Интенсивные — качество, экстенсивные — количество.
ЭКОНОМИКА Мировая экономика— это совокупность взаимосвязанных национальных хозяйств, участвующих в международном разделении труда. Мировая экономика — это система международных экономических взаимоотношений, осуществляющая связь между национальными хозяйствами. Международная экономическая система включает торговлю, финансовые отношения, распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. Характерные черты мировой экономики: Целостность. Предполагает экономическое взаимодействие всех частей системы на достаточно устойчивом уровне. Только в данных условиях возможно обеспечение постоянной деятельности, саморегуляции и развития системы. Иерархичность. Между странами существует иерархия в зависимости от уровня их социально-экономического развития. Развитые страны имеют наибольшее воздействие на систему мировой экономики, занимают доминирующие позиции на мировых рынках. Саморегуляция и адаптация осуществляется посредством рыночного механизма спроса и предложения, а также с помощью государственного и межгосударственного регулирования. Основной тенденцией развития современной мировой экономики является усиление взаимозависимости и взаимосвязи национальных хозяйств, которое проявляется в глобализации мирохозяйственных связей. Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных системой международных экономических отношений. В основе мирового хозяйства лежит международное разделение труда ( МРТ). МРТ – специализация отдельных стран на производстве определённого вида товаров и услуг, которыми страны обмениваются между собой. Мировая экономика — это противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.
Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов); обоснованное, устойчивое, обязательное для выполнения законодательство является залогом успешного функционирования рыночной экономики; защита конкуренции — монополии наносят вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функцией государства; перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.); финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды; финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания и т. п.; изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов — эффектов, приходящихся на долю третьих лиц (не участвующих в рыночной сделке); контроль и регулирование уровня занятости, цен темпов экономического роста; финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Финансово-экономические методы управления включают налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, контрольные и целевые методы, а также систему государственно-частного партнерства и стимулирования роста доходов населения.
Правовые методы опираются на систему нормативных актов, требованиям которых в обычных условиях должны следовать все субъекты хозяйственной деятельности. Речь идет, например, о правовых нормах, определяющих условия заключения контрактов, функционирования предприятий; взаимных обязательствах в области трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т. п.
Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов. Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги. Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственного управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение. Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов. В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета. Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы. Бюджетный профицит — это сумма, на которую доходы государства превышают его расходы. Профицит возникает достаточно редко, чаще всего наблюдается дефицит бюджета. То есть для осуществления всех расходов необходимо найти дополнительные средства. Эти средства поступают из источников финансирования бюджетного дефицита.
Источники финансирования бюджетного дефицита: внутреннее финансирование (выпуск и продажа ценных бумаг; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; использование средств центрального банка) и внешнее финансирование (продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке; кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций; кредиты иностранных правительств).
Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги.
Структурно современная экономическая теория делится на два раздела — микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями. Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.
Под финансовым институтом понимается учреждение, занимающееся как основной деятельностью операциями по передаче денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финансовых инструментов. Основное предназначение финансового института – организация посредничества, т. е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам.
Проблема экономического роста и его темпов — одна из важнейших в макроэкономике. Ее изучение позволяет, во-первых, понять причины различий в уровне жизни и темпах экономического роста между различными странами в один и тот же период (межстрановые различия) и внутри страны в разные периоды (межвременные различия); во-вторых, выявить факторы экономического роста; в-третьих, определить условия сохранения высокого уровня жизни в странах, уже достигших его, и, наконец, разработать меры государственной политики по обеспечению и ускорению экономического роста. Экономический рост — это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП.
В данном определении ключевыми являются слова: тенденция, это значит, что реальный ВВП не должен обязательно увеличиваться каждый год, имеется в виду лишь направление движения экономики, так называемый «тренд»; долгосрочная, поскольку экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, а, следовательно, речь идет об увеличении потенциального ВВП (т. е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики; реального ВВП (а не номинального, рост которого может происходить за счет роста уровня цен, причем даже при сокращении реального объема производства). Поэтому важным показателем экономического роста выступает показатель величины реального ВВП. Главная цель экономического роста — рост благосостояния и увеличение национального богатства.
В политике регулирования экономики государство ставит, прежде всего, глобальные цели — поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного производства. Эти цели стоят перед государством всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть: поддержание сбалансированного общественного производства; стимулирование роста производства; обеспечение полной занятости; повышение эффективности общественного производства; справедливое распределение дохода; стабильность цен, недопущение инфляции; сохранение природной среды и т. д.
Экономическая система — принципы, механизмы и способы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Типы экономических систем:
Традиционная. Ответы на вопросы дают традиции и обычаи. Опирается на хозяйственный опыт. Профессия, навыки передаются из поколения в поколение. Господствует натуральное хозяйство. Отсталые технологии. Широкое распространение ручного труда. Многоукладность экономики. Командно-административная. Ответы на вопросы даёт государство. Централизованное планирование, распределение, ценообразование. Директивные методы управления. Отсутствие стимулов развития. Бюрократизация. Дефицит. Рыночная. Ответы на вопросы дают потребители и производители. Индивидуальный интерес, выгода. Смешанная. Ответы на вопросы дают рынок и государство. Разнообразие форм собственности. Государство решает социальные проблемы. Правовая защита потребителей и производителей.
Рыночнаяэкономика — экономическаясистема, основаннаянапринципахсвободногопредпринимательства, многообразияформсобственностинасредствапроизводства, рыночногоценообразования, договорныхотношениймеждухозяйствующимисубъектами, ограниченноговмешательствагосударствавхозяйственнуюдеятельностьсубъектов. Этоэкономика, вкоторойтолькорешениясамихпокупателей, поставщиковтоваровиуслугопределяютструктурураспределения. Командная экономика — способ ориентации и управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Командная экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и инвестиции принимаются собственниками средств производства на основе собственных интересов а не согласно всеобъемлющего плана.
Признаки рыночная системы: свободная конкуренция; свободное ценообразование; частная собственность на факторы производства; предпринимательская деятельность; развитая система общественного разделения труда (специализированный труд); открытое хозяйство, развитая рыночная инфраструктура (биржи, банки, и т. д.); отсутствие постоянного регулирования национальной экономики; цены устанавливаются на рынке, следовательно спрос и предложение тоже формируются на рынке. Это основные признаки рыночной экономики.
Признаки командной системы: общественная собственность факторы производства (ресурсы); коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности; централизованное фондирование предприятий для выполнения государственных планов; отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей; отсутствие рыночной системы стимулирования и мотивации производителей; отсутствие конкуренции, монополизм производителей.
Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и качества жизни населения. Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.
Экономический спад — длительное, устойчивое снижение объемов производства основных видов товаров и услуг, понижение деловой активности. Обычно экономический спад сопровождается уменьшением реальных доходов населения.
Экономический рост — постоянный сдвиг вне кривой производственных возможностей, который осуществляется благодаря приросту ресурсов и повышению технологического уровня. Экономический рост зависит: от численности населения, доли рабочего класса в численности населения, производительности труда, инвестиций. Экономический кризис — резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся: в значительном спаде производства, в нарушении сложившихся производственных связей, в банкротстве предприятий, в росте безработицы. Экономический цикл — попеременное чередование подъёмов и спадов в циклическом развитии. Интенсивные — качество, экстенсивные — количество. Кэкстенсивнымфакторамроста относятся: - увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии; - увеличение числа занятых работников; - рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала. Кинтенсивнымфакторамроста относятся: - ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фондов и т.д.); - повышение квалификации работников; - улучшение использования основных и оборотных фондов; - повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации. При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов роста — об интенсивном типе.
валовый внутренний продукт — рыночная стоимость конечной продукции, произведенная на территории данной страны за определенный период.
Основными принципами расчеты ВВП является: учет только конечных товаров и услуг (тех, которые приобретены для конечного использования, а не для дальнейшей обработки), исключение из расчета непроизводительных сделок (покупка-продажа ценных бумаг, государственные выплаты пенсий, пособий, стипендий), частные трансферные платежи (подарки, выплаты родителей, оплата труда домохозяйки).
валовый национальный продукт — исчисленная в рыночных ценах стоимость произведённых страной в течение года конечных товаров и услуг (наши производители в стране и за рубежом). При подсчёте ВНП не учитывается: купля-продажа ценных бумаг, приобретение товаров на вторичных рынках, операции теневой экономики, стоимость услуг, оказываемых в рамках собственного домохозяйства. Чистый национальный продукт = ВНП − амортизация. Налогислужат как источником пополнения государственных доходов, так и рычагом воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны. Основным элементом налоговой системы являются налоги. Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.
К федеральным налогам и сборам относятся: НДС (налог на добавленную стоимость), акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налоги на доход от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенные пошлины и таможенные сборы, налоги на пользование недрами, налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, экологический налог и др.
К региональным (субъектов Федерации) налогам и сборам относятся: налоги на имущество организаций, налоги на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налоги на игровой бизнес, региональные лицензионные сборы и др.
Местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество с физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы и др.
В зависимости от ставки различают налоги: Пропорциональные налоги — налоги, у которых средняя и предельная налоговая ставки остаются постоянными при любом изменении дохода. Прогрессивные налоги — когда при возрастании дохода увеличиваются средние и предельные ставки налогов. При прогрессивном налогообложении, как правило, устанавливается необлагаемый минимум дохода. Это доход, с которого налоги не взимаются. По мере превышения доходами этого уровня средняя и предельная ставки возрастают. Регрессивные налоги — налоги, средняя предельная ставки которых уменьшаются по мере роста облагаемой суммы.
По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые — это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. Основными объектами прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги. Косвенные налоги — это те налоги, которые включаются в цены товара или услуги, увеличивая ее. Такие налоги перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически оплачивает их потребитель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.
прямой — платят собственники дохода и имущества (подоходный, на имущество, на прибыль), косвенный— платят покупатели (акциз, таможенная пошлина, НДС). Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Налоговая система — законодательно закрепленная совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания. В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: Всеобщность — охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих доходами, имуществом. Обязательность. Юридические и физические лица, облагаемые налогами, обязаны уплачивать их в строго указанное сроки, нарушение сроков или отклонение от уплаты карается законом. Равнонапряженность, т. е. взимание налогов по единым ставкам, независимо от субъектов налогообложения. Однократность — недопущение того, чтобы с объекта обложения налог взимался более одного раза. Стабильность. Ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться. Простота и доступность для восприятия. Гибкость. Налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики. Справедливость.
В теории налогообложения различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Первый предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны уплачивать одинаковые налоги. Второй — то, что налогоплательщики, находящиеся в неравном положении, должны уплачивать неравные налоги. Налоговая система содержит следующие элементы: Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложено обязательство платить налоги. Носитель налога — лицо, из дохода которого выплачивается налог. Источник налога — средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т. д.). Единица обложения — единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т. д.). Налоговая ставка — величина налога с единицы обложения. Налоговые льготы — уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т. д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Налоговые платежи — виды и группы налогов. Налоговая база — сумма, с которой взимается налог. Налоговое бремя — отношение налоговой суммы к доходу.
К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: концепция полученных благ (принцип выгоды) утверждает, что тот, кто получает больше выгод от государства, должен уплачивать и более высокие налоги; концепция платежеспособности утверждает, что размер налогов должен зависеть от получаемого дохода. Субъект налогообложения — юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога. Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог. Объекты налогообложения — доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется. Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога.то есть доходом, из которого выплачивается налог. ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ Номинальная — сумма денег за работу. Реальная — количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Эми́ссия денег — выпуск денег в обращение, ведущий к увеличению денежной массы[1]
Дефляция— это изъятие из обращения избыточной массы денег с целью увеличения их покупательной способности. Дефляция свидетельствует о неблагоприятной экономической ситуации.
Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее. Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой. Если сравнивать характер инфляционных процессов в условиях металлической денежной системы и в современных условиях, когда функционирую бумажные и электронные деньги, то в период золотого стандарта инфляция возникала периодически: при резком возрастании спроса, связанном, прежде всего, с войнами. В современных условиях процесс инфляции стал постоянными и периоды снижения цен наблюдаются теперь все реже и реже. Борьба с инфляцией Для борьбы с инфляцией государство в первую очередь сокращает расходы на социальные нужны, в том числе делает индексацию пенсий и заработных плат бюджетным сотрудникам (то есть понижает), так оно должно уменьшить массу денег в обороте, так как цены повышаются и появляются пустые деньги, что может привести в девальвации и деноминации национальной валюты. Для того, чтобы стабилизировать скорость оборота денег в стране и уровень производства, государство снижает массу денег.
Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Банковская система РФ — совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Уровни банковской системы: Центробанк — некоммерческая организация, прибыль в бюджет. Создан в 1990 году.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |