воз дровами и собирается идти, но опять погружается в горькую думу. В это время Мороз-воевода обходит свои владения и замечает Дарью. Он поет хвастливую песню о своем могуществе и неисчислимых богатствах, предлагая женщине разделить с ним зимнее царство. Он трижды спрашивает вдову, тепло ли ей, и Дарья дважды отвечает, что тепло, хотя с каждым разом Мороз насылает все больший холод. На третий раз Мороз оборачивается Проклом и начинает женщину целовать.

Дарье становится так тепло и хорошо, что она счастливо улыбается. Ей снится жаркое лето и вся счастливая семья: Прокл, родители, дети. А у нее будет еще ребенок. По сосне прыгает белка и осыпает женщину снегом, но Дарья уже ничего не чувствует в своем зачарованном сне.

Анализ из инетика:

Крестьянская тема красной нитью проходит через все творчество Николая Алексеевича Некрасова. Жизнь простого народа, его быт, радости и несчастья, тяжелая работа и короткие мгновения отдыха были хорошо известны русскому гуманисту. Не отошел Некрасов от своих литературных предпочтений и в поэме «Мороз, Красный Нос», которую написал в 1863 году и посвятил любимой сестре Анне.

Шестидесятые годы XIX века – сложный период в истории Российского государства. Обстановка в стране оказала свое влияние и на литературную жизнь. Революционное движение пошло на спад, в рядах демократов преобладали скепсис и уныние, вера в народные силы и крестьянский бунтарский дух серьезно пошатнулась, русская интеллигенция испытывала растерянность и мощное давление реакционных сил.

Скорее всего, эти обстоятельства и подвигли Николая Алексеевича к созданию поэмы, в которой были показаны лучшие черты людей из народа и четко обозначен огромный нравственный потенциал русской женщины.

Структура произведения «Мороз, Красный Нос» предельно проста, как и жизнь крестьянской семьи. В первой части поэмы Некрасов в деталях описывает похороны Прокла и горе его родственников в связи с потерей кормильца. Вторая часть поэмы полностью посвящена жене Прокла Дарье, которая и является главной героиней произведения.

Николай Алексеевич глубоко и детально изучил крестьянский быт, что особенно ярко продемонстрировал в первой части поэмы. Вечер накануне похорон Прокла и скорбная крестьянская процессия утром следующего дня отчетливо предстают перед глазами читателя. Становится понятно, что так приходилось хоронить многих крестьян. Особенно было тяжело проводить похороны зимой, что хорошо видно на примере отца Прокла. Убитый горем старик вынужден с огромным трудом копать в мерзлом грунте могилу для любимого сына.

Но в целом все персонажи поэмы, включая покойного Прокла, выписаны Некрасовым сдержанно, без особых эмоций. Они не должны были затмить образ главной героини произведения – «величавой славянки»Дарьи. Для этой женщины писатель не пожалел ни красок, ни сравнений, ни восторгов.

Во внешнем облике крестьянки воплотились представления народа о настоящей красавице, ее удивительно правильных чертах лица и крепком здоровом теле. Но героиня поэмы обладает также огромным душевным потенциалом. Верность, трудолюбие, стойкость, любовь к своей семье и готовность жертвовать ради здоровья и счастья родных – естественные и неотъемлемые качества Дарьи. Достаточно вспомнить, что эта женщина темной морозной ночью пошла за десять верст в монастырь, чтобы на последние средства выпросить у монашек чудотворную икону для спасения мужа.

Даже в самых сложных жизненных ситуациях Дарья не теряет надежду изменить жизнь к лучшему, сопротивляется невзгодам до последних сил. Но силы эти, к сожалению, не беспредельны. Поэтому судьба героини предопределена заранее, она очень типична для русских крестьянок девятнадцатого века: замужество, рождение и воспитание многочисленных детей, работа в поле и по дому, самый тяжелый и черный труд.

Дарье повезло лишь в том, что она избежала обязанности «до гроба рабу покоряться». Отношения с мужем Проклом сложились на удивление счастливо. Супруг любил Дарью сдержанно и немного сурово, что характерно для большинства крестьянских семей того времени. В тяжелой работе Дарья всегда была не только помощницей, а и верным другом, опорой, на которой держалась вся родня. В семье росли сын и дочка, а весной Дарья должна была родить третьего ребенка. Супруги мечтали о том, как красиво будут женить старшего сына.

Тяжелый труд и многие жизненные неурядицы переносить было легче, когда в семье царили искренние чувства и взаимопонимание. Дарья свято верила, что трудолюбие – залог счастливой жизни. Но тяжелая болезнь, которая настигла Прокла, унесла его в могилу. Похоронив любимого мужа, женщина не пала духом и не сломалась. Она взвалила на себя гораздо больше тяжелой работы, чем раньше. Проводив Прокла в последний путь, Дарья хотела приголубить осиротевших детей, но нужно было ехать в лес за дровами, чтобы ребята не замерзли в холодной избе.

Кульминацией поэмы является ее вторая часть, в которой погибает сама героиня. Здесь Некрасов больше места уделяет воспоминаниям Дарьи о прошлой жизни с любимым мужем, ее душевным переживаниям. Явь, сны и видения героини переплетаются и сливаются в одно целое. Лишь заехав в лес и оставшись наедине с собой, Дарья дала волю своим чувствам. Она звала мужа, голосила, говорила с ним, словно Прокл был жив. Женщина вспомнила летний сон и поняла, что он был вещим. Во сне Дарья оказалась среди огромного поля ржи. Сколько не звала она мужа на помощь, Прокл не пришел, как и сейчас.

Но Дарья не сдавалась. Она нарубила полную повозку дров и уже собралась уходить, как столкнулась с силой мистической – Морозом-воеводой. Хозяин зимы предлагал ей невиданные дары, свое царство, дворец, а также прекращение страданий, забвение, небытие и спокойствие. Но Дарья, замерзая до потери сознания, огромным усилием воли воскрешала воспоминания о прожитой жизни. Какой бы тяжкой она не была, но все же очень дорогой для женщины. В последнем жизненном бою Дарья не утратила силы духа, она проиграла битву со стужей с достоинством русской женщины. С той же покорностью, с которой крестьянка переносила все житейские удары, она вела свой последний диалог с Морозом–воеводой.

Вспоминая прожитую жизнь, Дарья пеклась не о себе, а о любимых детях, которых оставила в доме соседки. Полная отдача и самопожертвование ради родных – еще одна важная черта русской крестьянки. В образе Дарьи автор поэмы в полной мере раскрыл потенциал славянской женщины. Эта внутренняя и внешняя красота главной героини является идеей поэмы «Мороз, Красный Нос». Торжественный гимн простой русской женщине Некрасов исполнил блестяще.

Анализ из предыдущих ответов:

У поэмы сказочное название, хотя это вовсе не сказка, а скорее печальный рассказ о судьбе русской женщины Дарьи, чью жизнь и смерть символизируют судьбу народа. Некрасов хотел проникнуть во внутренний мир народной жизни, хотел постигнуть логику народного сознания. Сюжет отражен в названиях частей поэмы: «Смерть крестьянина», «Мороз, Красный нос».

I часть. Смерть крестьянина Прокла повергла в горе всю семью - он был единственным кормильцем. Описывается обряд похорон. В этой части поэмы нет ярких красок - горе от потери кормильца показано в буднично-серых тонах. На первом плане образ Дарьи, вдовы Прокла, красивой и сильной славянки. Некрасов не жалеет красок, добавляя штрихами особенности ее характера. В ее образе воплощены национальные черты русской женщины («Коня на скаку остановит, // В горящую избу войдет»).

II часть посвящена внутреннему миру Дарьи. Замерзая в лесу, она погружается в сновидение. По сравнению с первой частью меняется изображение пейзажа. Лес ослепителен в лучах зимнего солнца. Мороз, живое существо, хозяин леса, помогает Дарье уйти от страшной жизни. Дарья видит во сне свою счастливую жизнь с Проклом. Мечтает о будущем, в котором виден идеал крестьянского счастья. Финал трагичен - Дарья замерзает и расстается с жизнью. Но смерть в изображении Некрасова прекрасна и поэтична.

Поэма обращалась к проблемам народности. Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. Идея семьи как зерна. Исполненная страданий жизнь крестьянина заставляет его отказаться от исконных обычаев. Могилу роет отец, что не соответствует русским обычаям – значит накликать на себя смерть. Так Некрасов показал скорую смерть отца.

Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев, авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту.

Мороз-воевода - вносит в поэму элемент сказочной фантастики.

Образ смерти – заглавие «смерть крестьянина», символика белого цвета – «и был не белей ее щек надетый на ней в знак печали из белой холстины платок», «пушисты и белы ресницы», «в сверкающий иней одета» - знаки ее будущей смерти.

Теплые земные тона (солнышко, травы, поле) относятся к прошлому или будущему, которые уже недоступны Дарье.

Архетипическая оппозиция дом-лес реализуется в поэме как неизбежное движение от семейного счастья к могиле, от жизни к смерти, от «жаркого леса» в объятья «мороза-воеводы».

К горю крестьянской семьи по-народному прислушивается в поэме природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

В тяжелом несчастье домочадцы менее всего думают о себе. Никаких претензий к миру, никакого озлобления. Горе отступает перед всепоглощающим чувством жалости и сострадания к ушедшему человеку вплоть до желания воскресить Прокла ласковым, приветливым словом: Сахарны уста раствори!

Мечтая о свадьбе сына, она предвкушает не свое счастье только, а счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу как к живому, радуется его радостью.

В поэме "Мороз, Красный нос" Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За смертью мужа ее настигает собственная смерть. Однако и ее преодолевает Дарья. Преодолевает силой любви, распространяющейся у героини на всю природу: на землю-кормилицу, на хлебное поле. И умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд на вечной ниве:

И Дарьюшка долго смотрела,

От солнца рукой заслонясь,

Как дети с отцом приближались

К дымящейся риге своей,

И ей из снопов улыбались

Румяные лица детей...

НА СЛУЧАЙ, ЕСЛИ БУДУТ НУЖНЫ ОБРАЗЫ ГЕРОВ, ТО Я НАШЛА НЕПЛОХОЙ САЙТ, ТУТ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:



2018-07-06 871 Обсуждений (0)
Литературное направление, жанр 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Литературное направление, жанр

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (871)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)