Исследование эмоциональной отзывчивости.
Цель – определение уровня эмпатических тенденций личности. Стимульный материал – тест-опросник из 33 утверждений, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызывать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, живой и неживой природой. Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если Ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните от «да», а если они иные, то подчеркните ответ «нет».
1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко 2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать 3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться, и открыто проявляют свои чувства 4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют 5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать 6. Я считаю, что глупо плакать от счастья 7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей 8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания 9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия 10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди 11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными 12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми 13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно. 14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки 15. По моему мнению одинокие пожилые люди недоброжелательны 16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь 17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком 18. Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле. 19. Когда я вижу, что с кем-то плохо общаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую 20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются 21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему 22. Мне неприятно, если люди вздыхают или плачут, когда смотрят кинофильмы 23. Чужой смех меня раздражает 24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют 25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены 26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка 27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных 28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге 29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей 30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие 31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм 32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг нас 33. Маленькие дети плачут без причин
Обработка результатов. Цель обработки результатов – получить индекс эмпатичности испытуемого. Чтобы получить этот индекс, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом. Да – 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31. Нет – 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33. Таким образом, индекс эмпатии (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет». Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретаций индекса эмпатии с учетом возраста и пола респондентов.
Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста. Анализ результатов. Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия и сопереживания связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других людей. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и животных. Такая отзывчивость побуждает к оказанию помощи другим. Поэтому при анализе результатов нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не все склонны рефлексировать, поэтому для интерпретации показателей уровни эмпатии у юношей и девушек различаются. Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди них – степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии окружающих по их жестам, мимике, интонации, а также от жизненного опыта и воспитания. Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатии, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с окружающими. Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоисты, которые пользуются добротой других для достижения своих целей. Поэтому для эмоционально отзывчивых людей важно умение отстоять себя в условиях столкновения с себялюбием, эгоизмом других людей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (963)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |