Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение сформированности школьного типа мотивации



2019-05-23 349 Обсуждений (0)
Определение сформированности школьного типа мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок




Инструкция: Сейчас я буду рассказывать тебе истории о тебе самом. Но не о том, что было, а том, что могло бы произойти. А ты внимательно слушай, и будешь говорить мне, что бы ты сделал или сказал, если бы с тобой это произошло.

  1. представь, что мама сказала тебе вечером: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе ходить в школу. Хочешь, я пойду и договорюсь с учительницей, чтобы тебе разрешили не ходить в школу еще месяц (полгода, год)». Что ты ответишь маме?
  2. представь, что мама так и сделала (или: не послушалась тебя и сделала по-своему), договорилась и тебе разрешили не ходить в школу. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо. Что бы ты стал делать, чем занимался бы, пока другие ребята в школе?
  3. представь, что есть две школы: школа А и школа Б. В школе А в первом классе расписание такое, что каждый день уроки письма, математики и чтения, а уроки рисования и физкультуры не чаще одного раза в неделю. А в школе Б все наоборот. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
  4. представь, что на улице ты встретил мальчика (для девочек – девочку), которому тоже 7 лет. Но он не ходил ни в подготовительный класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает, что нужно делать, чтобы лучше подготовиться к школе. Что бы ты ему ответил?
  5. представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить в школу каждый день, а к тебе будет приходить учительница домой и заниматься с тобой всем тем, что дети учат в школе. Ты бы согласился учиться в школе?
  6. в школе А нужно делать все так, как велит учительница: внимательно ее слушать, не разговаривать на уроке, поднимать руку, если надо выйти или что-то сказать. А в школе Б ничего не сделают, если ты встанешь во время урока, поговоришь с соседом или выйдешь.
  7. представь, что ты очень хорошо, старательно работал на уроке, и учительница сказала тебе: «Сегодня ты учился очень хорошо, я даже хочу наградить тебя. Выбирай, что ты хочешь: шоколадку, игрушку или поставить в журнал пятерку?». Что бы ты выбрал?
  8. представь, что ваша учительница уехала на месяц в командировку. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам поставить на это время другую учительницу, а можем попросить, чтобы ваши мамы побыли учителями, и каждый день одна из мам вела бы у вас уроки». Как бы ты захотел?

Каждый ответ ребенка оценивается как школьный или дошкольный. Варианты школьных ответов даны ниже. Соответственно, дошкольными являются противоположные по смыслу ответы.
Общее отношение к школе и учению:

  1. положительное отношение к школе и учению, отказ от предлагаемой отсрочки.
  2. наличие школьной, учебной ориентации в ситуации необязательного посещения школы (ответы типа «Буду читать», «Буду писать буквы» и т.п.).
  3. ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
  4. отказ от школы, лишенной учебного содержания. Предпочтение уроков грамоты и счета дошкольным видам деятельности.
  5. содержательное представление о подготовке к школе.
  6. ориентация на новые, собственно школьные формы организации деятельности:
  7. предпочтение классных занятий индивидуальным формам обучения.
  8. предпочтение школы, где соблюдение дисциплины обязательно.
  9. предпочтение отметки как формы награды другим видам поощрения.
  10. признание авторитета учителя перед родительским.

4. Изучение эмоционального отношения к школе

Для проведения методики понадобится 22 карточки с прилагательными – антонимами и 2 коробочки с наклеенными картинками. На одной картинке изображены дети в школьной форме и с портфелями, а на другой – дети в игрушечном автомобиле и с игрушками.
Прилагательные-антонимы могут быть следующими: хороший – плохой, чистый – грязный, активный – пассивный, добрый – злой, быстрый – медленный, веселый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, легкий – тяжелый, горячий – холодный, решительный – робкий.
Перед ребенком ставятся две коробочки и поясняется: «Вот это школьники, они идут в школу. А это дошкольники, они играют. Сейчас я тебе буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьникам или дошкольникам, и в ту коробку положи».
После окончания подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробке. Чем больше положительных прилагательных в школьной коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе.

5. Анкета для выявления уровня школьной мотивации

  1. тебе нравится в школе или не очень?
  2. утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. если бы учитель сказал, что завтра нужно приходить не всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  4. тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. ты хотел бы, чтобы давали домашнее задание?
  6. ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  7. ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. у тебя много друзей?
  10. тебе нравятся твои одноклассники?

Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла. Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом, оцениваются в 0 баллов.
Итоговый уровень:
25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность
20-24 б. – нормальная школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеучебные мотивы
10-14 б. – низкая школьная мотивация
<10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. – М., 1996.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский. – Т.3. – М., 1983.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
  6. Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М.: ИМАТОН, 1999.
  7. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми/ Дж. Лешли. – М., 1991.
  8. Мухина В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. – СПб., 1992.
  9. Непомнящая Н. Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Н. Непомнящая. – М., 1994.
  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – М., 1996.
  11. Особенности психического развития детей 6-7 лет/ Под ред. А.Л. Венгера. – М., 1988.
  12. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. Дубровиной.- М., 1988.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М., 1995.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома/ Н.В.Самоукина. – М., 1993.
  15. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А Афонькина.– М., 1995.
  16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя/ Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М., 1993.
  17. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ Т.В.Чередникова. – СПб., 1996.
  18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского. – М., 1990.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика исследования обучаемости А. Ивановой
Данная методика построена на основе теоретических положений Л.С. Выготского относительно актуального и потенциального уровней развития ребенка. Задания, которые предлагаются ребенку, построены таким образом, что если он не может выполнить их самостоятельно, экспериментатор предлагает ему обучающую помощь. Способность ребенка принять эту помощь и сделать соответствующие выводы свидетельствует об уровне его обучаемости.
Таким образом, данная методика позволяет прогнозировать способность ребенка к обучению.
Материал: таблица с геометрическими фигурами и два набора карточек.
А) В таблице вразброс представлены:
- три геометрические фигуры: круги, квадраты и треугольники;
- двух размеров: большие и маленькие;
- четырех цветов: красные, желтые, зеленые и синие. Размер таблицы ≈36*24
Б) первый набор карточек включает в себя те же 24 фигуры, что и в таблице, только в разрезанном виде (размер карточки ≈6*8 см).
В) второй набор карточек (также разрезанных и того же размера) содержит:
- четыре геометрические фигуры: ромб, круг, треугольник и квадрат;
- двух размеров: большие и маленькие;
- трех цветов: красные, синие, зеленые.
Ход проведения: Данная методика проводится в три этапа.
I этап. Предварительная ориентировка
Экспериментатор издалека показывает ребенку карточки, сложенные в колоду, и говорит: «Эти карточки тебе надо будет разложить по группам, подходящие с подходящими». В это время ребенку дается таблица с геометрическими фигурами со словами «Но сначала посмотри эту таблицу, тут они все нарисованы и подумай как ты будешь это делать». Кроме этого более ничего не говорится и не объясняется, от вопросов ребенка уходим. В протоколе фиксируются все слова и действия ребенка. Через 30 секунд таблицу забираем и убираем. Больше в работе она никак не понадобится.
II этап. Основное задание
Включает в себя три задачи.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
Задача 1. Ребенку передается первый набор карточек, где геометрические фигуры трех форм и четырех цветов, и предлагается: «Разложи эти карточки подходящие с подходящими. Можешь сделать три или четыре группы». Таким образом, предлагаем ребенку разложить карточки либо по цвету, либо по форме. После этого в течение 30 секунд в протоколе фиксируются все действия ребенка. Если он пассивен и не приступает к работе или наоборот действует очень хаотично, то по истечении 30 секунд экспериментатор оказывает ему организующую помощь. Если пассивен, говорим: «Выложи несколько карточек на стол», если же хаотичен, то «не спеши, выкладывай карточки по одной». В протоколе отмечается какая организующая помощь была оказана. Еще 30 секунд ждем. Если ребенок вновь ничего не предпринимает, то даем первый обучающий урок. Обучать нужно, начиная с цвета.
Урок-подсказка № 1: Из карточек, лежащих на столе, выбираем две, отличающиеся только по цвету (например, красный и синий маленькие кружки). Выкладываем их перед ребенком и задаем вопрос: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?» Если ребенок молчит, отвечаем сами: «Они отличаются по цвету». После первого урока подсказки наблюдаем за ребенком, в протоколе фиксируем все его действия и высказывания.
Если после первого урока в течение 30 секунд ребенок не начал работать, даем второй.
Урок-подсказка № 2: Из остальных карточек, лежащих на столе, выбираем третью, сходную с одной из двух первых по цвету (например, большой красный квадрат). Задаем вопрос: «Куда мы положим эту карточку – сюда или сюда?» Если ребенок не отвечает, проговариваем сами, например: «Мы положим эту карточку сюда, потому что она тоже красная».
Затем снова молчим и 30 секунд наблюдаем за ребенком, заполняя протокол. Если он не приступает к заданию или выполняет его неправильно, даем третий урок.
Урок-подсказка № 3: Берем карточку того цвета, которого еще нет, кладем ее рядом с первыми двумя и говорим: «Сюда мы будем класть все желтые, сюда все синие, сюда все красные карточки».
В течение 30 секунд опять фиксируем действия ребенка. Если он все еще затрудняется, дальше даются 4-ый, 5-ый, 6-ой и так далее уроки-подсказки. Суть их в том, что экспериментатор берет из общей кучи карточку, кладет ее в нужную группу и поясняет, почему он сделал именно так.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
После того, как все карточки будут разложены, говорим: «Молодец, ты правильно разложил все карточки. Но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие». Все высказывания фиксируем в протоколе. Если ребенок не отвечает или ответил неправильно, сами делаем обобщающий вывод: «Мы разложили карточки по цвету: красные с красными, синие с синими, желтые с желтыми». Но в протоколе записываем то, что сказал ребенок.
Задача 2. После этого собираем все карточки, перемешиваем и подаем ребенку со словами: «А теперь разложи карточки иначе, тоже подходящие с подходящими, но по-другому – на 4 группы (или на три группы)». Если в первые 30 секунд ребенок пытается раскладывать карточки по тому же признаку, как и в первой задаче, то в протоколе это отмечается как проявление инертности. Далее работа ведется также, как в первой задаче. В конце обязательно делается обобщающая словесная формулировка, если не ребенком, то самим экспериментатором. В протоколе же фиксируются слова ребенка.
Задача 3. Снова собираются и перемешиваются все карточки и подаются ребенку со словами: «В последний раз разложи их по группам, подходящие с подходящими, но теперь так, чтобы получилось две группы». Далее все идет также, как и раньше. Отмечаем проявление инертности, если такое имеет место. В конце работы просим дать обобщаю формулировку: «Назови, какие карточки ты собрал вместе? Чем похожи карточки одной группы?»
III этап. Аналогичное задание
После выполнения второго этапа методики, убираем первый набор карточек. Предлагаем ребенку второй вариант карточек и говорим: «Ты уже научился складывать карточки по группам. Эти карточки тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как это можно сделать?» В протоколе фиксируются время выполнения и результат самостоятельной деятельности ребенка. Наилучшим результатом является свободное перечисление всех трех признаков и обозначается как полный логический перенос в словесной форме. Если ребенок самостоятельно выделяет только два признака, то это будет частичный логический перенос в словесной форме. Если ребенок разложил все карточки по трем группам, но не смог словесно объяснить принцип раскладок, то это полный логический перенос в наглядно-действенной форме. Если ребенок выделяет только два признака, непосредственно работая с карточками, это будет частичный логический перенос
в наглядно-действенной форме. Если выделяется только один признак или вообще ни одного, значит логический перенос отсутствует.
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
Оценка результатов:
1. Ориентировка в материале (ОР) – активная - 0 баллов
– пассивная -1 балл
2. Восприимчивость к помощи (ВП) – за каждый урок в каждом задании – 1 балл
– за каждое проявление инертности – 1 балл
3. Логический перенос (ЛП):

  • за отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой классификации – 1 балл;
  • полный перенос в словесной форме – 0 баллов;
  • частичный перенос в словесной форме – 1 балл;
  • полный перенос в наглядно-действенной форме – 2 балла;
  • частичный перенос в наглядно-действенной форме – 3 балла;
  • отсутствие логического переноса – 4 балла.

Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП =

В норме ПО должен быть равен 3 ± 2 (т.е. от 1 до 5 баллов). Такой показатель свидетельствует о высокой способности к обучению.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бланк фиксации результатов по методике А.И. Ивановой

ФИО______________________ Дата_______ Возраст_______ Пол______

Протокол исследования

Этапы исслед - ия Тип задания Действия и высказывания обследуемого Время Оценка

1 Предва-
рительная ориент - ка

Работа с таблицей

 

 

 

 
 

2 Основное задание

1 ЗАДАЧА

1 урок
2 урок
Обобщающая формул-ка

 

 

 

 
 
 

2 ЗАДАЧА
1 урок
2 урок
Обобщающая формул-ка

 

 

 

 
 
 

3 ЗАДАЧА
1 урок
2 урок
Обобщающая формул-ка

 

 

 

 
 
 

3 Аналоги-чное задание

Работа со 2-м набором карточек

 

 

 

 
 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Ориентировка в материале (ОР) = _______ Восприимчивость к помощи (ВП) =_________ Логический перенос (ЛП) = ________ Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП = ___

 



2019-05-23 349 Обсуждений (0)
Определение сформированности школьного типа мотивации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение сформированности школьного типа мотивации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)