Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика «Графический диктант»



2019-05-23 258 Обсуждений (0)
Методика «Графический диктант» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: Определение уровня развития мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций
Материал: листочек в клетку, карандаш
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведешь, жди, пока я не скажу как нужно проводить следующую линию. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая. Карандаш от бумаги не отрывай. Давай начнем первый рисунок».
1 рисунок: 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо. Дальше ребенок должен продолжить рисунок самостоятельно. Здесь можно подсказывать, направлять ребенка. На выполнение самостоятельного рисунка дается 1,5-2 минуты.
2 рисунок: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 3 вправо. Дальше ребенок продолжает работать самостоятельно также 1,5-2 мин.
Оценивается только второй рисунок.
Понимание слов инструкции:
4 балла – все задание выполнено безупречно;
3 балла – 1-3 ошибки;
2 балла – более 3-х ошибок;
1 балл – более 5 ошибок.
Уровень развития моторики:
Наличие разрывов – 1 балл;
Дрожание руки – 1 балл;
Выход за площадь клетки – 1 балл.

10. Поведение в условиях обследования

Контактность.
3 балла – ребенок охотно идет на контакт, стремится продолжить общение, задает много вопросов.
2 балла – ребенок самостоятельно не проявляет инициативы, но идет на общение по принуждению
1 балл – ребенок не идет на контакт, отвечает односложно
Работоспособность.
3 балла – ребенок прилагает все силы на выполнение задания, стремится доделать до конца, не отвлекается во время работы, пытается самостоятельно справиться с трудностями.
2 балла – ребенку требуется в некоторых случаях стимулирование, помощь и психологическая поддержка при преодолении трудностей.
1 балл – ребенок быстро устает, часто отвлекается, при возникновении трудностей отказывается выполнять задание.
Интерес.
3 балла – ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, просит продолжить ситуацию обследования, вносит элементы фантазирования, охотно поддерживает игру.
2 балла – интерес к отдельным заданиям или сначала проявляется интерес, но потом быстро угасает.
1 балл – интерес отсутствует.

 

 

Программа 5 Краткая характеристика готовности ребенка
к началу школьного обучения

Для исследования готовности ребенка к школе можно использовать представленную ниже программу, при этом для изучения необходимых способностей выбирая любые методики по своему усмотрению.
Составляющие готовности:

  1. Психологическая и социальная готовность.
  2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
  3. Развитие познавательной деятельности.
  4. Состояние здоровья.

Психологическая и социальная готовность
а) Желание идти в школу:

  1. ребенок хочет идти в школу;
  2. особого желания идти в школу нет;
  3. идти в школу не хочет.

б) Учебная мотивация:

  1. осознает важность и необходимость учения, цели учения приобрели (или приобретают) самостоятельную привлекательность;
  2. цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения;
  3. цели учения не осознаются и ничего привлекательного в школе не видит.

в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

  1. достаточно легко вступает в контакт, понимает ситуацию правильно, воспринимает ее смысл и адекватно ведет себя;
  2. контакты в общении затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватно;
  3. ребенок плохо вступает в контакт, сильные затруднения в общении и понимании ситуации.

г) Организованность поведения:

  1. поведение организованное;
  2. поведение недостаточно организованное;
  3. поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности:
Высокий уровень – если большинство показателей оценивается 1-м уровнем;
Средний – если большинство показателей оценивается 2-м уровнем;
Низкий – если большинство показателей оценивается 3-м уровнем.
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
а) Фонематический слух и артикуляционный аппарат:

  1. нарушений в фонематическом строе речи нет, звукопроизношение четкое, речь правильна, отчетлива;
  2. в фонематическом строе речи и произношении звуков есть нарушения, необходимо обследование логопеда;
  3. ребенок косноязычен, необходимо наблюдение логопеда.

б) Мелкие мышцы руки:

  1. рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом и ножницами;
  2. рука развита недостаточно хорошо, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;
  3. рука развита плохо, карандашом и ножницами работает тоже плохо.

в) Пространственная ориентация, координация движений и телесная ловкость:

  1. ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
  2. отмечаются отдельные признаки недоразвития пространственной ориентации, координации движений, недостаточно ловок;
  3. ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж и малоподвижен.

г) Координация в системе «глаз-рука»:

  1. ребенок может правильно перенести зрительный образец на расстоянии, т.е. с классной доски;
  2. графический образ переносится в тетрадь с небольшими искажениями;
  3. при переносе образа наблюдаются грубые нарушения.

д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах и картинках с множеством контуров):

  1. объем соответствует показателям возрастной группы;
  2. объем ниже средних показателей возрастной группы;
  3. объем намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций определяется по тем же параметрам (см. п. 1).
Развитие познавательной деятельности:
а) Кругозор:

  1. представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране или городе, в котором живет, о животных и растениях, о временах года;
  2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
  3. кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем бессистемны и отрывочны.

б) Развитие речи:

  1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
  2. ребенок затрудняется в поиске слов, выражений, мыслей, встречаются отдельные грамматические погрешности, речь недостаточно выразительна;
  3. слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок, нарушены согласования в числе и падеже, порядок слов, предложения не закончены.

в) Развитие познавательной активности и самостоятельности:

  1. ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждается в дополнительных внешних стимулах;
  2. ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется дополнительная внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
  3. уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

г) Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей):

  1. ребенок определяет содержание, смысл, в том числе и скрытый, анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает различие при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
  2. все задания на определение сформированности интеллектуальных умений выполняются при стимулирующей помощи взрослого;
  3. задания выполняются с организующей и направляющей помощью взрослого, освоенный способ деятельности ребенок может перенести на выполнение сходного задания;
  4. при выполнении заданий необходима обучающая помощь, которая при этом воспринимается с трудом, освоенный способ деятельности самостоятельно не переносится на другие задания.

д) Произвольность деятельности:

  1. ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат и сам преодолевает трудности. Возникающие в ходе работы;
  2. ребенок выбирает средства для намеченного плана, но при этом часто отвлекается в процессе деятельности и трудности преодолевает при психологической поддержке;
  3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, организующая и направляющая помощь малоэффективна.

е) Контроль деятельности:

  1. результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с заданной целью;
  2. результаты усилий ребенка частично соответствуют цели и сам ребенок не может увидеть это неполное соответствие;
  3. результаты усилий совсем не соответствуют цели, и ребенок не видит этого несоответствия доже при помощи взрослого.

ж) Темп деятельности:

  1. соответствует средним показателям возрастной группы;
  2. ниже средних показателей;
  3. намного ниже средних показателей.

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности определяется по тем же параметрам (см. п.1). При оценке интеллектуальных умений 4 показателем присваивается «очень низкий уровень» по данному пункту.
Состояние здоровья:
а) Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства. Указать конкретные обстоятельства, повлиявшие на развитие ребенка (трудные роды, травмы).
б) Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить и т.д.)
в) Состояние соматического здоровья (есть ли отклонения в соматическом здоровье и болезненность, сколько раз за год болел, сколько это дней в сумме). Указать группу здоровья.
Заключение о готовности ребенка к школе.
Ребенок готов к школе, если по трем параметрам ему выставляется уровень высокий или средний.

Диагностические методики для изучения мотивов учения
1. Исследование мотивации с помощью детских рисунков
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет.
а) Рисунок не соответствует теме:

  1. изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая;
  2. отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам;
  3. непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР.

б) Рисунок соответствует теме:

  1. изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов;
  2. ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации;
  3. игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.

2. Методика определения ведущих мотивов учения

Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (для мальчиков или девочки – для девочек) разговаривают про школу, а ты внимательно послушай». Далее зачитывается рассказ и к каждому случаю выкладывается схематическая картинка.
«Собрались как-то дети вместе и стали говорить, почему они ходят в школу.

  1. первый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил.
  2. второй мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что мне нравится туда ходить, учить уроки. Даже если бы школы не было, я бы все-равно учился.
  3. третий мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, есть с кем играть.
  4. четвертый мальчик ответил: А я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я хожу в школу, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.
  5. пятый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А вырастешь, можешь стать кем хочешь.
  6. шестой же мальчик заметил: А я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.

После того, как выложили все картинки, ребенку задается три вопроса:

  1. как, по-твоему, кто из мальчиков прав? А почему?
  2. c кем из ребят ты хотел бы играть? А почему?
  3. а с кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

Каждый рассказик соответствует определенному мотиву учения. Поэтому, предпочтения ребенка в выборе друга определяет его ведущие мотивы:
1 – отсутствие школьной мотивации как таковой;
2 – познавательный мотив;
3 – игровой мотив;
4 – узколичностный мотив;
5 – социальный мотив;
6 – мотив получения хороших оценок.



2019-05-23 258 Обсуждений (0)
Методика «Графический диктант» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика «Графический диктант»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)