Типы динамики максимального темпа движений
Графики: а — выпуклого типа; б — ровного типа', в — промежуточного и вогнутого типов; г - нисходящего типа. Горизонтальная линия — линия, отмечающая уровень на-чального темпа работы в первые 5 сек. Тест используется обычно в комплексе с другими, из-меряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологи-ческого консультирования по совершенствованию индиви-дуального стиля деятельности. Тестирование производит-ся индивидуально, занимает не более 2 мин. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ Л. И. ВАССЕРМАНА И Н. В. ГУМЕНЮКА Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, соответствующего вашему пове-дению. 1. Бывает ли Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую? 1) никогда; 2) иногда; 3) почти всегда. 1. 2. У Вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)? 1) меньше, чем работа большинства людей; 2) примерно такая же, как работа большинства людей; 3) больше, чем работа большинства людей. 2. 3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена: 1) делами, требующими решения; 2) обыденными делами; 3) делами, которые Вам скучны. 3. 4. Жизнь некоторых людей часто переполнена неожи-данностями, непредвиденными обстоятельствами и ослож-нениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с таки-ми событиями?
1) несколько раз в день;
5. В случае, если Вас что-то сильно гнетет, давит, или люди слишком многого требуют от Вас, то Вы: 1) теряете аппетит и/или меньше едите; 2) едите чаще и/или больше обычного; 3) не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите. 6. В случае, если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть неотложные заботы, то Вы: 1) немедленно принимаете соответствующие меры; 2) тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать. 1. 7. Как быстро Вы обычно едите? 1) я обычно кончаю есть раньше других; 2) я ем немного быстрее других; 3) я ем с такой же скоростью, как и большинство людей; 4) я ем медленнее, чем большинство людей. 2. 8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что
Вы едите чересчур быстро? 1) да, часто; 2) да, раз или два; 3) нет, мне никто никогда этого не говорил. 9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете? 1) я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно; 2) я делаю это только тогда, когда не хватает времени; 3) я делаю это редко или никогда не делаю. 10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слиш-ком долго не может закончить мысль, Вы чувствуете же-лание поторопить его? 1) часто;
11. Как часто Вы действительно «заканчиваете» мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор? 1) часто; 2) иногда; 3) почти никогда. 12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-либо слишком подробно? 1) раз в неделю или чаще; 2) несколько раз в месяц; 3) почти никогда; 4) никогда. 13. Если Вы говорите своим близким или друзьям, что при- едете в определенное время, то как часто Вы опаздываете? 1) иногда; 2) редко; 3) почти никогда; 4) я никогда не опаздываю. 14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно? 1) часто; 2) иногда; 3) редко или никогда. 15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут. Вы: 1) спокойно подождете;
16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то Вы: 1) спокойно ждете своей очереди; 2) испытываете нетерпение, но не показываете этого; 3) чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие; 4) решительно отказываетесь стоять в очереди и пы-таетесь найти способ избежать потери времени. 17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то Вы: 1) напрягаете все силы, для победы;
2. 18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудни-ки) начинаете новую работу. Что Вы думаете о соревнова-нии в этой работе?
1) предпочитаю избегать этого; 2) принимаю потому, что это неизбежно; 3) получаю удовольствие, так как это меня подбад-ривает и стимулирует. 19. Когда Вы были моложе, большинство людей счита- ло, что Вы: 1) часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться. 20. Чем, по Вашему мнению, Вы отличаетесь в настоя- щее время: 1) часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится во всем быть первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться. 1. 21. По мнению Ваших родных или друзей Вы: 1) часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим; 2) иногда стараетесь и Вам нравится быть во всем первым и лучшим; 3) обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаблены); 4) Вы всегда расслаблены и несклонны соревноваться? 2. 22. Как оценивают Ваши родные или друзья Вашу об-
щую активность? 1) недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее; 2) около среднего; всегда есть какое-то занятие; 3) сверхактивность, бьющая через край энергия. 23. Согласились бы знающие Вас люди, что Вы относи- тесь к своей работе слишком серьезно? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да;
24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы менее энергичны, чем большинство людей? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди с тем, что за короткое время Вы способны выполнить большой объем работы? 1) да, абсолютно;
26. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы легко сердитесь (раздражаетесь)? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 27. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы живете мирной и спокойной жизнью? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 28. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы большинство дел делаете в спешке? 1) да, абсолютно; 2) возможно, да; 3) возможно, нет; 4) абсолютно, нет. 29. Согласились ли бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень старае-тесь выиграть? 1) да, абсолютно;
1. 30. Какой характер был у Вас, когда Вы были моложе? 1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю; 2) вспыльчивый, но поддающийся контролю; 3) вполне уравновешенный, (не было проблем); 4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя). 2. 31. Каким Вы представляете свой характер сегодня: 1) вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю; 2) вспыльчивый, но поддающийся контролю; 3) вполне уравновешенный; 4) почти никогда не сержусь (не выхожу из себя). 3. 32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не началь-
ник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при этом? 1) я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше; 2) я чувствую легкую досаду; 3) я чувствую раздражение, потому что это мешает делу. 33. Если повторяющиеся прерывания в работе действи- тельно Вас разозлили, Вы: 1) ответите резко; 2) ответите в спокойной форме; 3) попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить; 4) попытаетесь найти более спокойное место для ра-боты, если это возможно. 34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку? 1) ежедневно или чаще; 2) еженедельно; 3) ежемесячно или реже. 35. Работа, которую Вы должны закончить к опреде- ленному сроку, как правило: 1) не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна; 2) вызывает сильное напряжение, так как срыв сро-ка может повлиять на работу группы людей. 36. Вы сами себе определяете сроки выполнения рабо- ты на службе и дома?
37. Качество работы, которую Вы выполняете, к концу назначенного срока бывает: 1) лучше; 2) обычное; 3) хуже. 38. Бывает ли, что на работе Вы одновременно выполняе- те два или несколько заданий, делая то одно, то другое? 1) нет, никогда; 2) да, но не так часто; 3) да, постоянно. г 39. Были бы Вы удовлетворены возможностью оставать- ся на нынешней работе в последующем году? 1) Да; 2) нет, мне хотелось бы добиться большего; 3) конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе я буду очень расстроен. 40. Если бы Вы могли выбрать, то что бы Вы предпочли: 1) прибавку к заработной плате без продвижения в должности; 2) продвижение в должности без существенного по-вышения зарплаты. 41 . К концу отпуска Вы: 1) хотите продлить его еще на недельку — другую; 2) чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе; 3) Вам хочется чтобы отпуск кончился, и Вы могли вернуться к обычной работе. 42. Бывало ли так, что за последние три года Вы брали меньше дней отпуска, чем положено? 1) Да; 2) нет; 3) нет, никогда. 43. Бывает ли, что во время отпуска вы не можете пере- стать думать о работе? 1) да, часто; 2) да, иногда; 3) нет, никогда. 44. В последние три года Вы получали какие-либо по- ощрения на работе? 1) нет, никогда; 2) иногда; 3) да, часто. 45. Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой? 1) редко или никогда; 2) раз в неделю или реже; 3) почти постоянно. 46. Как часто Вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время? 1) на моей работе это невозможно; 2) весьма редко; 3) иногда (реже, чем раз в неделю). 47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб или повышенная температура? 1) да; 2) нет. 48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от ра- боты, то Вы: 1) некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к Вам; 2) продолжаете работать также активно, несмотря на усталость. 49. Когда Вы работаете в коллективе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить? 1) редко; 2) не чаще, чем от других; 3) чаще, чем от других. 50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)? 1) никогда:
