III Тема: «Движение по азимуту»
Цель: научить приемам ориентирования в пространстве и определения направления движения по азимуту.
Оборудование: компас, мерная лента или 10—15-метровая рулетка, часы наручные механические, дальномер школьный, планшет.
Методические рекомендации
Пользуясь компасом, можно определить стороны горизонта, направление движения по азимуту. Азимут — это угол между направлением на север и направлением на заданный предмет, который отсчитывается по часовой стрелке.
Например, зная, что азимут из точки А в точку Б составляет 45º (А = 45º), вы, сориентировав компас, определяете азимут и идете в нужном направлении.
При движении он или задается, или его определяется. Для определения азимута движения из одного пункта (точки стояния) в другой необходима карта.
Для ориентирования на местности важно уметь определять не только направление, но и расстояние. Измеряют расстояние с помощью различных методов: счета шагов и времени движения, визуальных, инструментальных. Визуальная (на глаз) оценка расстояний — это наблюдение объектов местности и их видимость в зависимости от удаленности от наблюдателя. Такой метод позволяет определять расстояние приблизительно, для этого необходима постоянная тренировка.
Тема: «План местности. Географические карты и их классификация»
1.Чтение плана, топографической и географической карты.
Цель. Научиться определять направления и расстояния на плане и карте, пользоваться масштабом, условными знаками, находить и правильно показывать различные объекты на топографических и географических картах.
Оборудование.Набор топографических карт, географические атласы, курвиметры, линейки, циркули.
Инструктаж. Используя учебные топографические карты, географический атлас, выполнить практическую работу по предложенному ниже порядку. Все данные практической работы записать в тетрадь.
Ход выполнения работы.
Работа с топографической картой.
1. Определить основные направления на топографической карте и масштаб. 2. Используя условные топографические знаки составить план местности.
Ознакомиться с условными знаками топографической карты:
а) населенные пункты и их подписи;
б) отдельные местные предметы;
в) дорожная сеть;
г) гидрография;
д) рельеф;
е) растительный покров и грунты.
3.Найти отдельные условные знаки на топографической карте.
2.Определение широты и долготы места на географической карте и нахождение пункта по широте и долготе.
Таблица 2.
Характеристика географической карты
Цель. Научиться работать с градусной сеткой на глобусе и карте, определять широту и долготу места и находить пункты (точки) по широте и долготе.
Оборудование. Глобусы и географические атласы.
Инструктаж. Перед выполнением практической работы по определению широты и долготы места и нахождению пункта по широте и долготе следует повторить определения, что такое градусная сетка, для чего она предназначена, почему называется градусной.
Экватор представляет собой окружность длиной около 40000 км (длина 1° на экваторе будет равна 40000 км: 360°=111 км). Длина параллелей к северу и югу от экватора постепенно уменьшается и в крайних точках на севере и юге сводится к нулю.
Расстояние от экватора к северу и к югу, выраженное в градусах, называется географической широтой: к северу — северная широта, к югу — южная широта.
Счет меридианов ведется от нулевого меридиана, который проходит через Гринвич (пригород Лондона). Расстояние на восток и на запад от Гринвича, выраженное в градусах, называется географической долготой места. К западу от Гринвича — западная долгота, к востоку — восточная. Практическую работу лучше начать на глобусе, а продолжить на физических картах мира и Россия (географические атласы).
Ход выполнения работы
1. Найти на глобусе экватор — нулевую параллель при защите практики
2. Найти крайние точки севера и юга, т. е. точки, расположенные на 90° северной и 90° южной широты. 3. Ответить на вопросы устно при защите практики: а) сколько градусов от экватора до Северного полюса и от экватора до Южного полюса;
б) какое количество параллелей можно провести на земном шаре.
4. Определить на глобусе и физической карте, через сколько градусов проведены параллели. 5. Найти 30е с. ш.; 60° с. ш.; 90° с. ш.; 20° ю. ш.; 40° ю. ш.; 80е ю. ш.
6. На какой широте находятся Москва, Киев, Дели, Нью-Йорк, Сантьяго?
7. Найти нулевой и 180-й меридианы. 8. Ответить на вопросы устно при защите практики: а) от какой точки начинается счет меридианов; б) почему называют восточное и западное полушария; в) в каком направлении ведется счет меридианам. 9. Найти географическую долготу (30° в. д.; 60° в. д.; 130° в. д.; 20° з. д.; 70° з. д.; 160° з. д.).
1. Определить географические координаты Мурманска, Ташкента, Каира, Нью-Йорка, Мельбурна, Буэнос-Айреса, Джакарты. 2. Определить географические координаты крайних точек РОССИЯ: мыса Челюскина, мыса Дежнева, Кушки, Калининграда. 3. Найти города по следующим координатам: 60° с. ш., 30° в. д.; 36° с. ш. и 140° в. д. __ .06.2018год.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (561)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |