Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Народные характеры в поэмах Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос».



2018-07-06 2720 Обсуждений (0)
Народные характеры в поэмах Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос». 5.00 из 5.00 3 оценки




«Коробейники» (1861).

Информация из какого-то учебного пособия… Я выбрала и сократила. Прям точного ответа на «народные характеры…» найти не смогла.

Главным достоинством поэмы оказалась народность, очень многосторонне раскрывшаяся. Она определяется уже необычностью посвящения «другу-приятелю», костромскому крестьянину Гавриле Захарову. Но это не только благожелательный жест. Поэма действительно посвящена крестьянину в том смысле, что он рассматривается Некрасовым как вероятный и желательный читатель. То, что за фигурой Г. Захарова поэту виделся вообще читательский крестьянский мир, подтверждается предпринятым Некрасовым в серии «Красные книжки» изданием «Коробейников», которое предназначалось для народа и распространялось через офеней. Хотя произведение предназначалось для массового народного чтения, оно не стало от этого менее замечательным как явление литературы. Ни о каком упрощении нет и речи.

Сам сюжет поэмы выхвачен из народной жизни, вырос на основе рассказов того же Г. Захарова. Но, естественно, содержание ее не сводится к истории коробейников. Как подлинная поэма, она сделана со всероссийским размахом. Не случайно и то, что в основу ее положен сюжет-путешествие, дающий возможность широкого охвата жизни. При всей цельности и органичности поэма очень многопланова. Прежде всего она очень лирична. Важную роль в ней играет любовь, в которой раскрылись глубины души одного из самых привлекательных женских образов в поэзии Некрасова — крестьянки Катеринушки. Любовь вызвала к жизни могучую песенную стихию. Известно, как глубоко вошла в народную жизнь, стала по бытованию народной чисто литературная некрасовская «Коробушка», эта, по выражению А. Блока, «великая песня». Но поэма дает и эпические картины русской жизни с зарисовками помещичьего быта, с массовыми крестьянскими сценами. Так, история о Титушке-ткаче, «Песня убогого странника», пропетая на одной томительно рыдающей ноте с однообразным нищенским припевом, органично входят в состав поэмы, которая как бы все время растет изнутри, так как центральный сюжет отпочковывает все новые и новые эпизоды.

И крестьянин, и ямщик, и маленький чиновник, и разночинец-бедняк обретали со стихами Некрасова свой голос. Но нет голоса, который оказался бы в некрасовской поэзии более хватающим за душу, чем голос русской женщины. Русская женщина предстала в произведениях Некрасова во всем разнообразии своих судеб; она главная носительница жизни, выражение ее полноты, как бы символ национального существования. И потому-то она естественно оказывается героиней эпических поэм Некрасова, особенно произведений «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины». И рассказ о подвиге русских княгинь-декабристок для поэта вряд ли был бы возможен в семидесятые годы, когда была написана поэма «Русские женщины», если бы почти за десять лет до этого он не уяснил себе судьбу русской крестьянки и не поведал о ней в

одном из самых совершенных своих произведений — в поэме «Мороз, Красный нос».

 

«Мороз, Красный нос». (1863).

Вся поэма проникнута таким знанием русского человека и русской жизни, такой любовью к народу, что после этой поэмы всякое сомнение в значении Некрасова, как истинно народного поэта, не может иметь места... Вся русская природа, весь быт деревни обрисованы и прочувствованы чрезвычайно верно». Искусство поэта проявилось, конечно, не в том, что он представил развернутыеописания, широкие картины «всей природы», «всего быта» сами посебе. Поэма поражает как раз концентрированностью и сжатостью,не описанием быта, а ощущением его. Разные стороны жизнинарода, его психологии встают за кратким упоминанием, иногда за

одним точным определением. На первый взгляд, особенно если иметь в виду лишь сюжет поэмы, внешнюю канву повествования, произведение Некрасова может показаться не слишком масштабным: ведь речь идет об одной крестьянской семье и, по сути, об одном, хотя и драматическом» эпизоде из ее жизни. Однако в художественном произведении не все измеряется обилием характеров, многочисленностью картин и разнообразием ситуаций. Под пером Некрасова рассказ о жизни крестьянской семьи стал этапом в художественной летописи целого народа.

 

При кажущейся простоте ситуации «Мороз, Красный нос» — одно из самых сложных у Некрасова, да и вообще в русской литературе произведений. Подлинный масштаб поэмы для самого поэта определился не сразу. Первоначально она была задумана как рассказ о смерти крестьянина; отдельные главки и появились впервые в 1863 году в журнале «Время» под заглавием «Смерть Прокла». Через год уже в «Современнике» поэма была напечатана полностью с посвящением сестре, правда, без обращенных к ней стихов: они создавались позднее, в конце 60-х годов, и начиная с 1879 года обычно печатаются перед текстом поэмы.

 

В процессе работы складывалось эпическое произведение, на первый план которого вышла героиня. Уже в первой части, которая вместо «Смерть Прокла» стала называться «Смерть крестьянина», что, конечно, придало образу и всему повествованию более обобщенный характер, в центре она — женщина. Однако начав рассказ о жене умершего крестьянина, поэт сразу же уходит от деталей, от быта, переводя наши мысли и чувства в область глубоких раздумий о русской жизни, о судьбе русской женщины, которые завершаются образом «величавой славянки

»: самая обобщенность его не остается абстрактной, но опять- таки реализуется через индивидуальные, единственные в своем роде черты. И размышления о женской судьбе, и сам этот образ сразу определяют размах повествования, не позволяют просто

погрузиться в быт и тем ограничиться. Отсюда многообразие характеристик, насыщенность определениями сравнительно небольшого трехстраничного текста и их контрастность: бытовое — «баба» и высокое — «красивая и мощная славянка», совсем простонародное— «матка» и торжественное — «женщина русской земли»... Не просто житейский рассказ ведет поэт, а живописует национальный тип. Вот почему так значима здесь жизнь, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Мы видим родителей Прокла, предавшихся человеческой скорби. И как величава ритуальность, как строга мужественная в самом горе сдержанность, когда отец выбирает «местечко» для могилы сына. И в самой погруженности в социальное и бытовое существование

мы уже не можем отвлечься от того главного образа, что предстал с самого начала в тайне и величии смерти.

 

Опять-таки перед нами, как в истинно эпическом произведении, портрет земледельца-богатыря, усопшего МикулыСеляниновича. Так не только характер крестьянки Дарьи осеняется образом «величавой славянки», но и мужские характеры поэмы вырастают до образов «величавых славян». Герои поэмы немногочисленны, но значимости произведения как эпопеи народной жизни это не снижает, так как немногие эти герои есть типы крестьянской, народной, национальной жизни. В то же время именно то обстоятельство, что героев немного, позволило нарисовать их полно и выявить главный идейный пафос поэмы как героического произведения, который с особой полнотой раскрывается во второй его части, где повествование поднимается еще на большую эпическую высоту. И здесь в центре образ Дарьи, мир ее мыслей, чувств, настроений. Они переданы то как воспоминания, то как мечты, то в реальности, то в состоянии забытья. Картины светлого радостного труда с любимым мужем и детьми впечатляют тем больше, что мы воспринимаем их на фоне уже совершившейся трагедии смерти Прокла и еще совершающейся трагедии гибели самой Дарьи. В предельной, в последней правде проходит перед глазами замерзающей женщины (и перед нашими глазами) ее жизнь в работе, в заботах, в радостях и в скорбях. И в том высшем, что эту жизнь проникало — в полноте любви и в редком подвижническом самоотвержении. Чем же эта героика измерена, как оценена, кем вознаграждена?

 

Вся жизнь героев поэмы, крестьян, земледельцев и прежде всего крестьянки, все время вписывается в жизнь природы. Они находятся с природой в тесном, но противоречивом родстве, подчас почти с ней сливаясь и ей же противостоя. Некрасов нашел могучий образ духа суровой русской природы и воплотил его в своем «Морозе, Красном носе».

 

Вторая часть так и называется, повторяя название всей поэмы,— «Мороз, Красный нос». Поначалу кажется, что поэма обращает нас к известной сказке о Морозке, но это не так. Не случайно в процессе работы поэт убирал все, что этот образ обытовляло и мельчило. Некрасов возвращает нас (и возвращался сам уже в процессе работы) к прасюжету народной сказки, к мифу, где выступал могучий и величественный образ

духа природы. Мороз в поэме не просто аллегория, выдумка, сказка, ибо за ним, как в древнем эпосе, стоит целое народное мироощущение. Вот каким силам становится сопричастна героиня в поэме. Вот какому герою она по плечу. Подобно статуе, стынет Дарья в ставшем сказочным лесу, входит в мир природы и остается в нем. Какой памятник ее жизни! Какая величественная поэтическая, какая роковая награда!

 

 

Произведения Некрасова о народе, созданные в 60-е годы, были тем более знаменательны, что наступала эпоха жестокой политической реакции. Реакционная печать особенно часто упражнялась в нападках на народ. Надо сказать, что известная часть революционных кругов и демократической журналистики, разочарованная тем,

что народ не поднялся на массовое восстание, склонна была скептически оценивать возможности народа. Оптимизм произведений Некрасова о народе, созданных в 60-е

годы, их эпический размах соотносятся с тем, что создавала в это время русская литература. Достаточно сказать, что именно в 60-егоды создается Л. Толстым «Война и мир».

 

Теперь из инета по чуть-чуть…

«Коробейники»

История создания

Поэма «Коробейники» была написана в 1861 г. и напечатана в журнале «Современник» № 10. В 1862 г. поэма была издана в серии «Красные книжки», предназначенной специально для народа и продававшейся по 3 копейки. Сюжет поэмы Некрасовзадумал во время охоты с крестьянином Гаврилой Захаровым, которому и посвятил поэму, назвав его другом-приятелем. Спутник рассказал Некрасову о том, как охотник убил из двустволки сразу двух бекасов, а потом и об убийстве двух коробейников в Мисковской волости.



2018-07-06 2720 Обсуждений (0)
Народные характеры в поэмах Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос». 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Народные характеры в поэмах Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)