Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


IV. Можно ли считать, что функция управления присущ. лишь отдельным методам?



2018-07-06 975 Обсуждений (0)
IV. Можно ли считать, что функция управления присущ. лишь отдельным методам? 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Да, для этой цели разработаны специальные методы.

2. Нет, это общая функций всех методов.

3. Ничего определенного сказать нельзя: все зависит от обстоятельств.

4. Управление вообще не функция метода, посредством метода лишь достигаются дидактические цели.

5. Функция управления — побочная для всех методов.

V. Из перечисленных утверждений выберите методы обучения:

1) беседа; 2) устное изложение; 3) лекция; 4) рассказ;

5) инструктаж; 6) объяснение; 7) разъяснение; 8) работа с книгой; 9) эстетическое воспитание; 10) видеометод;

11) проблемное обучение; 12) диспут; 13) дискуссия; 14) по­знавательная игра; 15) трудовое воспитание; 16) повторе­ние изучаемого; 17) методы программированного обучения;

18) демонстрация; 19) обобщение; 20) индуктивный; 21) ил­люстрация; 22) стимулирования; 23) упражнения; 24) дедук­тивный; 25) практический метод; 26) лабораторный метод;

27) подведение итогов; 28) обучающий контроль; 29) комби­нированный; 30) ситуационный метод; 31) письменные упражнения; 32) увещевание.


Сущность и содержание методов обучения

Рассказ относится к словесным методам устного изложе­ния. Ведущая функция данного метода — обучающая. Сопут­ствующие функции — развивающая, воспитывающая, побуди­тельная и контрольно-коррекционная. Рассказ — это моноло­гическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмо­ционального преподнесения знаний. Этот метод применяется прежде всего в младших классах, в школе второй и третьей ступени он используется реже.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назна­чение первого — подготовить учащихся к изучению нового ма­териала, второй служит для изложения намеченного содержа­ния, а третий — заключает отрезок обучения.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для уча-

щихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержа­ние рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элемен­тами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связ­ной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать

свои мысли.

Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подби­рает необходимый материал, а также методические приемы, спо­собствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические прие­мы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рас­сказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 10 мин), пластичным, протекать на положи­тельном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших), а так­же от условий — места и времени, выбранных учителем для рас­сказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактичес­кой работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода — побуждающая, но с не меньшим ус­пехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь раз­ностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализа­ции (припоминанию) уже известных им знаний и достичь ус­воения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следо­вать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за ша­гом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства бесе­ды еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом позна­ния. Велика также воспитательная роль беседы.

В некоторых дидактических системах (в частности, про-грессивистской) беседа была поднята до уровня ведущего мето­да обучения. Но оказалось, что с ее помощью нельзя достичь всех дидактических целей. Если у школьников нет определен­ного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается

малоэффективной. Поэтому она не может быть универсальным методом, а должна обязательно сочетаться с изложением, лек­цией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.

Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться дедуктивным либо ин­дуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, по­средством анализа которых они приходят к частным заключени­ям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.

Современная наука пришла к заключению, что беседа наи­более эффективна для:

• подготовки учащихся к работе на уроке;

• ознакомления их с новым материалом;

• систематизации и закрепления знаний;

•текущего контроля и диагностики усвоения знаний. Предложено несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы: 1) вводные или организую­щие; 2) сообщения новых знаний (сократические, эвристичес­кие и др.); 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контроль-но-коррекционные.

Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель — выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторны­ми и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехи­зической (вопросо-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возраже­ния), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем во­просы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспиты­вает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учи­тель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической бесе-

ды учащиеся приобретают знания путем собственных усилий,

размышлений.

Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обоб­щения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагности­ческих целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у

учащихся знания.

Для успешного применения беседы необходима прежде все­го серьезная подготовка к ней учителя. Педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, по­добрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспо­могательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу бесе­ды, продумать методику ее организации и проведения — поря­док включения вопросов, по каким узловым положениям необ­ходимо сделать обобщения и выводы и т. д.

Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие во­просы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.

Очень важна техника осуществления вопросо-ответного обучения. Каждый вопрос задается всему классу. И только пос­ле небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Не следует поощрять учеников, «выкрикивающих» от­веты. Слабых нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы. Не ставятся длинные или «двойные» вопросы. Если никто из учащихся не может от­ветить на вопрос, нужно его переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос. Не следует добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать от­вет, не затрудняясь размышлениями.

Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно сле­дить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в бесе­де, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение. Каждый ответ внимательно выслушивает-

ся. Правильные ответы одобряются, ошибочные или непол­ные — комментируются, уточняются. Учащемуся, который от­ветил неправильно, предлагается самому обнаружить неточ­ность, ошибку, и лишь тогда, когда он не сумеет этого сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения учителя уча­щиеся могут задавать вопросы друг другу, но, как только учи­тель убедится, что их вопросы не имеют познавательной цен­ности и задаются в целях мнимой активизации, это занятие следует прекратить.

Педагогу следует знать, что беседа — неэкономный и слож­ный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагоги­ческого мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно.




2018-07-06 975 Обсуждений (0)
IV. Можно ли считать, что функция управления присущ. лишь отдельным методам? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: IV. Можно ли считать, что функция управления присущ. лишь отдельным методам?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (975)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)