Дневной стационар для больных с логоневрозами
Предназначен для комплексного лечения и реабилитации больных с логоневрозами (заикание и др.). Организуется в Центре патологии речи и нейрореабилитации, территориальных поликлиниках и других лечебно - профилактических учреждениях. При дневном стационаре создаются также группы поддерживающей терапии для больных, прошедших полный курс лечения, где осуществляется закрепление навыков, полученных в дневном стационаре и амбулаторной группе. Группы работают в вечернее время с посещением занятий 3 раза в неделю. Пациенты формируются в группы, состав которых в течение курса лечения не меняется (закрытые группы). Основные задачи: - проведение комплексных медицинских, медико - психологических, медико - педагогических мероприятий, психотерапии и др.; - восстановление речевой и коммуникативной функции и психологической адаптации пациентов. Лечебные мероприятия включают в себя медикаментозную терапию, индивидуальные и групповые занятия с логопедами, психологами, психотерапию, рефлексо-, физиотерапию и др.
20. Работа логопеда в Доме ребенка
Должность логопеда в Доме ребенка устанавливается из расчета 1 ставка на 12 детей в возрасте от полутора лет с нарушениями речи (немота при сохранном слухе, нарушения речи в связи с органическими поражениями ЦНС и патологией челюстно-лицевой области, дазиртрия, алалия, заикание, ОНР). Логопеду необходимо иметь для занятий отдельное, светлое, изрлированное помещение площадью 20 кв. м, расположенное в тихом, удобном месте и оборудованное согласно требованиям. Дидактический материал располагается по следующим разделам: - Звуковая культура речи (игры на развитие слухового и зрительного внимания, речевого дыхания, игры на звукоподражание, силу голоса, воспитание темпа и ритма речи); - Развитие общей и мелкой моторики; - Развитие импрессивной и экспрессивной речи (игры на формирование назначения предметов, на обобщающие понятия, пособия по формированию грамматического строя); - Сенсорное воспитание (пособя на развитие представлений о цвете, количестве, величине, форме, ориентировке во времени и пространстве). Логопедом Дома ребенка ведется следующая документация: перспективный план работы на год; журналы приема вновь поступающих детей, учета занятий логопеда с детьми, методической работы логопеда с персоналом, речевых занятий сестер с детьми; информация о работе за год; запись в истории развития ребенка; учет динамики речевого развития детей (ежемесячно); выписка-характеристика. Особенности работы логопеда в доме ребёнка. Прежде всего следует отметить, что возраст воспитанников дома ребёнка варьируется от двух месяцев до четырёх лет. Логопедические занятия с детьми первого и второго годов жизни – ещё недостаточно методически разработанная область. Специалист должен хорошо знать особенности формирования детской речи и сензитивные периоды развития психомоторных функций каждого года жизни, чтобы грамотно строить свою работу в любой возрастной группе. Одной из главных особенностей является наличие различных вариантов нарушений психомоторного развития у воспитанников вследствие их неблагополучного генеалогического и биологического анамнеза. Характерной особенностью дома ребёнка как учреждения “закрытого” типа являются материнская депривация, узкий круг коммуникативных взаимодействий и деформированный ход социализации. Логопедическая работа в доме ребёнка имеет и ряд преимуществ. Во-первых, ранний возраст воспитанников позволяет проводить не только достаточно успешную коррекцию отклонений, но и относительную компенсацию даже самых тяжёлых поражений благодаря высокой пластичности детской психики и её широким компенсаторным возможностям (особенно в первые три года жизни). Во-вторых, отсутствие разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленных коррекционно-развивающих мероприятий. В доме ребёнка же возможно не только максимально раннее выявление нарушений в речевом развитии, но и коррегирование их почти с рождения (с момента поступления). В-третьих, специфика самого учреждения позволяет логопеду проводить занятия более дифференцированно, индивидуализировано и более комплексно (с привлечением штатных врачей педиатров, невролога, педагога-психолога, педагога сенсорного развития и др.). Отсутствие родителей ещё больше наносит урон их психическому и соматическому состоянию, что выражается и в низкой речевой активности, и в сниженной потребности познавать мир в диалоге со взрослым (старшим партнёром). Поэтому основные задачи логопеда – помочь сначала “зазвучать” (гулением, лепетом, словом), а уже потом откорректировать это “звучание”, научить слушать и слышать, заложить основы культуры коммуникации.
21. Организация работы логопеда в стационарном отделении
Логопедическая помощь оказывается также и в условиях детского специализированного санатория, в стационарах. Существует определенная взаимопреемственность в работе всех служб: поликлиника - стационар - санаторий. Дети находятся в санатории 3 месяца. Работа логопеда детского специализированного санатория строится следующим образом. Логопедические занятия проводятся группами и индивидуально. Всю работу логопед проводит в тесном контакте с закрепленным за группой врачом, узкими врачами-специалистами, психологом, воспитателями группы. Ведется следующая документация: записи в истории болезни, речевая карта, ежедневные планы работы, тетрадь связи с воспитателем. По мере необходимости осуществляется семейная психотерапия. Систематически логопед проводит санитарно-просветительную работу среди сотрудников санатория и родителей (беседы, родительские собрания). Логопедическая помощь взрослому населению. За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д. Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа: 1. Стационарного (неврологические отделения при больницах). 2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии). 3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города). Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Одновременно назначается комплекс лечебной физкультуры, массаж и физиотерапия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия. Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. Раннее коррекционное воздействие повышает эффективность работы и имеет большое профилактическое значение. Сроки нахождения больных в неврологическом стационаре 1—3 месяца. Больным с тяжелой формой заболевания рекомендуются повторные стационирования с интервалом 6—12 месяцев. Общий объем логопедической работы включает 1—2 года и более. Комплексное обследование (логопед, нейропсихолог и т. д.) и анализы его результатов помогают выявить степень, характер и локализацию поражения, компенсаторные возможности. С больными, страдающими афазией, проводятся подгруп-повые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте больного 2 Раза в месяц фиксируется динамика логопедической работы (текущий эпикриз). Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания. Эффективность логопедической работы во многом определяется контактом логопеда с врачом и родственниками больного.
22. Характеристика контингента лиц с нарушениями речи, которым оказывается логопедическая помощь в учреждениях здравоохранения.
23. Общие подходы к организации коррекционно-реабилитационной (речевой) работы в учреждениях здравоохранения. Органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения проведена определенная работа по совершенствованию специализированной помощи лицам, страдающим различными нарушениями речи и других высших психических функций, органического и В поликлиникахорганизованы слухоречевые и логопедические кабинеты, обслуживающие детей дошкольного возраста и взрослых. Различные нарушения речи устраняются логопедами. Логопедические стационарыоказывают индивидуальную и групповую помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми дефектами (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание). Вспомогательными средствами реабилитации являются медикаментозные, психотерапевтические и физиотерапевтические мероприятия. Длительность - от 3 мес. до года. Взрослые граждане, страдающие речевыми нарушениями, обслуживаются специальными отделениями в отоларингологических институтах и институтах по нервным болезням.
1. Логопедический кабинет организуется в составе: территориальной поликлиники для Логопедический кабинет обеспечивает Особое внимание в коррекционно- реабилитационной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно-логического мышления, расширению активной речевой практики, а также развитию остаточного слуха. Основу дидактической системы обучения таких детей составляет предметно-практическая деятельность, как база для общего и речевого развития, формирования когнитивной (познавательной) активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главным требованием к процессу образования выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.
В системе учреждений по оказанию помощи детям с тяжелыми В стационар поступают дети дошкольного возраста с диагнозами: алалия, дизартрия, ринолалия, заикание; кроме того, дети с тяжелыми формами речевого недоразвития неясной этиологии, требующей своего уточнения в клинических условиях. Таким образом, контингент детей в стационаре не ограничивается детьми с «чистыми» формами речевых нарушений, поэтому там оказываются отклонениями в умственном и психическом развитии, психопатоподобным поведением и дети с нарушениями слуха. Пребывание детей с «нечистыми» формами речевых нарушений в стенах логопедического .Лечебные, логопедические и воспитательские мероприятия, проводимые в стационаре, осуществляются в тесном взаимодействии. Врач, проводящий лечение, проверяет его эффективность, присутствуя на логопедических занятиях и наблюдая за детьми в группах, а также основываясь на информации логопеда и воспитателя о реакции ребенка на тот или иной препарат. Логопед информирует воспитателя, о ходе и результатах логопедических занятий, а воспитатель закрепляет эти
24. Особенности совместной работы врачей, педагогов и других специалистов в учреждениях здравоохранения. Организация специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрение принципов комплексной системы лечения и реабилитации - неотложная задача здравоохранения. Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами: 1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом. 2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и родителей. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы. 2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей. 3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков). 4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения. 5. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом. 6. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.
Работая совместно с врачом-неврологом, мы имеем данные относительно мозговых механизмов речевой деятельности, роли периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового аппарата. У детей с отклонениями в развитии могут быть пораженными различные структуры мозга. Для изучения этого врач-невролог назначает параклинические методы исследования: электроэнцефолографию, эхоэнцефолографию, магнитно-резонансовую томографию головного мозга, компьютерную томографию головного мозга, рентгенографию черепа. Получив результаты исследований, невролог расшифровывает данные исследований, назначает медикаментозное лечение. Логопед и невролог совместно проводят изучение артикуляционного праксиса, просодико-ритмико-интонационной стороны речи, импрессивной и экспрессивной речи. Логопедом и врачом-педиатром диагностируется уровень физиологического и речевого дыхания и составляется программа работы над дыханием. Совместная деятельность педагога и врача создает полноценную здоровьесберегающую среду для диагностико-коррекционного процесса, что и обуславливает его успешность. 25. Организация логопедической помощи в реабилитационных центрах для детей с нарушениями речи. Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383. Логопедической помощи в реабилитационных центрах для детей с нарушениями речи Целью логопедического воздействия в условиях РЦ является обеспечение специализированной диагностико-консультативной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза, а также выявление резервных возможностей и перспектив интеграции ребенка в образовательную и социокультурную среду.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |