Блок коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Наиболее эффективным является коррекционное направление, так как здесь ведется полноценная работа с родителями. Коррекционная работа с детьми проводится воспитателями и родителями по результатам базовой диагностики после рекомендаций логопеда. У родителей пользуется успехом речевой кружок «Речецветик» и интегрированные занятия со специалистами. На интегрированных занятиях и в кружке родители наравне с детьми постигают азы речевого развития. Все формы работы проводятся в игровом сюжете. Дети и родители не сидят за столами, а постоянно находятся в движении и работают в микрогруппах. И дети, и родители обучаются правильному речевому дыханию (по Стрельниковой А.Н.), развивают фонематическое восприятие, учатся общению и мышлению. Используются различные приемы: пропевание слоговых рядов и чистоговорок под музыку, развитие мелкой моторики с помощью различных круп, сказкотерапия, развитие координации движений, ловкости, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитатели по рекомендации логопеда в перспективном планировании с детьми обязательно включают данную работу и дополняют развитием и активизацией речи, тестопластику и рисование пальчиками. Все формы работы с родителями, используемые в нашем детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка . После проведения коррекционной работы проводится дифференциальная комплексная диагностика по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет.
27. Организация логопедической работы в детской поликлинике. Первичный прием детей проводится в специально отведенное время по предварительной записи. К логопеду детей направляют педиатры, невропатологи, психоневрологи, психиатры, а также непосредственно обращаются сами родители. После подробного ознакомления с анамнезом ребенка и его речью, данными врачебного обследования, логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости индивидуальных или групповых занятий в условиях поликлиники или психоневрологического диспансера. Если ребенок не нуждается в специальных логопедических занятиях, необходимо проконсультировать родителей, как работать с ребенком дома. В случае отсутствия места в группе ребенка следует записать на очередь для последующего вызова на занятия. Все дети, обратившиеся в текущем году за логопедической помощью, должны быть зарегистрированы в журнале первичного приема. На детей, приступающих к систематическим или консультативным занятиям, логопед заводит логопедические карты, в которых подробно записывает анамнез ребенка, состояние его речи, речевой диагноз, намеченный план занятий и динамику продвижения. Кроме того, логопед имеет журнал посещаемости логопедических занятий (групповых и консультативных). Журнал делится на две части: в первой фиксируются регулярные занятия, а в другой - консультативные. Обе части журнала содержат следующую информацию: фамилия, имя, возраст ребенка, диагноз, даты и количество занятий, результативность. Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.
При оказании помощи следует учитывать: 1) нервно-психическое, соматическое состояние детей и их возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания); 2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера; 3) необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях. Логопедические занятия проводятся подгруппами и индивидуально. В группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, недоразвитие речи), по возрастному принципу (преддошкольники, дошкольники, школьники), а также с учетом уровня речевого развития детей. Численность детей в группах, примерная продолжительность занятий с ними и нормы приема определяются следующим образом: детей с однородным неправильным звукопроизношением следует соединить в группы по 5-6 человек, продолжительность занятий с ними - 45 мин. Дети, страдающие дизартрией, объединяются в группы по 4-5 человек, продолжительность занятий - 45 мин. Дети с ринолалией - по 2-4 человека, длительность занятий 40-45 мин. Дети с общим недоразвитием речи без снижения интеллекта объединяются в группы по 3-4 ребенка, и заниматься с ними надо 40-60 минут. С заикающимися дошкольниками и младшими школьниками следует заниматься в группе из 4-6 чел. в течение 45-60 мин. Дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, требуют только индивидуальных занятий. Каждому ребенку необходимо уделять не менее 20-30 мин. Чтобы дети не уставали, рекомендуется работу разнообразить.
Занятия с каждой группой следует вести 2 раза в неделю. За свой рабочий день логопед должен принять 12 человек соответственно норме, утвержденной Положением о детском логопедическом кабинете. На каждого ребенка оформляется индивидуальная логопедическая карта, в которой логопед не менее 2-3 раз в месяц записывает динамику коррекционной работы. Для успешной работы логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребенка, проводить с ними индивидуальные беседы и консультации. По мере возможности родители должны присутствовать на занятиях, если не на всех, то обязательно на установочных. Логопед знакомит их с сущностью речевого нарушения ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях, а также выполняли задания логопеда дома. Важным является контакт логопеда со школой, где учится ребенок. Воспитатели и учителя обязаны наблюдать за речью ребенка, предъявляя к нему одинаковые с логопедом требования, следить за посещаемостью логопедических занятий в поликлинике, ободрять и морально поддерживать детей с речевыми нарушениями. Кроме основного направления деятельности логопед поликлиники осуществляет ряд дополнительных направлений: 1) Профилактическая работа. Для выявления детей с речевой патологией логопед принимает участие в массовых профилактических осмотрах, которые проводятся в дни, выделенные поликлиникой. Логопед поликлиники включен в состав медико-психолого-педагогической комиссии района и принимает участие в комплектовании логопедических групп при детских садах. Для координации и преемственности в работе целесообразно 1-2 раза в год (в сентябре и июне) проводить совместные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических диспансеров.
2) Санитарно-просветительная работа. Логопеды детских поликлиник обязаны регулярно проводить беседы по различным вопросам логопедии для медицинского персонала поликлиник, родителей, а также выпускать бюллетени, оформлять доски вопросов и ответов. Примерные темы бесед: «Профилактика речевых нарушений», «Профилактика заикания», «Профилактика недоразвития речи», «Профилактика дислалии», «Этапы развития речи ребенка», «Значение развития мелкой моторики для формирования речи ребенка». Примерные темы санитарных листков: «Речь наших детей», «Наши дети говорят правильно», «Дефекты речи у детей», «Профилактика речевых расстройств». Оформляются стенды: «Логопед - родителям», «Родителям о речи детей», «Советы логопеда». 3) Диспансеризация Диспансерное наблюдение проводится систематически за детьми, страдающими тяжелыми речевыми расстройствами: дизартрией, ринолалией, общим недоразвитием речи без снижения интеллекта, заиканием и др. Выявление детей, подлежащих диспансерному наблюдению, проводится логопедами при профилактических осмотрах, на первичном приеме, по окончании регулярных занятий в логопедическом кабинете и при выписке из логопедических групп и детских садов. На детей, взятых на диспансерный учет, заполняется учетная карта, в которой фиксируются анкетные данные, диагноз, даты посещений, рекомендации и результаты занятий. В логопедическом кабинете должны быть следующая документация: а) перспективный план работы на год; б) журналы первичного приема и диспансеризации детского населения, посещаемости логопедических занятий, заседаний медико-педагогических комиссий, санитарно-просветительной работы; в) индивидуальная логопедическая карта; г) карты диспансерного учета больных; д) копии информации о работе логопедического кабинета.
28. Организация логопедической работы в Центрах патологии речи и реабилитации. 1. Центр патологии речи и нейрореабилитации является либо лечебно-профилактическим учреждением, либо организуется в составе городской (областной, краевой, республиканской) многопрофильной больницы или другого лечебно-профилактического учреждения на функциональной основе. 2. Штаты Центра утверждаются в установленном порядке. Руководство Центром, являющимся лечебно-профилактическим учреждением, осуществляется директором (главным врачом) и его заместителями по лечебной и педагогической работе. 3. Научно-методическое руководство Центром осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением администрации субъекта Российской Федерации.
4. Основные задачи: - диагностика, оказание комплексной медицинской, медико-педагогической, медико-психологической и социальной помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями коммуникации и общения, сопутствующими соматическими и неврологическими расстройствами, в том числе двигательными, возникшими в результате перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и других поражений головного мозга; - разработка и внедрение в практику диагностического обследования нарушенных функций, определение оптимального объема медицинских, психологических и педагогических мероприятий, составление адекватных лечебно-восстановительных комплексных программ, программ курсового комплексного восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж и др.), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации; - обеспечение организационно-методического руководства специализированной логопедической и нейрореабилитационной службой в регионе с целью обеспечения преемственности в работе ее подразделений и поэтапного восстановительного лечения больных; - разработка и апробация новых способов и методов лечения, коррекции, нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры; - разработка и внедрение в практику лечебных учреждений методов диагностики медицинских, психологических, педагогических и социальных аспектов нейрореабилитации, разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм; - проведение циклов повышения квалификации для специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации; - организация культурно-эстетических программ для больных с различными видами нарушений общения, коммуникации, речи и других высших психических функций. 5. Примерная структура Центра: - консультативно-диагностическое отделение; - стационарное отделение с профилизацией коек по возрасту пациентов; - стационар на дому для больных с афазиями и дизартриями; - дневной стационар для больных с афазиями и дизартриями; - дневной стационар для больных логоневрозами; - амбулаторное детское отделение с дневным стационаром; - фониатрическое отделение; - отделение ЛФК и массажа; - отделение функциональной диагностики; - физиотерапевтическое отделение; - организационно-методический отдел.
29. Организация логопедической работы в психоневрологическом диспансере. Основной контингент обслуживаемых больных составляют дети с нарушениями речи при задержках психического развития и олигофрении различной степени тяжести, которых к логопеду направляют психиатры. Занятия с детьми проводятся как регулярно, так и консультативно. Логопед систематически занимается с детьми, состоящими на учете у психиатров, при наличии любой речевой патологии, при условии, что дети не получают соответствующей помощи в других учреждениях. Профилактическая работа логопеда психоневрологических диспансеров проводится по мере необходимости в контакте с детскими психиатрами, невропатологами. Логопед детского психоневрологического диспансера ведет следующую документацию: перспективный план работы на год, журналы регистрации первичных больных, ежедневного приема, профилактической работы, санитарно-просветительной работы, логопедическую карту; логопед делает записи в истории болезни ребенка, которую ведет психиатр (первичный, этапный и выписной эпикризы).
30. Организация логопедической (диагностической и коррекционно-речевой) работы в поликлинике по восстановлению голоса. Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии - фонопедии. Артикуляционные дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Дети получают специальную логопедическую помощь в лоротделениях и логопедических кабинетах поликлиник.
31. Особенности работы фониатра и фонопеда. Фониатр — врач, который занимается изучением проблем диагностики и лечения патологии, приводящей к нарушениям голоса. Данная специализация является достаточно редкой, поэтому встретить врача-фониатра в поликлинике или стационаре районной больницы вряд ли получится. Эти доктора ведут прием в специальных медицинских центрах, занимающихся лечением болезней ЛОР-органов и голосовых связок в том числе. Обследование пациентов На консультацию к фониатру можно попасть по направлению оториноларинголога. Прием врача начинается с подробного изучения истории болезни и проведения опроса пациента для уточнения необходимых нюансов. Далее для установления точных причин патологии фониатр может назначить прохождение ларингоскопии. Это исследование проводится с помощью специального инструмента — ларингоскопа, который через рот вводится в область гортани для осмотра голосовых связок. Для взрослых в момент проведения процедуры используют местное обезболивание, для маленьких детей в данном случае рекомендуется общий наркоз. Если возникает необходимость, врач-фониатр назначает УЗИ, КТ, МРТ, лабораторные анализы. Показание для получения консультации фониатра Профессиональная деятельность фониатра тесно связана с такими медицинскими специальностями как: оториноларинголог, стоматолог, а также психиатр и логопед. Посетить этого специалиста рекомендуется при наличии следующих симптомов: нарушений голоса после проведения различных операций в области голосовых связок, например, на щитовидной железе, охриплости или осиплости, чувства першения, сухости и покалывания в горле, ощущения «комка», слабости и быстрой утомляемости голосовых связок при долгом разговоре, изменении тембра и высоты голоса. Некоторые особенности работы этого специалиста Врач-фониатр вместе с профильными специалистами может заниматься лечением органов ротовой полости (язык и зубы) и гортани в целом, когда нарушения их функций и строения приводят к изменению работы голосовых связок. Еще одной важной задачей фониатра является разработка эффективных методов и специальных упражнений для профилактики заболеваний голосовых связок, а также поиск наиболее действенных способов коррекции голоса. Эти специалисты помимо медицинских учреждений, востребованы в театрах, музыкальных училищах и консерваториях, на радио и телевидении, где они консультируют и лечат педагогов, священнослужителей, актеров, оперных и эстрадных певцы, дикторов.
Фонопед - педагог, специализирующийся на нарушениях голоса. Фонопедия – это отрасль логопедии, педагогической отрасли, занимающейся проблемами речи. В последние годы число патологий голоса у детей растёт. Во-первых, это связано со слабостью детского здоровья: ларингитами, болезнями лёгких и т.д. (По статистике более 80% детей имеют те или иные заболевания.). К причинам можно отнести повышенные нагрузками на голос (пение в творческих кружках и т.п.), паралич голосовых связок, повреждения в результате реанимационных действий, операций, спасающих жизнь, но вредящих голосу. Однако проблемы с голосом бывают не только у детей, но и у взрослых. У которых к перечню причин можно добавить курение, голосовые нагрузки на работе. Голос может полностью отсутствовать (афония) или же могут быть нарушены его сила, тембр, высота (дисфония). Фонопедия занимается этими проблемами, опираясь на научные данные и разработки фониатарии (отрасли отоларингологии). Но методы фонопедии – исключительно педагогические. Фониатр ставит диагноз и проводит лечение.A фонопед "ставит" голос. Его задача фонопеда – помочь человеку с помощью специальных упражнений развить нервномышечный аппарат гортани и освоить правильно дыхание. Рабочее место фонопеда Фонопеды работают в больницах и медицинских центрах, в учебных заведениях, готовящих вокалистов, логопедических кабинетах. Знания и навыки Фонопед должен знать нейрофизиологию голосового аппарата, в совершенстве владеть методиками восстановления голоса. 32. Организация логопедической работы с заикающимися детьми и взрослыми в учреждениях здравоохранения.
Первым звеном логопедической помощи служат логопункты в детских поликлиниках. В каждой детской поликлинике Москвы имеется логопедический кабинет. Основными задачами поликлинического логопеда являются: · первичный прием населения; · консультативная помощь родственникам детей с речевыми нарушениями; · проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми; · диспансеризация детского населения; · участие в комплектовании специализированных детских садов, школ; · направление детей на лечение в специализированные стационары, санатории. В кабинете для взрослого населения устанавливаются должности: логопеда — 1; медицинского психолога — 1; специалиста по социальной работе — 1; медицинской сестры — 1. 3.3. В кабинете для детского населения устанавливаются должности: логопеда — 1; медицинского психолога — 1;медицинской сестры — 1. Основные направления работы логопеда в условиях детской поликлиники: — педагогическая работа по исправлению дефектов речи, проводимая на систематических и консультативных занятиях; — диспансеризация детей как организованных, так и неорганизованных; — участие в комплектовании логопедических учреждений системы здравоохранения и образования; — оформление на каждого ребенка логопедической характеристики; — проведение логопедической санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных логопедических пособий. Логопедический кабинет по размерам и оснащению должен позволять проводить первичный прием населения, а также индивидуальные и групповые (для 3—4 детей одновременно) занятия в присутствии родителей.
Ведение документации. Логопед обязан вести отчетно-учетную документацию по установленным образцам. Все журналы должны заполняться аккуратно, разборчивым почерком, каждая запись должна быть пронумерована и содержать необходимую информацию. Недопустимы сокращения, мешающие пониманию записи. 1. Амбулаторная карта больного 2. Журнал первичного приема 3. Журнал диспансеризации в детских садах 4. Индивидуальные речевые карты 5. Журнал учета логопедических занятий 6. Ежегодный отчет о проделанной работе.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |