Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оперативно-разыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров». Основания проведения.



2018-07-06 1478 Обсуждений (0)
Оперативно-разыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров». Основания проведения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Прослушивание телефонных переговоров(ПТП) - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в негласном контроле, аудиозаписи и прослушивании переговоров проверяемых лиц, ведущихся по телефонным линиям связи.

Объектом ПТПявляются телефонные переговоры лиц, подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Субъектом данного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков. Прослушивание телефонных переговоров по заявлению граждан может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов.

В ст. 7 ФЗ об ОРД предусмотрены общие и частные основания для проведения ПТП. Общие основания (ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД) характерны для проведения любого ОРМ.

В перечне частных оснований содержится разрешающее проводить рассматриваемое мероприятие при сборе данных, необходимых для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД (п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД).

Кроме того, в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел, с обязательным уведомлением соответствующего судьи в течение 48 часов.

 

16. Оперативно-розыскное мероприятие " Снятие информации с технических каналов связи"

Снятие информации с технических каналов связи - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в контроле и перехвате с помощью специальных средств текстовой, графической и иной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

Объектом данного мероприятия является информация, передаваемая проверяемыми лицами по техническим каналам связи.

Цельюмероприятия является получение информации о преступной деятельности проверяемых лиц, содержащейся в передаваемых по техническим каналам связи сообщениях, а также установление их криминальных связей.

Рассматриваемое мероприятие имеет немалое сходство с ПТП, поскольку линии телефонной связи, помимо передачи речевой информации, используются, как правило, для передачи факсимильных сообщений, цифровых данных, межкомпьютерного обмена, видеосигналов и иных сообщений.

Субъектомданного мероприятия, как правило, выступают оперативно-технические подразделения ОВД, ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотиков. В отдельных случаях снятие информации с технических каналов связи может проводиться непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости технических специалистов.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия во многом аналогично проведению ПТП и также, прежде всего, включает в себя подготовку необходимых юридических документов.

Для осуществления данного мероприятия, в отличие от ПТП, используется более сложная электронная аппаратура, поскольку здесь возникает необходимость съема и преобразования (дешифровки) иных по своей физической природе сигналов.

Электронные носители информации, полученные в результате проведения этого мероприятия, могут быть представлены следователю для использования в процессе доказывания при условии неразглашения сведений, составляющих государственную тайну.

17. Оперативно-розыскное мероприятие "Оперативное внедрение"

Оперативное внедрение - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в приобретении оперативно-розыскным подразделением негласного источника информации внутри или в окружении объекта оперативного интереса.

Объектом внедрения выступают организованные преступные группы (преступные сообщества); лица, в отношении которых заведены дела оперативного учета; а также отдельные граждане, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений; криминогенные объекты.

Цели оперативного внедрения, в отличие от других мероприятий, многоаспектны и универсальны. Прежде всего, они направлены на разведывательный сбор достаточно обширной информации: о преступных намерениях и действиях объектов, о способах совершения преступлений и используемых орудиях, о каналах сбыта похищенного и местах хранения нажитых преступным путем ценностей, о составе криминальных групп и распределении в них ролей, об используемых способах маскировки и приемах противодействия правоохранительным органам, а также иной оперативно значимой информации.

Организация и тактика оперативного внедрения регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.

Субъектами оперативного внедрения могут выступать сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД; другие сотрудники органов внутренних дел; лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД. Сведения о субъектах оперативного внедрения составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме.

В процессе оперативного внедрения для обеспечения конспирации его субъекты могут использовать документы, зашифровывающие личность, а также ведомственную принадлежность используемых помещений и транспортных средств.

Вместе с этим при осуществлении оперативного внедрения запрещается принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных политических партий и объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом либо справкой сотрудника оперативного подразделения или сообщением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Сотрудники оперативных подразделений, исполняющие свои основные должностные обязанности на гласной основе и участвовавшие в оперативном внедрении, в случае необходимости могут выступать в качестве свидетелей в уголовном процессе.

 

18. Оперативно-розыскное мероприятие "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непроцессуальном осмотре объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения оперативно-тактических задач.

К объектам оперативного осмотра прежде всего относятся служебные и жилые помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства. Кроме этого, объектами осмотра могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого обнаружены следы преступления.

Целью осмотра может быть решение целого ряда частных тактических задач оперативно-розыскной деятельности:

- установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами (например, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, фиксирующих противоправные действия);

- получение информации о личности преступника, его местонахождении и связях (например, путем осмотра личных вещей, записных книжек, писем, документов);

- обнаружение мест сокрытия похищенного имущества;

- обеспечение сохранности материальных объектов, могущих выступать в качестве доказательств, путем их перемещения, фотографирования, копирования;

- создание условий для следообразования путем пометки объектов с помощью специальных химических веществ;

- принятие мер по предупреждению преступлений путем приведения в негодное состояние орудий, других средств их совершения и т. д.

В зависимости от организационно-тактических форм проведения можно выделить три основных вида оперативного осмотра: гласный, зашифрованныйи негласный.

Гласныйоперативный осмотр проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости других должностных лиц, специалистов, а также граждан, оказывающих гласное содействие. При проведении такого осмотра его участники не скрывают от окружающих целей своих действий.

Зашифрованный оперативный осмотр предполагает сокрытие истинных целей действий оперативного сотрудника либо легендирование его должностного положения с использованием документов, зашифровывающих личность. При таком обследовании обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится.

Негласному обследованию, проводимому в тайне от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, присуща особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами. Осуществляется оно с использованием оперативно-технических сил и средств правоохранительных органов при участии инициатора мероприятия либо по его заданию.

Субъектами оперативного осмотра кроме гласных оперативных сотрудников могут быть сотрудники оперативно-технических подразделений, а также должностные лица специальных служб, привлекаемые для зашифрованного осмотра. В необходимых случаях проведение оперативного осмотра может быть поручено гражданам, оказывающим содействие правоохранительным органам.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия зависит от вида осматриваемого объекта и формы обследования. В частности, проведение зашифрованного оперативного осмотра требует тщательной подготовки, включающей в себя определение конкретных целей и задач, выбор времени проведения, подготовку необходимых специальных технических средств, подбор исполнителей, их инструктаж, разработку легенды и экипировки, изготовление документов прикрытия, определение тактики его проведения.

Результаты гласного, а при определенных условиях и зашифрованного оперативного осмотра оформляются рапортом, справкой или актом. Негласный оперативный осмотр оформляется справкой установленной формы, которая может приобщаться только к делам оперативного учета.

 

19. Оперативно-розыскное мероприятие "Оперативный эксперимент"

Оперативный эксперимент - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в воспроизведении негласно контролируемых условий и объектов для проявлений противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, а также тяжких и особо тяжких преступлений.

Объектом оперативного эксперимента могут являться лица, обоснованно подозреваемые в совершении преступлений средней тяжести, а также тяжких и особо тяжких преступлений.

Цель мероприятия заключается в выявлении и задержание неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, а также в документировании преступных действий и задержании с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в противоправной деятельности.

В зависимости от конкретных целей проведения можно выделить два основных вида этого мероприятия. К первому следует отнести оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Его суть заключается в использовании "приманок" ("ловушек") - специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники. Приманки ("ловушки") помещаются или направляются в места наиболее частого совершения преступлений.

Второй вид оперативного эксперимента имеет своей целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, т.е. он проводится в отношении конкретных лиц. Чаще всего этот вид эксперимента применяется для разоблачения взяточников.

Для обеспечения законности при проведении оперативного эксперимента необходимо соблюдать следующие требования:

-условия и объекты для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента, должны обеспечивать возможность выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц;

-в процессе эксперимента должны, как правило, использоваться методы пассивного наблюдения (например, при проведении операции с автомашинами ловушками) или выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера незаконного вознаграждения (например, при выявлении взяточников);

-при проведении эксперимента запрещается провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.

Субъектом оперативного эксперимента первого вида могут выступать только оперативные сотрудники либо сотрудники иных служб правоохранительных органов, поскольку проведение мероприятия во многих случаях сопряжено с определенным профессиональным риском. В эксперименте второго вида могут участвовать лица, у которых вымогается взятка, и давшие согласие на оказание содействия правоохранительным органам.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортомоперативного сотрудника, а в случае выявления и задержания лиц, совершивших преступление, - актом, который по форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну.

Результаты оперативного эксперимента в случае совершения проверяемым лицом действий, содержащих признаки преступления, могут служить основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела

20. Оперативно-розыскное мероприятие "Контролируемая поставка"

Контролируемая поставка - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении контроля за перемещением (перевозкой, пересылкой) предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота либо являющихся объектами или орудиями преступных посягательств.

Объектыконтролируемой поставки можно разделить на две группы: предметы и вещества, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, и предметы, находящиеся в свободном обороте.

К первой группе относятся оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества; наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества; специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; драгоценные металлы, природные драгоценные камни или жемчуг; радиоактивные материалы и т. д.

Ко второй группе объектов контролируемых поставок относятся предметы, являющиеся орудиями или средствами совершения преступлений (например, оборудование для химической лаборатории, с помощью которого можно изготавливать наркотические средства); предметы, добытые преступным путем (например, похищенный автомобиль), либо грузы, денежные средства, ценные бумаги, которые являются или могут являться объектами преступных посягательств.

Целями мероприятия является решение задач, которые затруднительно либо невозможно решить в ходе других ОРМ, в частности:

- выявление и разоблачение заказчиков и организаторов торговли запрещенными предметами;

- выявление источников приобретения и мест незаконного изготовления запрещенных предметов;

- перекрытие каналов нелегального оборота запрещенных предметов;

- выявление коррумпированных лиц в правоохранительных органах, способствующих незаконному обороту запрещенных предметов;

- документирование преступных действий всех участников противоправных сделок.

В зависимости от местонахождения исходного и конечного пунктов перемещения объектов контролируемые поставки можно разделить на три вида:

- внутренние - проводимые на территории Российской Федерации;

- внешние - осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами порядке на территории иностранных государств;

- транзитные - проводимые через территорию Российской Федерации по инициативе правоохранительных органов иностранных государств или международных правоохранительных организаций.

Используемые приемы контроля за объектами зависят от способов их перемещения, среди которых можно выделить три наиболее распространенных: курьерский, грузовой (контейнерный) и почтовый.

Контроль за курьерской поставкой осуществляется, как правило, путем визуального наблюдения за перевозчиком товара с использованием специальных технических средств.

Грузовой способ используется для перемещения большого количества контрабандного товара, который, как правило, маскируется под легальный груз. При этом перевозка может быть комбинированной, с использованием различных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного. Для осуществления контроля такой перевозки могут применяться специальные технические средства, позволяющие контролировать через радиоэфир весь маршрут перемещения товара.

Установление контроля за почтовымперемещением предметов имеет свои особенности. В данном случае возникает необходимость ограничения конституционного права граждан на тайну почтовых отправлений, а поэтому проведение такой поставки требует получения судебного разрешения. В процессе контролируемой поставки при наличии судебного разрешения можно проводить вскрытие, осмотр, фиксацию и взятие образцов для сравнительного исследования. При документировании факта получения посылки следует иметь в виду возможность участия в этом подставных лиц и поэтому не торопиться с их задержанием.

Субъектами контролируемой поставки являются, как правило, сотрудники оперативных подразделений, хотя это не исключает участия граждан, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам.

Ввиду разнообразия способов проведения контролируемой поставки документальное оформление ее результатов может быть различным: акты осмотра предметов, фото- и видеоматериалы, объяснения граждан и т.д. Кроме того, по завершении всего мероприятия инициатором должна составляться итоговая справка о его результатах с указанием возможных источников доказательств и приложением к ней всех промежуточных отчетных документов.

 

21. Сбор образцов для сравнительного исследования - это оперативно-розыскное мероприятие, основанное на получении в распоряжение оперативного подразделения различных материальных объектов, являющихся носителями информации о признаках преступной деятельности.

Объектом данного ОРМ могут выступать лица, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, неопознанные трупы, а также криминогенные объекты, где находятся предметы и вещества, являющиеся носителями информации о признаках преступной деятельности.

Виды собираемых образцов могут быть самыми разнообразными и их можно разделить на две основные группы:

- предметы и вещества, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования (физиологические компоненты человека: кровь, слюна, запах, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк; следы обуви и транспортных средств, микрочастицы и др.);

- объекты, являющиеся составной частью целого и подлежащие самостоятельному исследованию (предметы, изъятые из гражданского оборота: оружие, взрывчатые вещества, наркотики; сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; компьютерные программы и файлы, похищенное имущество и др.).

Целью мероприятия является получение необходимых материалов для проведения другого ОРМ - исследования предметов и документов, т.е. оперативно-розыскное мероприятие "Сбор образцов для сравнительного исследования" не имеет самостоятельного познавательного значения и в процессе ОРД выполняет вспомогательную роль.

Содержательная часть мероприятия включает в себя самые разнообразные действия и тактические приемы по получению необходимых образцов: криминалистические приемы обнаружения и фиксации отпечатков папиллярных узоров или следов обуви, медицинские процедуры по получению образцов крови или выделений человека, негласное изъятие какой-то части наркотических веществ и т. д.

В зависимости от исходной оперативно-тактической ситуации и степени оказываемого проверяемыми лицами противодействия оно может осуществляться гласно, негласно либо зашифровано. Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лиц, располагающих необходимыми образцами. Если факт сбора образцов важно сохранить в тайне от проверяемых лиц, то используются негласные приемы для их получения, организация и тактика которых регламентирована ведомственными нормативными актами. При сборе образцов может зашифровываться цель мероприятия или принадлежность выполняющего его лица к правоохранительным органам.

Субъектами мероприятия, кроме сотрудников оперативных подразделений и иных должностных лиц правоохранительных органов, могут выступать специалисты, обладающие профессиональными навыками: специалисты-криминалисты, медицинские сотрудники, программисты и др. В необходимых случаях для сбора образцов могут привлекаться граждане, оказывающие содействие, как на гласной, так и на негласной основе.

При производстве гласного сбора образцов объекты упаковываются для их сохранности и опечатываются печатью предприятия, учреждения или организации, либо к ним прикрепляется бирка (ярлык), заверенная подписями участников мероприятия.

Результаты гласного сбора образцов оформляются актом, дактилоскопической картой или иными официальными документами.

Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку на то, что данное мероприятие проводится в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 и ст. 7 Закона об ОРД в целях сравнительного исследования. По форме и содержанию он в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола выемки. В заключительной части акта делается разъяснение о порядке обжалования законности данного мероприятия соответствующему руководителю ОВД, прокурору или в суд. Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр с образцами направляется для сравнительного исследования и в дальнейшем может использоваться в процессе доказывания по уголовному делу; второй - вручается под расписку владельцу образцов или его представителю, а третий - приобщается к материалам оперативной проверки либо к делу оперативного учета.

Результаты негласного сбора образцов для сравнительного исследования оформляются рапортом или справкой исполнителя мероприятия, к которым прилагаются в упакованном виде полученные образцы, или сообщением конфидента (с приложением образцов).

 

 

22. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - это оперативно-техническое мероприятие, проводимое на основании судебного решения и заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Объектами контроля могут выступать письма, телеграммы, посылки, бандероли, денежные переводы и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой связи. Контролю может подвергаться корреспонденция, адресованная конкретному лицу или исходящая от него, а также вся корреспонденция, поступающая в конкретный адрес или исходящая из него.

Целью контроля является получение информации, содержащейся в почтовых отправлениях, о преступной деятельности проверяемого лица, о его криминальных связях, о местонахождении разыскиваемого.

Содержательная часть мероприятия состоит в отборе контролируемых отправлений, их вскрытии, ознакомлении с содержанием и их оценке, снятии копий или фиксации иным способом оперативно значимой информации, повторной упаковке и отправлении в адрес.

Субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений могут быть:

- оперативно-технические подразделения Федеральной службы безопасности России;

- оперативно-технические подразделения органов внутренних дел;

- оперативно-технические подразделения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает в себя, прежде всего вынесение постановления руководителем правоохранительного органа с ходатайством о разрешении на установление контроля почтовых отправлений, получение судебного решения по этому вопросу и подготовку задания на его проведение, которое направляется исполнителю. Важным элементом организации данного мероприятия является установление взаимодействия с предприятиями почтовой связи. Законодательной основой такого взаимодействия выступает Федеральный закон "О связи", в соответствии с которым предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, операторы связи, действующие на территории РФ, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Максимальный срок оперативного контроля почтовых отправлений не может превышать шести месяцев и указывается в судебном постановлении. При необходимости продления контроля, судья принимает об этом отдельное решение на основании вновь представленных материалов.

 

 

23. Оперативно-розыскная практика убедительно свиде­тельствует, что наиболее эффективным и распространен­ным видом содействия является негласное содействие граждан.

В настоящее время использование негласного содействия граждан является важной составляющей разведывательно­-поисковой деятельности органов, осуществляющих ОРД, и позволяет выявлять замаскированные преступления, пре­ступления, совершаемые организованными группами, имеющими коррумпированные связи с предста­вителями властных структур.

Существенное значение негласное содействие имеет для обеспечения задач частной превенции. Она заключа­ется в своевременном получении оперативной информации о замышляемых и готовящихся преступлениях и использова­нии негласными сотрудниками конкретных приемов, направ­ленных на удерживание граждан от реализации преступных замыслов, разобщение преступных групп, устранение усло­вий, способствующих криминальной активности лиц.

Под содействием граждан органам, осуществляющим ОРД, понимается регламентируемая нормативными правовыми актами специфическая область оперативно-розыскных правоотношений, определяющая оказание лицами помощи представителю оперативно-розыскного органа в решении оперативно-розыскных задач.

Институт содействия граждан регулируется законами и подзаконными актами, которые включают в себя общее и ведомственное законодательное регулирование, а также регулирование на подзаконном уровне.

Общее регулирование основано на нормах Конститу­ции РФ, которыми закрепляются основные положения оказания помощи населением РФ органам и спецслужбам (ч. 4 ст. 29) .

Основным нормативным актом для всех органов, осу­ществляющих ОРД, является Закон об ОРД, нормы кото­рого регламентируют процедуру содействия лиц (ч. 1 ст. 15, ст. 17).

Вместе с тем отдельными оперативно-розыскными орга­нами (на уровне министерств, федеральных служб) преду­сматривается правовое регулирование конфиденциального содействия граждан.

Закон о полиции в п. 34 ч. 1 ст. 13 предусматривает право полиции устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе.

Закон о ФСБ закрепляет право данных органов устанавливать конфиденциальные отношения с гражданами и правовое положение лиц, содействующих органам ФСБ (ст. 13, 19).

Федеральный закон «О внешней разведке» предусма­тривает полномочия данных органов по установлению конфиденциальных отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие (п. 1 ч. 1 ст. 6), и пра­вовое положение лиц, содействующих органам внешней разведки (ст. 19).

Однако большая часть отношений негласного сотруд­ничества, прежде всего оформление отношений конфиден­циального сотрудничества, организационно-тактические вопросы деятельности конфидентов, процесс их материаль­ного стимулирования и др., регламентируется секретными подзаконными нормативными правовыми актами (прика­зами, инструкциями, наставлениями) с грифом ограничен­ного пользования («Секретно», «Совершенно секретно») каждым из органов, осуществляющих ОРД, с учетом функ­циональной особенности его деятельности.

 

24.Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, осуществляется в следующих видах: 1) гласное; 2) анонимное; 3) негласное (конфиденциальное).

Гласное содействие предполагает открытое участие лиц в подготовке и проведении ОРМ. Оно может выражаться в разовом и длительном их использовании оперативными сотрудниками для решения задач ОРД.

Граждане как представители общественности могут оказывать помощь при проведении проверочных закупок, наблюдении, наведении справок, отождествлении личности и других мероприятиях, результаты которых могут гласно использоваться, а данные лица - выступать в качестве сви­детелей по уголовному делу.

Одной из форм продолжительного гласного содействия граждан оперативным подразделениям в борьбе с преступ­ностью является привлечение внештатных сотрудников, которое регламентируется ведомственными нормативными актами и предполагает:

а) организационную деятельность оперативных сотрудников различных подразделений в отношении руководства внештатными сотрудниками (определение специали­зации, техническое оснащение и др.);

б) право оперативных сотрудников самостоятельно подбирать кандидатов для внештатного сотрудничества;

в) подчиненность и подконтрольность внештатных работников штатному составу оперативных подразделений ОВД.

Внештатные инспекторы выполняют свои обязанности в свободное от основной работы время.

Правовой основой привлечения граждан к внештатному сотрудничеству с их согласия является Закон о полиции (п. 34 ч. 1 ст. 13), а также ведомственные нормативные пра­вовые акты.

Анонимное содействие (от греч. anonymos — безымян­ный, без указания имени) является видом кратковремен­ного (разового) содействия. Такое содействие осуществля­ется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и в даль­нейшем участвовать в уголовном процессе. Поэтому оно может назваться другой фамилией или использовать иные установочные данные.

Данный вид содействия с оперативными подразделени­ями ОВД (полиции) предусмотрен ведомственными нор­мативными актами только на допроцессуальной стадии, т.е. до возбуждения уголовного дела.

Информация о преступлениях может поступать в опера­тивное подразделение по почте, телефону, иному виду связи, при непосредственной встрече с оперативным сотрудником, через посредника.

При получении анонимной информации запрещается понуждать лицо, ее предоставляющее, к раскрытию устано­вочных данных (фамилии, прописки, места проживания) и требовать предоставления им каких-либо документов

Анонимные заявления, поступившие по почте или инфор­мационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося пре­ступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации в книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) передаются в соответствующее подразделение ОВД для возможного использования в ОРД.

Если полученная информация указывает на лицо, совер­шившее преступление или находящееся в розыске, а также на предметы и документы, свидетельствующие о противо­правной деятельности, анонимное лицо может получать вознаграждение путем перечисления денежных средств на указанный счет.

Негласное (конфиденциальное) содействие граждан оперативно-разыскным органам в осуществлении их дея­тельности предусматривает, прежде всего, что данное содей­ствие осуществляется только с согласия лиц, а сведения о данных лицах не подлежат оглашению. Это условие обе­спечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами.

Под конфидентами (от лат. confidentia — доверие) понимается категория физических лиц, участников ОРД, которые на основании законодательства содействуют представителю оперативно-розыскного органа, оперативному сотруднику в решении задач ОРД.

Конфиденциальное содействие строится таким образом, чтобы у данной категории лиц вырабатывались устойчивые, осознанные позиции и личные качества, стимулирующие их активное участие в борьбе с преступностью.

Конфиденциальное содействие может быть установлено: а) по инициативе сотрудника оперативного подразделения путем предложения лицу из тактических соображений оказывать добровольную помощь в борьбе с преступностью; б) в случае индивидуального волеизъявления лица, выступающего инициатором данного содействия и располагающего соответствующей информацией о противоправной деятель­ности.

Согласие лица на конфиденциальное содействие может выражаться в двух формах — устной и письменной.

Чаще всего сотрудничество, закрепленное в письменной форме, является долговременным и предполагает ведение лицом активной разведывательно-поисковой деятельности в криминальной среде.

Содействие граждан ОВД возможно при соблюдении следующих условий: а) достижение лицом совершеннолетия; б) дее­способность лица (независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений).

25.Социальная и правовая защита граждан, содействую­щих органам, осуществляющим ОРД, направлена на более эффективное выполнение ими взятых на себя обязательств по борьбе с преступностью. Негласные сотрудники обла­дают провозглашенными государством основными правами по охране их жизни, физической неприкосновенности, сво­боды, и в соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона об ОРД органы, осуществляющие ОРД, обязаны принимать необходимые меры по их защите.

Меры социальной и правовой защиты взаимообуслов­лены и представляют собой совокупность правовых поло­жений, определяющих социальные гарантии участникам ОРД, а также обеспечивающих их реализацию.

Социальная защита выражается как в виде льгот или преимуществ, так и в форме предоставления опреде­ленных материальных благ. Кроме того, в рамках межлич­ностных отношений оперативные сотрудники могут ока­зывать нравственно-психологическую поддержку лицам, оказывающим содействие оперативно-разыскным органам.

Под социальной и правовой защитой граждан, содей­ствующих органам, осуществляющим ОРД, по



2018-07-06 1478 Обсуждений (0)
Оперативно-разыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров». Основания проведения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оперативно-разыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров». Основания проведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)