Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).



2018-07-06 2872 Обсуждений (0)
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой). 4.50 из 5.00 6 оценок




Цель - диагностика учебной мотивации студентов.

Описание. Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция к тесту:

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тестовый материал

 

1.Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2.Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3.Хочу стать специалистом.

4.Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5.Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6.Чтобы не отставать от друзей.

7.Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8.Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9.Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10.Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11.Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12.Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13.Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14.Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15.Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16.Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17.Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18.Просто нравится учиться.

19.Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20.Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21.Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22.Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23.Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

 

Первая серия.

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия.

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия.

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

 

Хочу быть культурным и развитым человеком.

Хочу получать хорошие отметки.

Хочу получать одобрение учителей и родителей.

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

Хочу быть лучшим учеником в классе.

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

Не хочу получать плохие отметки.

Люблю узнавать новое.

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

Люблю думать, рассуждать на уроке.

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

Люблю решать задачи разными способами.

Люблю все новое и необычное.

Хочу учиться только на «4» и «5».

Хочу добиться в будущем больших успехов.

 

Ключ к тесту.

Мотивы:

- долга и ответственности: 1-2 суждения;

- самоопределения и самосовершенствования: 3-4;

- благополучия: 5-6;

- аффилиации: 7-8;

- престижа: 9-10;

- избегания неудачи: 11-12;

- учебно-познавательные (содержание учения): 13-14;

- учебно-познавательные (процесс учения): 15-16;

- коммуникативные: 17-18;

- творческой самореализации: 19-20;

- достижения успеха: 21-22.

 

Обработка результатов.

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в 2-х или 3-х сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

АНКЕТА

 

Для учащихся 5-7 классов.

Дата__________________Ф.И.______________________Класс___________________

 

Дорогой друг!

Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1. Обучение в школе и знания нужны мне для…

а) хороших оценок; б) продолжения образования, поступления в институт;

в) поступления на работу; г) чтобы получить хорошую профессию;

д) чтобы быть образованным и интересным человеком; е) солидности.

2. Я бы не учился, если бы не…

а) было школы; б) не было учебников; в) родителей; г) хотелось учиться;

д) было интересно; е) мысли о будущем; ж) школа и долг перед Родиной;

з) хотел поступить в вуз и иметь хорошее образование.

3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки; б) усилия, трудолюбие; в) мои способности;

г) хорошую работу; д) выполнение домашнего задания; е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) получить высшее образование; б) я пока не знаю; в) стать отличником;

г) состоит в учебе; д) получить хорошую профессию;

е) принести добро моей родине.

5. Моя цель на уроке…

а) слушать и запоминать всё, что сказал учитель; б) усвоить материал, понять тему;

в) получить новые знания; г) сидеть тихо как мышка;

д) внимательно слушать; е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

а) смотрю классную работу и вспоминаю урок; б) думаю;

в) анализирую задание, стараюсь понять суть; г) составляю план своей работы;

д) внимательно читаю задание; е) стараюсь сделать сразу всё;

ж) открываю «готовые домашние задания»; з) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) разные игры по теме; б) объяснение учителя; в) новая тема; г) устные задания;

д) побольше читать; е) общаться с друзьями; ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится; б) он легкий; в) он мне интересен; г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют; е) не дают списать; ж) надо исправить двойку

9. Мне нравиться делать уроки, когда…

а) они легкие и их мало; б) остается время погулять; в) они интересные;

г) есть настроение; д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) мысли о будущем; б) родители и (или) учителя; в) покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки; д) желание знаний; е) высокие оценки.

11. Я более активно работаю на уроках, если…

а) ожидаю похвалы; б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка; г) хочу больше узнать; д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) хороших знаний; б) везения; в) добросовестного выполнения домашних заданий;

г) помощи друзей; д) упорной работы; е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения; б) трудности заданий; в) моих способностей;

г) приложенных усилий; д) везения; е) внимания к объяснению учителя;

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал; б) смогу справиться;

в) почти всегда; г) не будут ругать за ошибку; д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто;

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

а) делаю его снова; б) теряюсь; в) нервничаю; г) исправляю ошибку;

д) бросаю это задание; е) прошу помощи.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

а) анализирую его снова; б) огорчаюсь; в) спрашиваю у учителя или родителей;

г) откладываю его; д) обращаюсь к учебнику; е) не делаю его, потом списываю

18. Мне не нравиться выполнять задания, если они…

а) сложные и большие; б) с лёгким решением; в) письменные домашние;

г) не требуют усилий; д) только теоретические или только практические;

е) неинтересные, которые можно выполнять по «шаблону»;

Спасибо за ответы!

 

АНКЕТА

Для учащихся 8-9-х классов

Дата__________________Ф.И._______________________Класс__________________

Дорогой друг!

Внимательно прочитайте каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Выбери два варианта ответов, которые совпадают с твоим мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для…

а) получения образования; б) поступления в вуз; в) будущей профессии;

г) ориентировки в жизни; д) того, чтобы устроиться на работу.

2. Я бы не учился, если бы не…

а) было школы; б) жил в России; в) родители; г) получал знания; д) жил.

3. Мне нравиться, когда меня хвалят за…

а) хорошие отметки; б) успехи в учебе; в) приложенные усилия;

г) мои способности; д) выполнение домашнего задания; е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

а) работать, жить и наслаждаться жизнью; б) хорошо знать школу;

в) доставлять пользу людям; г) учение.

5. Моя цель на уроке…

а) усвоить что-то новое; б) пообщаться с друзьями; в) слушать и понимать учителя;

г) получить хорошую оценку; д) никому не мешать, сидеть тихо.

6. При планировании своей работы, я…

а) обдумываю ее; б) повторяю, что проходили на уроке;

в) внимательно читаю задание; г) стараюсь сделать сразу всё;

д) открываю «готовые домашние задания»; е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке…

а) общение с друзьями; б) общение с учителем; в) новая тема, отработка материала;

г) объяснение учителя; д) получать хорошие отметки; е) отвечать устно.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он для меня интересен; б) у меня хорошее настроение; в) меня заставляют;

г) не дают списать; д) надо исправить отметку; е) стараюсь всегда.

9. Мне нравиться делать уроки, когда…

а) тихо и ничто меня не отвлекает; б) задают мало;

в) остаётся много свободного времени, чтобы погулять;

г) я понимаю тему; д) есть «готовые домашние задания»;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает…

а) деньги, которые я заработаю в будущем; б) родители и (или) учителя;

в) чувство долга; г) низкие оценки; д) желание знаний; е) общение.

11. Я более активно работаю на уроках, если…

а) ожидаю одобрения окружающих; б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка; г) хочу больше узнать; д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. «Хорошие» оценки – это результат…

а) моей упорной работы; б) «подлизывания» к учителям;

в) подготовленности и понимания на уроках; г) везения;

д) получения хороших знаний; е) помощи родителей или друзей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения; б) понимания заданий; в) моих способностей;

г) приложенных усилий и старания; д) везения;

е) внимания к объяснению учителя;

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю материал; б) смогу справиться;

в) почти всегда; г) не будут ругать за ошибку; д) уверен, что отвечу хорошо;

е) довольно часто;

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

а) ничего не предпринимаю; б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией; г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я…

а) делаю его снова, исправляя ошибки; б) теряюсь; в) прошу помощи;

г) приношу извинения; д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я…

а) обращаюсь за помощью; б) не выполняю его; в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю его, потом списываю; д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравиться выполнять задания, если они требуют…

а) большого умственного напряжения; б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

в) письменные домашние; г) не требуют сообразительности;

д) сложные и большие; е) неинтересные, не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

 

Обработка результатов.

Вопросы 1,2,3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4,5,6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

3-й содержательный блок анкеты (7-й, 8-й, 9-й вопросы) указывает на различные виды мотивов.

Каждый вариант ответа в вопросах наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в ответ. А именно:

- внешний мотив – 0 баллов;

- игровой мотив – 1 балл;

- получение отметки – 2 балла;

- позиционный мотив – 3 балла;

- социальный мотив – 4 балла;

- учебный мотив – 5 баллов.

 

Ключ.

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед косой чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово.Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/3; 30/2.

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Результат следует анализировать вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску». Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.

Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

- степени предполагаемого риска;

- преобладающей мотивации;

- опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое, когда без риска удается получить желаемый результат; второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

 


 



2018-07-06 2872 Обсуждений (0)
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой). 4.50 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)