Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семейная жизнь глазами матери



2018-07-06 329 Обсуждений (0)
Семейная жизнь глазами матери 0.00 из 5.00 0 оценок




Методика PARJ (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (преж-де всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (се-мейной роли).

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающие-ся разных сторон отношения родителей к ребенку и жиз-ни в семье. Из них — 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 — касаются родительско-детских отно-шений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I - опти-мальный эмоциональный контакт, П — излишняя эмоцио-

нальная дистанция с ребенком, III — излишняя концент-рация на ребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли

Описываются с помощью 8 признаков, их номера в оп-росном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

.— ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

.— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

.— семейные конфликты (7);

.— сверхавторитет родителей (11);

.— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

.— «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

.— доминирование матери (19);

.— зависимость и несамостоятельность матери (23).

 

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

.— побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

.— партнерские отношения (14);

.— развитие активности ребенка (15);

.— уравнительные отношения между родителями и ре-бенком (21).

 

П. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (со-стоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9,16):

.— раздражительность, вспыльчивость (8);

.— суровость, излишняя строгость (9);

.— уклонение от контакта с ребенком (16).

 

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, б, 10, 12, 18, 20, 22):

.— чрезмерная забота, установление отношений зависи-мости (2);

.— преодоление сопротивления, подавление воли (4);

.— создание безопасности, опасение обидеть (6);

.— исключение внесемейных влияний (10);

.— подавление агрессивности (12);

.— подавление сексуальности (18);

.— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

.— стремление ускорить развитие ребенка (22).

 

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной после-довательности, и отвечающий должен выразить к ним от-ношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости опре-деляет выраженность признака. Таким образом, максималь-ная выраженность признака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 - высокие оценки, соответственно - 8, 7, 6, 5 - низ-кие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже не-большие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, ста-райтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А — если с данным положением согласны полностью; а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны; б - если с данным положением скорее не согласны, чем согласны; Б — если с данным положением полностью не согласны».

О себе сообщите:
Возраст
Пол
Образование
Профессия
Количество и возраст детей

 

1. Если дети считают свои взгляды правиль-ными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б

2. Хорошая мать должиа сберегать сяоих

детей даже от маленьких трудностей и обцд. А а б Б

1. 3. Для хорошей матери дом и семья -са,МОе важное в жизни. А а б Б

2. 4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б

3. 5. Дети должны отдавать себе отчет в 'гом, что родители делают для них очень много. А а б Б

4. 6. Маленького ребенка всегда следует креп-ко держать во время мытья, чтобы он не у^ал. А а б Б

5. 7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. АабБ

6. 8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благо-дарить родителей за строгое воспитание. А а б Б

7. 9. Пребывание с ребенком целый день мо-жет довести до нервного истощения. А а б Б

8. 10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

9. 11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

10. 12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

11. 13. Самое плохое для матери, занимающей-ся хозяйством, чувство, что ей нелегко освобо-диться от своих обязанностей.

12. 14. Родителям легче приспособиться к де-тям, чем наоборот.

13. 15. Ребенок должен научиться в жизни мно-гим нужным вещам, и поэтому ему нельзя раз-решать терять ценное время.

14. 16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать по-стоянно.

15. 17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

16. 18. В присутствии ребенка не надо разгова-ривать о вопросах пола.

17. 19. Если бы мать не руководила домом, му-жем и детьми все происходило бы менее орга-низованно.

18. 20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

19. 21. Если бы родители больше интересова-лись делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

20. 22. Большинство детей должны самостоя-тельно справляться с физиологическими нуж-дами уже с 15 месяцев.

21. 23. Самое трудное для молодой матери — ос-таваться одной в первые годы воспитания ре-бенка.

 

АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ

А абБ А абБ А абБ АабБ А абБ АабБ

АабБ

АабБ

АабБ

1. 24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье непра-вильная.

2. 25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые не-сет жизнь.

3. 26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

4. 27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

5. 28. Мать должна жертвовать своим счасть-ем ради счастья ребенка.

6. 29. Все молодые матери боятся своей нео-пытности в обращении с ребенком.

7. 30. Супруги должны время от времени ру-гаться, чтобы доказать свои права.

8. 31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

9. 32. Матери часто настолько бывают замуче-ны присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

10. 33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

11. 34. Ребенок должен уважать своих родите-лей больше других.

 

35.Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеж-дает мать в том, что ее воспитательные возмож-ности меньше умений и способностей (могла бы, но...).

АабБ

АабБ АабБ АабБ А абБ АабБ А абБ АабБ

А абБ АабБ АабБ

АабБ

АабБ

1. 37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

2. 38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

3. 39. Родители, которые разговаривают с ре-бенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

4. 40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

5. 41. Нельзя допускать, чтобы девочки и маль-чики видели друг друга голыми.

6. 42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

7. 43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

8. 44. Если у вас принято, что дети рассказы-вают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие воп-росы можно решить спокойно и без конфликтов.

9. 45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

10. 46. Нехорошо, когда мать одна преодолева-ет все трудности, связанные с уходом за ребен-ком и его воспитанием.

11. 47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

12. 48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

13. 49. Женщина должна выбирать между до-машним хозяйством и развлечениями.

14. 50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

 

АабБ

А абБ

А абБ

А аб Б

А аб БАабБ

А абБ АабБ

А абБ А абБ

АабБ АабБ А абБ

1. 51. Очень мало женщин получает благодар-ность детей за труд, затраченный на их воспи-тание.

2. 52. Если ребенок попал в беду, в любом слу-чае мать всегда чувствует себя виноватой.

3. 53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вы-зывают раздражение.

4. 54. Дети, которым внушили уважение к нор-мам поведения, становятся хорошими, устой-чивыми и уважаемыми людьми.

5. 55. Редко бывает, чтобы мать, которая це-лый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

6. 56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

7. 57. Дети должны знать, что нет людей бо-лее мудрых, чем их родители.

8. 58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

9. 59. Молодые матери страдают по поводу сво-его заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

10. 60. Заставлять детей отказываться и при-спосабливаться — плохой метод воспитания.

 

61 . Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.

1. 62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому при-выкнут.

2. 63. Когда мать плохо выполняет свои обя-занности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанно-стей по содержанию семьи.

 

АабБ АабБ АабБ

АабБ

АабБ АабБ А абБ АабБ А абБ АабБ АабБ АабБ

АабБ

1. 64. Детские игры с сексуальным содержа-нием могут привести детей к сексуальным пре-ступлениям.

2. 65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хо-зяйство.

3. 66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

4. 67. Родители, которые выслушивают с одоб-рением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

5. 68. Чем быстрее слабеет связь детей с семь-ей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы.

6. 69. Умная мать делает все возможное, что-бы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

7. 70. Дети должны принимать участие в ре-шении важных семейных вопросов.

8. 71. Родители должны знать, как нужно по-ступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

9. 72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом.

10. 73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

11. 74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

12. 75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

 

А абБ

А абБ А абБ

АабБ

АабБ

А абБ А абБ

А абБ

А абБ А абБ

А абБ А абБ

1. 76. В семейной жизни существует много воп-росов, которые нельзя решить путем спокойно-го обсуждения.

2. 77. Большинство детей должны воспитывать-ся более строго, чем это происходит на самом деле.

3. 78. Воспитание детей - это тяжелая работа.

4. 79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

5. 80. Больше всех других дети должны ува-жать родителей.

6. 81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это мо-жет привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

7. 82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

8. 83. Родители должны считать детей равно-правными по отношению к себе во всех вопро-сах жизни.

9. 84. Когда ребенок делает то, что обязан, он на-ходится на правильном пути и будет счастлив.

10. 85. Надо оставить ребенка, которому груст-но, в покое и не заниматься им.

11. 86. Самое большое желание любой матери -быть понятой мужем.

12. 87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные про-блемы.

13. 88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

14. 89. Так как ребенок - часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

 

А аб Б

Ааб БА аб БА аб БАаб Б

А аб БА аб БАаб БАаб БАаб БА аб Б

А аб БАаб БА аб Б

1. 90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принима-ют их советы.

2. 91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справ-ляться с физиологическими нуждами.

3. 92. Большинство женщин нуждаются в боль-шем количестве времени для отдыха после рож-дения ребенка, чем им дается на самом деле.

4. 93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит роди-телям свои проблемы.

5. 94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к лю-бой работе.

6. 95. Для хорошей матери достаточно обще-ния с собственной семьей.

7. 96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

8. 97. Матери жертвуют всем ради блага соб-ственных детей.

9. 98. Самая главная забота матери — благопо-лучие и безопасность ребенка.

10. 99. Естественно, что двое людей с противо-положными взглядами в супружестве ссорятся.

 

100. Воспитание детей в строгой дисципли-не делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. 103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям.

А абБ

А абБ

А абБ

А абБ

А абБ А абБ

А абБ А абБ А абБ

А абБ А абБ А абБ А абБ А абБ

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать чувствует себя несчаст-ной, потому что знает, что многие вещи, кото-рые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у роди-телей было больше прав и привилегий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. 108. Дети делают все возможное, чтобы за-интересовать родителей своими проблемами. 109. Немногие мужчины понимают, что мате-ри их ребенка тоже нужна радость в жизни. 110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отда-вать себе отчет в том, что будет вынуждена ру-ководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родите-лями и легче доверяет им свои проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кор-мить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отноше-нию к детям.

АабБ

АабБ

АабБ

Ааб БАаб БАаб БАаб Б

Ааб БАаб Б

Ааб Б

Ааб Б

Ааб Б

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

^чЛтвет
АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ

 

№ ппЧ,
1

 

24 47 7093
2

 

25 48 7194
3

 

26 49 7295
4

 

27 50 7396
5 28 51 7497
6 29 52 7598
7 30 53 7699
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
10 33 56 79102
11 34 57 80103
12 35 58 81104
13 36 59 82105
14 37 60 83106
15 38 61 84107
16 39 62 85108
17 40 63 86109
18 41 64 87110
19 42 65 88111
20 43 66 89112
21 44 67 90113
22 45 68 91114
23 46 69 92115

 

Для психолога, работающего в производственном кол-лективе, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Методика позволяет оценить специфику внутрисе-мейных отношений, особенности организации семей-ной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

— хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);

- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональ-ной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в мето-дике это шкала 17);

— отношения, обеспечивающие воспитание детей, «пе-дагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «пред-варительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (се-мейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семей-ного конфликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в произ-водственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приори-тете семейных проблем над производственными, о вторич-ности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале

13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому призна-ку, характерна зависимость от семьи, низкая согласован-ность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют высокие оцен-ки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психоло-гу лучше понять специфику семейных отвошений обсле-дуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенно-стей неудавшихся отношений между родителями и ребен-ком, зоны напряжений в этих отношениях-

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

КЛЮЧ

 

\Ответ Значение Ааб Б Ааб Б Ааб Б Ааб Б Ааб Б признака № шК

1 24477093
2 25487194
3 26497295
4 27507396
5 28517497
6 29527598
7 30537699
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
10 33 56 79102
11 34 57 80103
12 35 58 81104
13 36 59 82105
14 37 60 83106
15 38 61 84107
16 39 62 85108
17 40 63 86109
18 41 64 87110
19 426588Ш
20 43 66 89112
21 446790113
22 45 68 91114
23 46 69 92115

 

А — 4 балла; а — 3 балла; 6 — 2 балла; Б — 1 балл.

 

Признаки:

1) Вербализация 13) Неудовлетворенность

ролью хозяйки 2) Чрезмерная забота 14) Партнерские отношения 3) Зависимость от семьи 15) Развитие активности ре-

бенка 4) Подавление воли 16) Уклонение от конфликта 5) Ощущение самопожерт-17) Безучастность мужа вования 6) Опасение обидеть 18) Подавление сексуальности 7) Семейные конфликты 19) Доминирование матери

8) Раздражительность 20) Чрезвычайное вмешатель-

ство в мир ребенка 9) Излишняя строгость 21) Уравнение отношения 10) Исключение внесемей-,22) Стремление ускорить раз-ных влияний витие ребенка 11) Сверхавторитет роди-23) Несамостоятельность ма-телей тери

J

г

12) Подавление агрессивноств

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А. Я. ВАРГА, В. В. СТОЛИН

Тест-опросник родительского отношения (0Р0) представ-ляет собой психодиагностический инструмент, ориентиро-ванный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система раз-нообразных чувств по отношению к ребенку, поведенчес-ких стереотипов, практикуемых в общении с ним, особен-ностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. 1. « Принятие-отвержение*. Шкала отражает интеграль-ное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание од-ного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребен-ка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклон-ностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребен-ку и не уважает его.

2. 2. «Кооперация* - социально желательный образ роди-тельского отношения. Содержательно эта шкала раскры-вается так: родитель заинтересован в делах и планах ре-бенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творчес-кие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ре-бенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. 3. «Симбиоз* - шкала отражает межличностную дис-танцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим-биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ре-бенком единым целым, стремится удовлетворить все по-требности ребенка, оградить его от трудностей и неприят-ностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по сво-

 

ей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятель-ности никогда.

1. 4. «Авторитарная гиперсоциализация* - отражает фор-му и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За про-явления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребен-ка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

2. 5. * Маленький неудачник* - отражает особенности вос-приятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении дан-ного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоя-тельность. Родитель видит ребенка младшим по сравне-нию с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьез-ными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

Текст опросника

1. 1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. 3. Я уважаю своего ребенка.

4. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значи-тельно отклоняется от нормы.

5. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от ре-альных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. 8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, кото-рые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

18. 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. 21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. 22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и спо-собный, как мне бы хотелось.

25. 25. Я жалею своего ребенка.

26. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое сво-бодное время.

28. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрос-леет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. 33. При принятии семейных решений следует учиты-вать мнение ребенка.

34. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. 37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эго-изм, упрямство и лень.

40. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

 

41 . Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

1. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

2. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

3. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

4. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

5. 46. Мой ребенок часто раздражает меня.

6. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

7. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

8. 49. Я не доверяю своему ребенку.

9. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

10. 51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

11. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

12. 53. Я разделяю интересы своего ребенка.

13. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать само-стоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

14. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

15. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

16. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

17. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

18. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

19. 60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

20. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к Опроснику

1. 1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. 5. «Маленький неудачник» : 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

 

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учиты-вается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответ-ствующим шкалам интерпретируется как:

.- отвержение,

.- социальная желательность,

.- симбиоз,

.- гиперсоциализация,

.- инфантилизация (инвалидизация).

 

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К. РОДЖЕРСА И Р. ДАЙМОНДА

ОПРОСНИК СПА

1. 1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибуд! в разговор.

2. 2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. 3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. 4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. 5. Часто ругает себя за сделанное.

6. 6. Часто чувствует себя униженным.

7. 7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8. 8. Свои обещания выполняет всегда

9. 9. Теплые, добрые отношения с окружающими.

10. 10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.

11. 11. В своих неудачах винит себя.

12. 12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13. 13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изме-нить, все усилия напрасны.

14. 14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. 15. Принимает в целом те правила и требования, кото-рым надлежит следовать.

16. 16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. 17. Любит мечтать — иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. 18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застре-вает» на переживаниях обид, мысленно перебирая спосо-бы мщения.

19. 19. Умеет управлять собой и собственными поступка-ми, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него

 

— не проблема.

1. 20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

2. 21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.

3. 22. Люди, как правило, ему нравятся.

4. 23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

5. 24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

6. 25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

7. 26. С окружающими обычно ладит.

8. 27. Всего труднее бороться с самим собой.

9. 28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

10. 29. В душе - оптимист, верит в лучшее.

11. 30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

12. 31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

13. 32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

14. 33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

15. 34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

16. 35. Человек с привлекательной внешностью.

17. 36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

18. 37. Приняв решение, следует ему.

19. 38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

20. 39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

21. 40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

22. 41. Всем доволен.

23. 42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

24. 43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, ста-ло вдруг безразличным.

25. 44. Уравновешен, спокоен.

26. 45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

27. 46. Часто чувствует себя обиженным.

28. 47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

29. 48. Бывает, что сплетничает.

30. 49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда под-водят его.

31. 50. Довольно трудно быть самим собой.

32. 51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

33. 52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом — не от мира сего.

34. 53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

35. 54. Старается не думать о своих проблемах.

36. 55. Считает себя интересным человеком — привлека-тельным как личность, заметным.

37. 56. Человек стеснительный, легко тушуется.

38. 57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, что-бы довел дело до конца.

39. 58. В душе чувствует превосходство над другими.

40. 59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я.

41. 60. Боится того, что подумают о нем другие.

42. 61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

43. 62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.

44. 63. Чедовек деятельный, энергичный, полон ини-циатив.

45. 64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

46. 65. Себя просто недостаточно ценит.

47. 66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

48. 67. Относится к себе в целом хорошо.

49. 68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем.

50. 69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отноше-ния, особенно — если разногласия грозят стать явны-ми.

51. 70. Подолгу не может принять решение, а потом сомне-вается в его правильности.

52. 71. Пребывает в растерянности, все спуталось, все сме-шалось у него.

53. 72. Доволен собой.

54. 73. Невезучий.

55. 74. Человек приятный, располагающий к себе.

56. 75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нра-виться как человек, как личность.

57. 76. Презирает лиц противоположного пола и не связы-вается с ними.

58. 77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг — не справлюсь, а вдруг - не получится.

59. 78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

60. 79. Умеет упорно работать.

61. 80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

62. 81. Случается, что говорит о том* в чем совсем не разби-рается.

63. 82. Всегда говорит только правду.

64. 83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

65. 84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

66. 85. Чувствует неуверенность в себе.

67. 86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

68. 87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отно-шениях с другими.

69. 88. Человек толковый, любит размышлять.

70. 89. Иной раз любит прихвастнуть.

71. 90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

72. 91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитыва-ет на чью-то помощь.

73. 92. Никогда не опаздывает.

74. 93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

75. 94. Выделяется среди других.

76. 95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно по-ложиться.

77. 96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

78. 97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми.

79. 98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

80. 99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят. 100. Беспокоится, что лица противоположного пола

 

слишком занимают мысли. 101. Все свои привычки считает хорошими.

БЛАНК для ответов

12345678 910
111213 141516 1718 19 20
2122232425262728 29 30
3132 33 3435363738 3940
4142434445464748 49 50
515253 5455565758 59 60
616263 6465666768 69 70

 

7172 73 747576 7778 79 80

 

8182838485868788 89 90

 

919293 9495969798 99100
101

 

Инструкция

 

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим соб-ственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание оп-росника, примерьте его к своим привычкам, своему обра-зу жизни и оцените : в како й мер е это высказыва-ние может быть отнесено к Вам. Для того, чтобы обозна-чить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по ваше-



2018-07-06 329 Обсуждений (0)
Семейная жизнь глазами матери 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семейная жизнь глазами матери

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)