Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логопедическая помощь взрослому населению



2018-07-06 1670 Обсуждений (0)
Логопедическая помощь взрослому населению 0.00 из 5.00 0 оценок




За последние годы в системе здравоохранения проводится интенсивная работа по улучшению логопедической помощи взрослым, страдающим различными речевыми расстройствами. Особое внимание уделяется проблемам восстановления речи у больных, перенесших тяжелый инсульт, операции на головном мозге и т. д.

Система логопедической помощи взрослому населению включает учреждения разного типа:

1. Стационарного (неврологические отделения при больницах).

2. Полустационарного (кабинеты трудотерапии).

3. Амбулаторного (методические кабинеты при районных поликлиниках города).

Постоянно осуществляется контроль и наблюдение врача-невропатолога, проводятся систематические фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Открытие полустационаров с широким использованием трудовой терапии для больных с афазией позволяет успешнее решать вопросы социальной адаптации и психотерапевтического воздействия.

Оказание логопедической помощи в условиях неврологического отделения больным с выраженными нарушениями речи (афазия, дизартрия, заикание и т. д.) осуществляется поэтапно. С больными, страдающими афазией, проводятся подгрупповые, индивидуальные занятия: их частота, характер и содержание зависят от индивидуальных возможностей больного и степени речевого расстройства. Продолжительность логопедического занятия в первые недели — 10—15 минут (1—2 раза в день). Несколько позже длительность занятий возрастает до 45 минут ежедневно, для подгрупповых занятий срок удлиняется до 1 часа. В речевой карте фиксируется динамика логопедической работы. Наряду с утренними занятиями рекомендуется проводить и вечерние в форме домашнего задания.

 

3. Особенности подготовки специалистов логопедов в СССР в середине XX века.

 

Все вновь открывающиеся учреждения нуждались в специалистах-логопедах, число которых в те годы было еще очень ограничено. В 1931 г. при ЭДИ( экспериментальный дефектологический институт, ныне ИКП РАО)создаются центральные постоянно действующие курсы ( директор. Т.А. Власова) для повышения квалификции учителей специальных школ всех типов, работников детских домов и логопедических кабинетов. Курсы работали до начала Великой Отечественной войны; союзные республики получали большую помощь в подготовке педагогов-дефектологов.

РГПУ им. Герцена и МПГУ, были первыми ВУЗами, готовящими логопедов, вскоре после этого логопедов начал готовить и УрГПУ. Учащиеся получали квалификацию «учитель – дефектолог со специализацией учитель –логопед»

В 1931 г. выходит первое учебное пособие по логопедии для студентов и учителей-логопедов, написанное М. Б. Хватцевым. В те годы он возглавлял кафедру логопедии в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Там же студентам-сурдопедагогам читался большой курс логопедии. Прошедшим специальную стажировку по логопедии разрешалось работать логопедами. Логопедия преподавалась в ряду многочисленных дисциплин подготовки студентов сурдо, олигофрено и тифлопедагогов. Первый выпуск молодых специалистов-логопедов был в 1951 г. на дефектологическом отделении Московского государственного педагогического института, ныне университета, а В 1981 г. состоялся первый выпуск учителей-логопедов, закончивших логопедическое отделение дефектологического факультета ЛГПИ им. А.И. Герцена.

Ежегодно организовывались семинары для повышения квалификации логопедов, работающих в периферийных учреждениях. Семинары проводились в Москве, Ленинграде, Харькове, Одессе я других городах Советского Союза. Все это значительно расширяло логотерапевтическую помощь, но все же оставались еще не решенные вопросы. Одним из таких вопросов была нехватка национальных кадров логопедов. При педагогических институтах союзных республик организовывали дефектологические факультеты, пополнявшие кадры.

 

4. Охарактеризуйте основные направления становления специализированной помощи лицам с нарушениями речи.

 

Становления специализированной помощи лицам с нарушениями речи условно можно разделить на 2 направления

1 – возрастное разграничение

- школьные ОУ

-дошкольные ОУ

- логопункты

2 – разграничение по патологии

- дети с ТНР школьного возраста

- дети с ТНР подготовительных к школе групп ( в рамках подготовки к обучению грамоте)

- дифференциация и организация групп более раннего возраста

- логопедическая помощь детям с заиканием

С 1991 – 1992 года открываются старшие группы для детей с ОНР, происходит дифференциация логопедической помощи, т.к. начиная с 1978 года лог.помощь оказывалась только по программе Каше для детей с фонетическими нарушениями речи.

В 1990году вышло постановление о школьных логопунктах, вскоре после этого начали свою работу и дошкольные логопункты.

Ранняя коррекционная помощь детям ( появились младшие и средние группы в некоторых общеобразовательных учреждениях с целью ранней коррекции)

 

5. Формы специа­лизированной помощи детям с заиканием.

 

В нашей стране помощь заикающимся детям оказывается в специализированных кабинетах или учреждениях в системах здравоохранения и образования.

В первом случае эту работу проводят логопедические кабинеты при детских поликлиниках, специализированные стационары при психоневрологических диспансерах, полустационары, ясли, сезонные и постоянно действующие санатории. В системе образования помощь заикающимся детям оказывается в специальных детских садах или спецгруппах при массовых детских садах, на логопедических пунктах при массовых школах и в специальных речевых школах.

В вышеназванные учреждения заикающийся ребенок или регулярно ходит на специальные занятия 2—3 раза в неделю (амбулаторные условия), или поступает на определенный срок под постоянное наблюдение специалистов, которые и оказывают на него необходимое лечебно-педагогическое воздействие(стационарные условия).

Достоинством амбулаторных условий является то, что заикающиеся дети на время лечения не отрываются от привычного социального окружения. Отсюда у них появляется возможность переносить навыки, приобретенные в кабинете, в свою повседневную жизнь.

Родители, присутствующие на занятиях, непосредственные участники этих занятий. Здесь они учатся правильному подходу к своему ребенку, овладевают приемами исправления его речи, получают необходимые консультации. Все это способствует выработке единого и правильного подхода к ребенку и в кабинете, и в семье.

Наряду с этим амбулаторные условия для лечения заикания имеют и целый ряд недостатков, отрицательно влияющих на эффективность лечения. Особенно это относится к детям-учащимся. Ребенок посещает логопедические занятия во внеучебное время, за счет своего отдыха.

Стационарные условия в лечении заикающихся детей и подростков по-разному выражены в системах образования и здравоохранения. В первом случае делаются попытки оказания помощи детям в специальных речевых детских садах, школах-интернатах. Здесь они совмещают обучение по программе массового детсада или школы с логопедическими занятиями.

В речевые детские сады принимаются заикающиеся дети с двух лет. Логопед проводит с ними ежедневные занятия, результаты которых должны закрепляться воспитателями в процессе воспитания и обучения их по программе дошкольных учреждений общего типа.

В речевой школе полагается специальное отделение для заикающихся детей. Программа начальных классов здесь должна быть пройдена за 5 лет (один год на коррекцию речи), а в последующие четыре — год в год. От массовой школы это отделение отличает также частичное изменение учебного плана (введены логопедические занятия, ритмика, увеличено количество часов на русский язык и пр.), изменение продолжительности урока в 1 классе (30 минут вместо 45), меньшее число учеников в классе, наличие в штате медицинского персонала: психоневролога, педиатра, инструктора по ЛФК, медицинской сестры. Большое распространение в настоящее время имеет организация помощи заикающимся детям в условиях медицинских стационаров,открываемых специальных отделений при детских больницах или диспансерах. Основным привлекающим свойством этой формы помощи является возможность максимально использовать лечебное воздействие на заикающегося ребенка в целом. Всестороннее изучение его, широкий выбор медицинских средств в сочетании с логопедическими приемами позволяют создавать на практике необходимый для преодоления заикания лечебно-педагогический комплекс.

 

6. Формы специа­лизированной помощи детям с нарушениями речи.

Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать корркционно-педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:

• ясли-сад для детей с нарушениями речи,

• детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),

• группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),

• государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа-детский сад» для детей с нарушениями речи,

• логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1–2 уровнем речевого развития) принимают с 4-х лет на 3 года обучения.

Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8-10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.).

В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек. Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, страдающие алалией, дизартрией, заиканием, ринолалией, афазией), Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе. Программой предусматривается коррекция различных проявлений речевого дефекта и обусловленных ими недостатков в психическом развитии.

Во 2 отделение зачисляются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы и осваивают ее в те же нормативные сроки.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то выпускник может продолжить свое образование.

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. Зачисляются дети с нарушениями устной и письменной речи: с ФФН, с ОНР, а также дети с дисграфией или дислексией.

Дети с нарушениями речи могут получать логопедическую помощь в системе здравоохранения, где функционируют логопедические кабинеты при детских поликлиниках, стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтах и т. п., детские санатории.

7. Нормативно-правовое обеспечение логопедической помощи детям с нарушениями речи.

 

1. Закон «Об образовании» в котором делается упор на инклюзию. Развитие речи входит в категорию детей ОВЗ.

2. Комментарии к закону «Об образовании»: к разделу 3 п.3.2.4 (предельная наполняемость групп с ОВЗ в соответствии с СанПин от 15.05.13. рекомендуют: группы компенсирующей направленности до 3 лет и старше (раньше не было раннего возраста)

По наполняемости: с ТНР (ОНР, тяжелые речевые патологии, алалия, заикание, дизартрия) от 6 до 10 детей

ФФН (старше 3 лет) до 12 детей

Слабослышащие, слепые, смешанные группы компенсирующей направленности

3. Комментарий к разделу 2 п.2.7 «Программное обеспечение коррекционно-образовательного процесса». Примерные адаптивные общие образовательные программы (на сайте МИНОБР науки есть эти программы) Нищева и Лопатина

4. ФГОС дошкольного образования – представляет компетентностный подход к уровню развития детей (чем должны овладеть), даны особенности воспитания детей с ОВЗ

5. Закон о психиатрической помощи и права (требование о неразглашении)

6. Закон «О системе и профилактике безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних» (дивиантное поведение)

7. Письмо 1998г «Об учителях логопедах и психологах»

8. О логопунктах образовательных учреждений – 2000г

9. + региональный уровень: Приказ о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольных учреждений подписан Репиным

10. Приказ 2007г о специальных коррекционных группах

11. В 2014 г серия приказов «Об итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ»

12. Приказ о создании ресурсных центров по проблеме инклюзивного образования детей с ОВЗ

13. Приказ «Об использовании в работе содержания заключения ПМПК»

 

8. Направления логопедической помощи в стране на современном этапе.

 

 

9. Преемственность в работе отдельных образовательных организаций.

 

 

10. Преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций.

11. Организация и содержание логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях разного типа.

Логопедическая помощь - вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.).

В настоящее время логопедическая помощь детям дошкольного возраста оказывается в:

- раннем возрасте (специальные ясли – сады, группы),

- в дошкольном возрасте: специальные детские сады (компенсирующей направленности); дошкольные детские дома (помощь с 4 лет); дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах; специальные группы в детских садах общего типа (ДОУ комбинированного типа) и логопедические пункты в ДОУ общего типа.

Ранний возраст: Комплектование: принимаются дети с заключением ПМПК в возрасте до 3 лет с заиканием и задержкой речевого развития органического генеза, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, с сохранной двигательной сферой. Группы комплектуются по речевому дефекту — для заикающихся детей и для детей с задержкой речевого развития.

Логопед является одним из ведущих специалистов команды системы ранней помощи.

Но логопедическая работа в системе ранней помощи имеет свои особенности:

1) диагностические и коррекционно-развивающие логопедические мероприятия

являются составной частью общего психолого - педагогического воздействия;

2) логопедическая работа с детьми первых лет жизни в системе ранней помощи

предполагает не только воздействие на ребенка назанятиях, но и активное взаимодействие с родителями, включенными в психолого-педагогический процесс.

Основные направления кор. работы в условиях системы ранней помощи:

1) Проведение психолого-педагогического изучения детей с аномалией речи.

2) Диагностирование отклонений их речевого, умственного и физического развития.

3) Определение адаптационных возможностей ребенка и его готовности к посещению дошкольных учреждений.

4) Составление маршрута индивидуальной работы с детьми.

5) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми.

6) Проведение коррекционно – воспитательных мероприятий.

7) Участие в работе психолого-педагогических консилиумов ДОУ.

8) Осуществление профилактических осмотров.

9) Консультирование родителей об особенностях воспитания ребенка в семье,

проведение обучения родителей доступным приемам логопедической работы с детьми.

10) Консультирование родителей детей раннего возраста группы риска с целью

профилактики речевых нарушений.

 



2018-07-06 1670 Обсуждений (0)
Логопедическая помощь взрослому населению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логопедическая помощь взрослому населению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1670)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)