1. 51. Если кто-то поступает в отношении &ас нечестно, Вы: 1) прямо указываете ему на это; 2) находитесь в нерешительности и поступаете в за-висимости от обстоятельств; 3) ничего не говорите об этом. 2. 52. По сравнению с другими, выполняющими такую
же работу, Вы прилагаете: 1) гораздо больше усилий; 2) несколько больше усилий; 3) примерно столько же усилий; 4) немного меньше усилий; 5) гораздо меньше усилий. 53. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы чувствуете: 1) значительно большую ответственность; 2) несколько большую ответственность; 3) примерно такую же ответственность; 4) несколько меньшую ответственность; 5) значительно меньшую ответственность. 54. По сравнению с другими, выполняющими та-кую же работу, Вы чувствуете необходимость торо-питься? 1) гораздо больше;
55. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Вы: ) значительно более аккуратны; ) несколько более аккуратны; ) примерно в такой же степени аккуратны; ) несколько менее аккуратны; ) значительно менее аккуратны. 56. По сравнению с другими, выполняющими такую же работу, Ваше отношение к ней: 1) гораздо более серьезное; 2) несколько более серьезное; 3) мало отличается от других; 4) несколько менее серьезное; 5) значительно менее серьезное. 57. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы работаете в течение недели; 1) больше часов; 2) примерно столько же; 3) меньше, чем раньше; 58. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует: 1) меньшей ответственности; 2) столько же ответственности; 3) большей ответственности. 59. По сравнению с работой, которую Вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа: 1) более престижна; 2) столь же престижна; 3) менее престижна. 60. Сколько разных работ Вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)? 1) изменений не было или были однажды;
2. 61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?
1) да;
Обработка данных. В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах: Если количество баллов не превышает 167, то с высо-кой вероятностью диагностируется выраженный тип по-веденческой активности личности — тип А; 168-335 баллов — диагностируется определенная тенден-ция к поведенческой активности типа А (условно - А 1); 336-459 — диагностируется промежуточный (переход-ный) тип личностной активности — тип АБ; 460-626 баллов — диагностируется определенная тенден-ция к поведенческой активности типа Б (условно - Б 1); 627 баллов и выше — диагностирует;~я с высокой вероятностью выраженный поведенческий тип личностной активности — тип Б. Интерпретация результатов. 1. Для испытуемых с выраженной поведенческой ак-тивностью — тип А — характерны: преувеличенная потребность в деятельности — сверх-вовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечь-ся от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений; постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при не-удовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактив-ность в достижении цели нередко сразу в нескольких об-ластях жизнедеятельности, нежелание отказаться от дос-тижения цели, несмотря на «поражение»; неумение и нежелание выполнять каждодневную обсто-ятельную и однообразную работу; неспособность к длительной и устойчивой концентра-ции внимания; нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, ест*, говорить, принимать решения; энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкреп-ляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи; импульсивность, эмоциональная несдержанность в спо-рах, неумение до конца выслушать собеседника; соревновательность, склонность к соперничеству и при-знанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов; стремление к доминированию в коллективе или компа-ниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельства-ми и жизненными трудностями. 2. Для лиц, у которых диагностируется тендевция к поведенческой активности типа А1, характерны: повышенная деловая активность, напористость, увле-ченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется, в известной мере, расчетли-востью и умением выбрать главное направление деятель-ности, быстрым принятием решения; энергичная, выразительная речь и мимика; эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стрем-ление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы; чувствительность к похвале и критике; неустойчивость настроения и поведения в стрессонасы-щенных ситуациях; стремление к соревновательности, однако без амбици-озности и агрессивности; при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием. 3. Для лиц, у которых диагностируется промежуточ-ный (переходный) тип поведенческой активности — АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, раз-носторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и уме-ло организованным отдыхом; моторика и речевая экспрес-сия умеренно выражены. Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоя-тельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрес-согенных факторов, хорошая приспособляемость к различ-ным видам деятельности. 4. Для лиц, у которых диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б1, харак-терна рациональность. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, РИСКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ «ПРОГНОЗ»
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |